Российский национальный авиаперевозчик – компания «Аэрофлот», готова отказаться от своего монопольного положения на международных направлениях, а также готова создать отечественного лоукостера. Об этом во время вчерашней встречи с президентом Владимиров Путиными сообщил генеральный директор Аэрофлота Виталий Савельев.
"Мы либерализовали рынок авиаперевозок внутри России, у нас здесь нет монополии ни у кого. Но у многих авиакомпаний, в том числе и у "Аэрофлота", есть монопольные направления на зарубежных направлениях. Мы хотим выйти с инициативой и показать всем пример - мы готовы отказаться от монополии на 34 рейсах за рубеж. И мы считаем, что если на наши маршруты будут назначаться другие российские авиакомпании с целью снижения цен, мы это будем поддерживать, но за счет дополнительных частот, которые мы должны будем получать по этим направлениям", - пояснил гендиректор "Аэрофлота".При этом В.Савельев добавил, что такое решение, безусловно, несколько уменьшит прибыль и доходность компании. "Но мы считаем, что это снизит и тарифы. Если вы поддерживаете, то мы с такой инициативой выступим и готовы отказаться от этих направлений", - заявил он.
С инициативой Аэрофлота согласно экспертное сообщество. «Решение "Аэрофлота" нужно не только приветствовать, но и всемерно пропагандировать, прежде всего, в транспортной отрасли, где монопольные настроения все еще велики. "Аэрофлот" пошел навстречу не столько партнерам-конкурентам, сколько всем пассажирам, так как после снижения тарифов межстрановые коммуникации станут доступнее. – считает Никита Кричевский, д.э.н, проф. председатель экспертного совета Опора России - Инициатива "Аэрофлота" особенно актуальна в условиях высоких цен на авиабилеты, растущих вследствие значительных топливных расходов авиакомпаний.»
В большинстве стран мира национальные авиаперевозчики как правило находятся на «особом счету» на внутреннем рынке и имеют определенные преференции. В частности, монопольное право выполнять рейсы по ряду направлений. С другой стороны, национальный авиаперевозчик несет на себе и большую социальную нагрузку: монопольное право на ряд рейсов с лихвой уравновешивается обязанностью такого перевозчика круглогодично выполнять рейсы на экономически невыгодных направлениях. Примечательно, что на мировом авиационном рынке на подобный шаг – отказ от монополии – решилась еще всего только одна компания: British Airways в Англии, открыв свои монопольные направления для других британских перевозчиков. Очевидно, что принимая подобное решение, «Аэрофлот» как бы приглашает других крупных участников рынка, в первую очередь компании «Трансаэро» и S7 также отказаться от имеющихся у них сегодня монопольных направлений.
«Компания, которая получает, казалось бы, грозного конкурента, в принципе в ряде случаев только лишь выигрывает. Потому что, с одной стороны, она конечно теряет возможность завышать цены монопольно, но, с другой стороны, за счет заметного увеличения числа клиентов даже при меньшей марже она выигрывает на гораздо большем масштабе. – соглашается Олег Пантелеев, руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» - И возможность увеличить свое присутствие на тех или иных линиях, даже с учетом появления конкурентов, может дать лучшей финансовый результат. И, естественно, это будет по достоинству и с благодарностью оценено самими пассажирами».
При этом источник в отрасли отмечает, что Аэрофлот собирается приобрести до 100 самолётов Sukhoi Superjet для эксплуатации на своих собственных внутренних рейсах. Этот факт, как отмечают эксперты рынка должен благоприятно сказаться на развитии отечественной авиационной промышленности . «Гражданские самолеты Сухого должны будут вывести на рынок самолеты с увеличенной дальностью полета, и, возможно, что и эти машины будут представлять для Аэрофлота определенный интерес.» - резюмирует Олег Пантелеев, руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт»
Впрочем, отказ от монополии в пользу честного, конкурентного рынка – не единственное революционное новшество, запланированное авиакомпанией. В ближайшее время «Аэрофлот» готовится создать дочернюю авиакомпанию, которая будет работать в бюджетном сегменте – так называемый low-cost, но для этого надо вносить поправки в существующее законодательство.
"Мешает нескольких законодательных актов, точнее поправок к Воздушному кодексу, которые мы должны реализовать для того, чтобы создать национального лоу-костера. И мы готовы это сделать. Если поправки в Воздушный кодекс будут приняты, от полугода до года максимум", - сказал Савельев.
Глава "Аэрофлота" отметил, что необходимо поменять федеральные авиационные правила. "Есть несколько поправок, которые мы должны сделать. Первое - пассажир должен за багаж платить, если мы говорим о лоу-костере.Сегодня же 10 килограммов багажа пассажир везет бесплатно. Мы также должны разрешить лоу-костеру не кормить пассажира на рейсах. Пока нам это запрещают те же федеральные авиационные правила", - сказал Савельев.
Эксперты уверены, что у «Аэрофлота достаточно мощностей и опыта, чтобы создать лоу-кост авиакомпанию, поправки в Воздушный кодекс необходимы. «Что касается национального лоу-костера и том, что у аэрофлота есть достаточное количество ресурсов, для того, чтобы создать еще одну компанию, специализирующуюся на именно такой бизнес-модели. – говорит Олег Пантелеев, руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» - Нету, к сожалению, возможности объективно заметно снизить издержки для того, чтобы это стало ощутимым и для клиентов, чтобы снизить стоимость билетов. Во всем мире лоу-кост перевозчики предлагают определенную конструкцию, когда за минимальную базовую цену продается собственно услуга перевозки. Все сопутствующие сервисы включаются в цену дополнительно. Все то, что сегодня авиакомпании, согласно Воздушному кодексу и существующим требованиям Федеральным авиационным правилам вынуждены включать в состав и соответственно в стоимость услуги »
Предполагается, что новая авиакомпания будет работать на внутреннем региональном рынке, таким образом, появится возможность ликвидировать нынешний дефицит предложений на внутренних рейсах. Тем более важно, что новая авиакомпания будет работать именно в низкобюджетном сегменте. Не секрет, что стоимость авиабилетов на внутренних направлениях, одна из ключевых и наиболее острых проблем российского авиарынка.