Как сообщали сегодня информагентства, авиакомпания «Аэрофлот – Российские авиалинии» заявила, что массовые задержки рейсов происходят по вине аэропорта «Шереметьево», не предупредившего заблаговременно о ремонте взлетно-посадочной полосы.
Авиакомпания официально заявила, что собирается общаться в суд с очередным иском к руководству «Шереметьево». Эксперты отмечают, что сумма компенсации авиакомпании может быть весьма велика, а в аэропорту может смениться топ-менеджмент. Чуть позже, руководство ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии», потребовало отставки генерального директора ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» Михаила Василенко. «Политика, проводимая М.М.Василенко в отношении Аэрофлота – базовой авиакомпании и ключевого клиента аэропорта, носит абсолютно деструктивный характер.
События, произошедшие за последнее время, показывают, что нарушаются основные принципы сотрудничества между аэропортом и базовым перевозчиком.» - говорится в пресс-релизе авиакомпании.
Начиная с 1 октября по вине аэропорта «Шереметьево» происходят массовые задержки рейсов, заявила пресс-служба «Аэрофлота». «Время задержки колеблется от 16 минут до 7 часов», -- говорится в пресс-релизе авиакомпании. При этом распространяемая аэропортом информация о задержке рейсов по техническим причинам не соответствует действительности, заявляют в «Аэрофлоте». Причиной задержек вылета самолетов является внеплановый ремонт первой взлетно-посадочной полосы «Шереметьева».
Как заявляет авиакомпания, «Шереметьево» своевременно не уведомило о предстоящем ремонте полосы. «Аэрофлот» возлагает всю ответственность за задержки рейсов на руководство аэропорта «Шереметьево», которое в полном объеме согласовало Аэрофлоту расписание полетов на апрель-октябрь 2012 г., при этом официально уведомил «Аэрофлот» о внеплановом закрытии полосы и необходимости срочной корректировке расписания только 5 сентября 2012 г., когда большая часть билетов на рейсы уже была реализована», -- говорится в сообщении авиаперевозчика. В результате, «Аэрофлот» вынужден переносить вылет рейсов, билеты на которые уже были проданы к моменту извещения о ремонте.
Это уже не первый сбой в аэропорту, из-за которого страдает «Аэрофлот». 12 сентября 2012 года в результате сбоя в работе областной подстанции аэропорт «Шереметьево» был обесточен. При этом выяснилось, что резервный генератор находится не в надлежащем состоянии. Из-за того, что его не удалось запустить, 30 рейсов «Аэрофлота» были задержаны.
«Ремонт ВВП – не одномоментное решение. Все это как-то планируется заранее и оговаривается со своими контрагентами», -- недоумевает главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий.
Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров уверен при этом, что запланированные рейс ы «Аэрофлота» были согласованы с «Шереметьево». «Когда авиакомпания берет какие-то обязательства перед пассажирами, она предварительно согласовывает это со своими возможностями – есть ли самолеты, экипажи, средства на топливо и техобслуживания, слоты и проч., -- говорит он. -- Одновременно аэропорт подтверждает, что может дать слоты. Так что это было сделано однозначно». Если же ремонт потребовался из-за повреждения ВВП, то нужно разбираться, что случилось. «Возможно это брак строителей, которые реконструировали первую взлетно-посадочную полосу несколько лет назад, возможно самолет какой-то повредил», -- рассуждает Гусаров. Впрочем, ремонт полосы явно обусловлен не форс-мажорными обстоятельствами, так как 28 сентября «Шереметьево» само заявило, что на ВВП необходимо провести плановый ремонт «в целях поддержания искусственных покрытий первой полосы в эксплуатационном состоянии».
Если учесть, что это второй неприятный сюрприз за месяц со стороны «Шереметьево», нужно признать, что негодование авиаперевозчика вполне оправдано. «Сюрпризы» аэропорта, похоже, надоели и другим авиаперевозчикам. По сообщению информированного источника, авиакомпания «Трансаэро» намерена перевести свои рейсы из «Шереметьева» в другие аэропорты Московского авиаузла. Однако для «Аэрофлота» этот пример мало пригоден. «Если вы не базируетесь в аэропорту, временно перенести свои рейсы куда-то довольно просто, замечает Синицкий. – Для «Аэрофлота» это тоже теоретически возможно, но на практике – очень сложно».
Зато для «Аэрофлота» может пригодиться другой пример – немецких авиакомпаний Lufthansa и Air Berlin. Они подали иски к руководству нового аэропорта Берлин-Брандербург после того, как тот за три недели до открытия объявил, что оно откладывается. При этом Люфтганза требует компенсации и за то, что она не смогла вовремя начать выполнения 38 новых рейсов, которые планировалось совершать из нового аэропорта. А Air Berlin требует также и компенсации имиджевого ущерба.
Кстати, компенсировать ущерб репутации может потребовать и «Аэрофлот». Ведь новый сбой «Шереметьево» произошел практически сразу после того, как авиаперевозчик занял первое место среди авиакомпаний альянса SkyTeam, в который входят ведущие авиаперевозчики мира, получив высшие балы по качеству обслуживания пассажиров на борту и на земле. Кстати, в этом опросе пассажиры очень низко оценили качество обслуживания самого
«Шереметьево». По мнению экспертов, «Аэрофлот» ужа давно мог бы стать настоящей 5-ти звездочной компанией, если бы сервис «Шереметьево» был на соответствующем уровне.
Если «Аэрофлот» подаст иск к «Шереметьево», то его сумма может быть огромна, считает Гусаров. «Оценить ущерб сложно, но это могут быть огромные деньги, если «Аэрофлот» обратиться в суд», -- говорит он. «Аэрофлот» заявил, что намерен обратиться с очередным иском к «Шереметьево» -- первый авиаперевозчик подготовил после энергосбоя. «Если суд состоится, то это будет занятно: государственная компания судится с другой государственной компанией», -- шутит Гусаров.
Впрочем, государство, как собственник активов и аэропорта, и авиакомпании, может поступить по-другому. По информации источника, сейчас рассматривается вопрос о возможной смене топ-менеджмента «Шереметьева», а после энергосбоя в начале сентября, заговорили даже о возможной уголовной ответственности генерального директора МАШ Михаила Василенко. Слухи о возможной отставке ходили уже прошлой осенью, напоминает Гусаров. «Но тогда был предвыборный период и не хотели «раскачивать лодку». Теперь вполне могут это сделать», -- считает он. А сегодня, после официальных требований «Аэрофлота» о смене руководства «Шереметьево» эти разговоры могут стать реальностью.