Поглощение «Роснефтью» одной из крупнейших частных компаний страны ТНК-ВР за рекордные для российских слияний деньги (сумма сделки оценивается более чем в 60 млрд. долл.) вновь вывело госкомпанию на первые полосы газет и интернет-изданий. А вместе с ней неизбежно и вполне заслужено в свет софитов попал и глава компании Игорь Сечин — ведь именно благодаря его усилиям российская нефтяная компания впервые в истории становится крупнейшей в мире по запасам нефти, обогнав бессменного лидера последних десятилетий — американскую ExxonMobil.
Нынешняя сделка войдет в историю, как одна из самых крупных не только в российском, но и в мировом масштабе. Сечину же предстоит взять в свои руки огромную ответственность - ведь «Роснефть» становится мощным инструментом геополитического влияния. И то, что у руля нового нефтяного гиганта будет стоять именно И.Сечин, более чем закономерно - мало кто в нашей стране сделал для этой компании (да и для отрасли в целом) больше, чем он.
* * *
Трудно представить, но менее чем 10 лет назад «Роснефть» даже не мечтала о том, чтобы войти хотя бы в тройку лидеров отрасли, не говоря уже о мировом масштабе. Методы управления были далеки от эффективных, конкурентоспособность — низкой, и (как и во многих госструктурах) в компании имели место кумовство и воровство различного масштаба.
Однако все изменилось с приходом к руководству компанией Игоря Сечина. Будучи государственником с большой буквы, он по крупицам собрал под крыло компании лучшие активы и заметно преобразил ее.
Став вице-премьером, курирующим ТЭК, Сечин так же быстро навел и порядок во всей нефтедобывающей отрасли. Именно он остановил разворовывание недр и активов, и создал прозрачные и понятные правила игры, которым подчинились крупнейшие игроки. В результате сверхприбыли от нефти перестали оседать в карманах олигархов и коррумпированных чиновников, а стали заполнять бюджет страны и Резервный фонд.
* * *
Сейчас в российской нефтедобыче и нефтепереработке наведен практически образцовый порядок — чего нельзя сказать о смежных отраслях ТЭКа. Об этом говорили на разных уровнях, но пока слова остаются словами.
О коррупции в энергетике Путин говорил еще в конце 2010 года после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, когда проверка Минэнерго показала, что каждый второй топ-менеджер в отрасли аффилирован с коммерческими организациями. В январе 2011 года Владимир Путин объявил о решении распространить проверки на госкомпании — «Газпром», «Росатом», «Транснефть», РЖД, ВТБ, ВЭБ, «Совкомфлот». Ответственным за эту работу был назначен куратор отрасли Игорь Сечин. Мы помним и то, как президент поручил ему вплотную заняться строительством мирового игрока нефтяной отрасли с российской пропиской. Результаты этой работы на лицо.
Но, не забывая о поручении президента, Сечин и сегодня продолжает бороться с распространением коррупции в ТЭК. По его инициативе были проведены проверки в и выявлены миллиардные хищения в «дочке» «Транснефти», занимающейся прокачкой нефтепродуктов - «Транснефтепродукте». Проверка, проведенная на ее предприятиях в 2010г., выявила нарушения, которые нанесли ущерб государству не менее чем на 4,4 млрд руб. - при этом источники, знакомые с ситуацией, утверждают, что цифра сильно занижена, поскольку истинный масштаб махинаций просто трудно оценить.
Сегодня из-за нынешнего руководства нефтетранспортная монополия стала одной из самых коррумпированных компаний страны. Ярко иллюстрирует коррупцию в «Транснефти» утекший в интернет доклад Счетной палаты о строительстве трубопровода «Восточная Сибирь — Тихий Океан» (ВСТО), согласно которому было расхищено 4 млрд долл.
Несмотря на то, что доклад получил широкую огласку, Н.Токарев спустил дело на тормозах, ограничившись мерами, больше похожими на заметание следов. Так, фигурировавшие в докладе СП работники «Транснефти» были в скором времени уволены под различными предлогами — и этим дело и ограничилось. Скандал со временем замяли, и жизнь в компании потекла по-прежнему — с привычными уже откатами и взятками.
Как известно, нефть мало просто добыть — ее надо еще и поставить конечному потребителю. Не секрет, что за доступ к трубе все частные нефтяные компании России вынуждены платить — причем не только по тарифу. Пользуясь монопольным положением, «Транснефть» требует огромные откаты наличными за выделение трубопроводных мощностей, а «рещальщик от Транснефти» не стесняясь обсуждает детали откатов в кофейнях в самом центре Москвы.
Схема тут проста и обкатана: нефтяной компании, которая хочет поставлять нефть, к примеру, в Словакию, говорят, что все мощности уже зарезервированы на месяцы вперед. Но есть выход — можно получить доступ к трубе, но при этом необходимо заключить контракт на поставку нефти с компаниями, зарегистрированными в оффшорах и аффилированных, по словам участников рынка, с руководством «Транснефти» - в частности, с бывшим вице-президентом компании Михаилом Арустамовым, которого понизили до ранга советника, но при этом оставили в монополии.
В результате даже крупные нефтяные компании, зарезервировавшие те или иные направления, страдают от внезапных изменений графиков и направлений поставок — в зависимости от того, куда руководству «Транснефти» выгоднее поставить нефть за полученный откат. Конечные потребители в той же Европе в итоге недополучают (или получают с существенным опозданием) закупленную нефть, что бьет уже по престижу России как надежного поставщика.
Не чураются люди близкие к руководству «Транснефти» брать взятки с поставщиков труб для строительства новых направлений — там крупнейшие компании страны вынуждены отдавать до 30% от суммы госзаказа за победу в конкурсе.
Разумеется, подобное положение дел крайне беспокоит И.Сечина, годами искоренявшего воровство и коррупцию в нефтедобыче — ведь в конечном итоге от действий коррумпированных чиновников «Транснефти» страдает престиж страны и отрасли, за которую он в ответе. Устав ждать, пока Н.Токарев сам наведет порядок в подконтрольной ему компании, Сечин на одном из закрытых совещаний недвусмысленно дал понять, что готов уже сам взяться за чистку этих «авгиевых конюшен», но в этом случае главе «Транснефти» придется пенять на себя.
Учитывая опыт и вес в отрасли господина Сечина, сомневаться в том, что ему это под силу, не приходится. Вопрос только в том, где в таком случае окажется нынешний глава «Транснефти», до сих пор закрывавший глаза на творящийся в его компании разгул коррупции.