1.Политические танцы во власти и размежевание в стране
Прошел год со времени начала событий в стране, которые сыграли роль индикатора накопившихся проблем, уровня агрессии в обществе и источника возмущающего воздействия, проверяющего отклик и устойчивость системы управления и страны. Отмечу лишь некоторые из них. 1) Трагическая гибель хоккейной команды в Ярославле во время экономического форума, проводившегося там под патронажем ДАМа. 2) Торжественная рокировка креслами в тандеме, объятья и триумф единороссов. 3) Выборы в Госдуму и президента России. 4) Панк-молебен в ХСС.
В мире за этот год произошли события, в том числе, перевернувшие представления о толерантности. Их было много, отметим лишь два: «дело Брейвика» и фильм «Невиновность мусульман».
Мы еще не осознали в полной мере многое из произошедшего в этот год, но некоторые промежуточные итоги попробуем подвести. Для этого вспомним случаи из недавней истории: демонстрация оппозиции 7-го ноября 1927 года в Москве и Ленинграде, поджог германского рейхстага в 1933 году, хрущевское восхождение к власти и определим, кто стал в них выгодополучателем.
Неважно, кто подсунул вождям оппозиции идею о том, что их поддерживают многие, и массовая демонстрация приведет к свержению Сталина. Провал троцкистско-зиновьевской оппозиции на демонстрации стал лакмусовой бумажкой, которая позволила Сталину не только завершить разгром и приступить к ее уничтожению, это было далеко не главным. Главная цель была разделена на два этапа. Первый – завершение НЭПа и ленинской революции, проведение сталинской революции в виде коллективизации и индустриализации страны любыми средствами. Второй этап - построение социализма в одной стране и подготовка к очередной мировой войне. Именно после ноябрьского провала оппозиции Сталин в 1928 году выехал впервые в Сибирь на хлебозаготовки, после чего началась ликвидация кулака как класса и коллективизация страны. При этом он легко раздавил недавних попутчиков в борьбе с троцкистами– правых либерал-большевиков (бухаринцев), которым он никогда не доверял.
Достаточно быстро определился и выгодополучатель от поджога рейхстага. Уже 24.03.1933 года германский парламент принял закон «О ликвидации бедственного положения народа и государства», предоставивший кабинету министров рейха, а точнее – его канцлеру – Гитлеру чрезвычайные полномочия. Акт о чрезвычайных полномочиях был единственным легальным обоснованием диктатуры Гитлера, свободной от ограничений парламента и престарелого президента Гинденбурга. Мало кого потом взволновали последовавший суд по делу о поджоге, блестящая речь Димитрова и его оправдание. Дело было сделано, цель достигнута.
Борьба Хрущева со старой партийной элитой. После расстрела Берии размежевание и борьба во власти приводили проигравших к устранению из власти при сохранении им жизни. К тому времени идейных революционеров и бойцов во власти не осталось, все превратились в жестких прагматиков, им хотелось жить и властвовать. Цель хрущевского размежевания – восхождение к режиму единоличной власти через отделение себя от сталинского террора, переноса ответственности на других. Выгодополучатель определился сразу, он ловко убрал Берию и Маленкова, сделал доклад на XX съезде «О культе личности», который привел кразмежеванию и разгрому «антипартийной группы», в том числе, «и примкнувшего к ним Шепилова». Пораженцы остались живы, но без власти.
Обратимся к нашим нынешним проблемам. Ярославская трагедия, спекуляции в СМИ и интернете окончательно убили возможные претензии ДАМа на второй президентский срок. Последовавшая вскоре рокировка в тандеме, публичные взаимные гарантии о трудоустройстве, парадно-торжественный съезд единороссов, утвердивший сговор, сильно навредили обоим участникам и партии. Последовавший провал единороссов на думских выборах, массовые митинги протеста показали опасное для власти пробуждение масс. Во время президентских выборов нужно было найти индикатор и поле для проведения количественной оценки «своих» и «чужих», используяболее весомый источник, чеммитинги «своих», зная истину об их участниках. Конечно, массовость митингов «за» имела значение, она повышала уверенность в победе на президентских выборах. Но главная цель – тотальная активизация «своих», а при достижении подавляющего численного превосходства– размежевание общества.
В этом ряду ХСС являлся идеальным и посторонним от власти полем самого авторитетного института в стране – РПЦ, отличным индикатором стала реакция на акцию PussyRiot. При этом неважно, была ли акция инициативой самих девушек, либо их использовали «втемную» в чьей-то изощренной игре. Важно то, что после искренних публичных извинений ВВП за действия PussyRiotперед православными гражданами к акции было привлечено всеобщее внимание. Была достигнута цель - эффект PR-раскрутки создал скандал мирового уровня. Последовала быстрая реакция власти, церкви и общества, которая показала всему миру, что «несогласных» мало, сторонники активизированы, оппозиционеры слабы, думцы консолидированы в поддержке власти и церкви. Итог хорошо продуманных действий – в первом туре избран президент, продемонстрирована симфония властей, произошло размежевание страны, известен и выгодополучатель. Последующие рассуждения ВВП о том, что было бы, если девушки совершили бы подобную акцию в синагоге или мечети, фиксация своей позиции в вопросе о наказании завершились признанием адекватности тюремных сроков.
Сейчасможно сказать, что ельцинский этап завершен, надо лишь провести свою победную революцию и достичь новой стабильности. Она нужна не только для объявления лидерства России в мире или реализации евразийского проекта. Не исключаю, что параллельно с заявленными мессианскими целями будет решен ряд реальных, весьма прозаических, но насущных задач, во-первых, надо обеспечить надежное закрепление достигнутых имущественных и финансовых побед в ядре новой системы - детях, внуках, прочих родственниках и надежных друзьях, успешно освоивших на галерах сырьевые, банковские, гостиничные и прочие лакомые сферы. Во-вторых, надо создать систему тотальной безопасности для закрепления олигархического капитализма, прикрытого фиговым листком демократии. В-третьих, надо завершить построение сословно-кланового общества, где каждый сверчок будет знать свой шесток. Возможно, что именно это – материальная выгода и самосохранение во власти – надежно связывает артель во власти, все остальное – от лукавого.
Однако ложка дегтя портит сладость победы, она достигнута, но не полная и не окончательная. Отметим лишь некоторые аспекты сложившейся ситуации.
Во-первых, соотношение поддерживающих, условно назовем их сторонниками-ортодоксами и многоликой оппозиции, назовем их противниками-реформаторами, составляет примерно 80% к 20%, и оно пока не меняется в пользу власти. Противники, независимо от политических пристрастий, как правило, выдвигают к власти моральные требования, обвиняют ее в коррупции, застое, авторитарности, отсутствии реформ, росте цен, снижении уровня жизни населения и прочих грехах.
Во-вторых, не касаясь «крестоповальщиков», «православных дружин», «богохульных» футболок, матерных слов в адрес PussyRiot и текстов об их святости, отметим, что отчетливо проявилась принципиально противоположная позиция по ряду принципиальных вопросов среди священнослужителей и в околоцерковных кругах интеллектуалов. Начались обсуждения возможных реформ РПЦ, возможно, в России уже произрастает коллективный Лютер. На сайте петербургского журнала «Город 812» от 14 сентября опубликована позиция ряда известных людей, в том, числе, занимающих высокие посты в церковных структурах, под заголовком «Существует ли раскол в Русской Православной Церкви»? На сайте «Правая. РУ» от 20 сентября появилось сообщение о прошедшей в Москве конференции «Реформация: судьба Русской Церкви в XXI веке». Участниками опубликованы слова о том, что «стратегией Реформации должна стать радикальная ортодоксия». Очевидно, что ничего не даст ни замалчивание возникших проблем, ни обвинение «новых лютеран» в заговоре против России и православия.
В-третьих, устойчивость общества резко снизилась, люди нервически возбуждаются, притом не только на Винзаводе и подобных местах, а в простейших коммунально-бытовых сценах. Можно утверждать, что страна, как сложный объект управления вошла в колебательный режим с нарастанием амплитуды после жесткого размежевания на «своих» и «чужих».
И наконец, играет роль ситуация в самой власти, связанная с самостоятельной позицией премьера по многим вопросам, в том числе, в деле PussyRiot. Вначале ДАМ облекал ее в туманные фразы. говоря о том, что девушки добились популярности, за которую надо платить по счетам. Затем на встрече с региональным отделением партии единороссов вдруг четко прозвучало его мнение, что не надо было им давать реальные сроки заключения. Это серьезный шаг премьера, очередная заявка на политическое будущее. Хотя «мы все обманываться рады», но, вспоминая ливийскую пикировку ,становятся ясны трудности нынешнего взаимопонимания. Казалось бы, разница позиций не помешает дальнейшей совместной работе, велосипедным и иным прогулкам. Но приметы осени говорят, что велосипеды в ремонте, впереди возможное размежевание. Опытные игроки из правительства уже проникли через заднее крыльцо в нужное место и принесли клятву верности. Возможно, принятие или непринятие закона о бюджете прояснит ситуацию, более раннего повода пока не просматривается. Если ДАМу предстоит «президентство в Сколково», благо автономия там прописана законодательно, то это может лишь усилить проблемы, не снижая уровня напряженности.
Если цель власти состояла в том, чтобы размежеваться с определенными группами элит, то было много иных, надежных способов без включения больших масс людей. Власть ведь хочет поочередно любить всех, а сейчас у страны случился не открытый, а закрытый перелом, найти и вылечить который будет нелегко. Может быть, перелом был нужен, но возникшая в нем воронка размежевания затягивает в себя все больше и больше людей. Им не до любви, они начинают жить оруэлловской неделей ненависти, скоро им может понадобиться министерство Правды. Система управления уже начала применять традиционный линейный метод – завинчивание гаек - на всех участках фронта: законодательных, информационных, силовых. Такие воздействия обычно приводят к нарастанию амплитуды колебаний, а в итоге – к развалу объекта управления. По крайней мере, надо хотя бы иногда задумываться о возможных последствиях действий.
Благими намерениями устлана дорога в ад. Будучи депутатомIV Госдумы, я вспоминаю одну из первых встреч с ВВП, на которой он искренне сказал об особой роли и ценности депутатов, избранных по одномандатным округам, а не по партийным спискам. Радовался я его словам, т.к. был народным депутатом, избранных по одномандатному округу, один от целой области. Спустя некоторое время после встречи в Госдуму был внесен законопроект о ликвидации одномандатных округов и переходе к партийным депутатам. Кто так исказил слова ВВП, кто выгодополучатель, может быть, короля сыграло его окружение? Это уже не имело значения, дело было сделано.
Недавние публичные стенания и «разоблачения» не попавшего в Госдуму резервного партийного кандидата лишь подтвердили слова иезуитов: «Человек красив и блестящ бывает, но внутри у него потроха, и они воняют». И подобными «красавцами» сегодня переполнена наша власть и элита.
Заставило удивиться и задуматься недавнее решение Ленинского районного суда ЧР (!) о запрете фильма «Невиновность мусульман». Хотя на следующий же день последовало разъяснение, что это не совсем так, но PR-акция уже прошла. Что было показано этим поспешным действием всем нам, нетерпение или дан сигнал о возможных судебных решениях? Например, запрет фильмов о войне с сепаратистами, как оскорбляющие чувства мусульман, показывающих их жестокость. Подобное решение тоже будем исполнять по всей стране или сначала дождемся, когда хотя бы вернутся назад русские, бежавшие из Чечни в 90-е годы?
Что будем делать, если со стороны православных последуют требования запрета фильма «Мусульманин», показывающего трезвого и положительного новообращенного в ислам героя Е. Миронова, при явно отрицательных образах пьяного православного брата в исполнении А. Балуева и матери – Н. Усатовой. Что если какой-то районный суд примет решение о запрете фильмов, где показаны пьющие русские деревни, чтобы не было разжигания чего-нибудь антиправославного….
И пойдет плясать губерния. Разве решим мы этим свои проблемы? Ведь в итоге останутся только «Кубанские казаки» и «Дело пестрых», которые и так не сходят с экрана.
А ведь на фильм «Невиновность мусульман» можно посмотреть иными глазами, не возбуждаясь до массовой истерии, не оправдывая слова о росте кровавой толпы в цене, не усиливая антиисламские настроения в мире. Ведь именно на это был направлен расчет тех, кто организовали этот управляемый хаос. Кто они? Не связан ли этот фильм с выборами в США, не там ли его выгодополучатель? Тогда фильм является индикатором и возмущающим воздействием, направленным против конкурента и получение дополнительных голосов. Вспомним Уотергейт, девушку Клинтона и другие дела подобного рода, связанные с выборами. Такая же «честная» предвыборная борьба закрепилась и в нашей стране, искусственно возбуждая и нравственно уродуя людей, ради получения их голосов. Используется геббельсовский прием о необходимости в политике для победы чудовищной лжи, в которую поверят люди.
Я много лет дружу со своим соседом по даче, он из лакцев, родом из Дагестана, известный профессор. Его отец погиб на фронте в 1943 году, их с братом воспитала мама. Окончив школу в 1958 году, он спустился с гор, где было его село, сел в поезд и поехал в Харьков поступать в вуз. За годы учебы и жизни в общежитии он ни разу не услышал плохого слова в свой адрес. Окончил Харьковский авиационный институт, по распределению попал в фирму В.Н. Челомея, отработал пять лет. Поступил в аспирантуру МАИ, защитил кандидатскую и докторскую диссертации. Ежегодно ездит в свою деревню поддерживать старенький родительский дом. Всю жизнь он проработал в интересах советского и российского ВПК, являя собой достойный пример патриота и гражданина, мужчины и семьянина. Вот тебе и «хватит кормить Кавказ»…
Если провести референдум в стране о Советской власти без партий и олигархов, то результат его будет очевиден. И это хорошо понимают нынешние власти. Ведь сегодня все не так, как надо, вот губернатор Кубани и создает отряды казаков…
Другой пример. Появилась и всерьез обсуждается инициатива о тюремных сроках за вождение в нетрезвом виде без совершения аварии. Тема актуальная, предложение, казалось бы, хорошее. Конечно, я охотно верю в благородство сотрудников ГИБДД, они с радостью воспримут подобное нововведение. Но мой, более чем 30-летний водительский опыт подсказывает, что будет «хотели как лучше, а получилось как всегда». Стоит лишь задуматься о последствиях встречи водителя с «оборотнями в погонах» на пустынной дороге. Трезвый, но не желающий делиться, он мигом окажется «пьяным», и бутылка найдется, а все попытки добиться правды лишь усугубят ситуацию «клеветой на сотрудников полиции». Разве мы не знаем реального положения дел, разве мало мы узнаем из СМИ о подобных случаях. Останется единственное спасение – корочки депутата или чиновника. Правда, на всех их не хватит, но все побегут за ними, от желающих отбоя не будет.
Третий пример. Предлагаемые тюремные сроки за оскорбление верующих. Здесь может быть сколь угодно ситуаций на заданную тему, остается лишь привести написанные более четырехсот лет тому назад слова Франсиско Кеведо о продажном судье: «Вникать в закон – занятие пустое, Им торговать привык ты с давних пор»…
И это только начало бурного потока подобных законодательных инициатив, решений Верховного и иных судов, очевидно, их будет еще много. Да, велико незнание России посреди России. Не исключена возможность появления «закона о трех колосках» с наступлением уголовной ответственности с 12 лет. Разве выходлишь в расширении репрессий, ограничении прав и свобод граждан? Может быть, нужно не увеличение сроков наказания и введение новых уголовных статей, а равенство всех перед законом и неотвратимость одинакового наказания для всех, преступивших закон в равной степени? Очевидно, именно такой подход будет воспринят людьми, видящими вопиющую несправедливость. «Многочисленность законов в государстве есть признак болезни и бессилия»,- так говорил Ф. Вольтер.
Если же для сырьевой России нужно не более 15 млн. человек (эту цифру называла М.Тэтчер), тогда делается все правильно. Одни будут работать на трубопроводах, транспорте и натовских базах, учить и лечить. Другие будут в чиновниках, начальниках и охранниках. Остальные - сидеть. В итоге мы получим привычную ситуацию: одни будут сажать, другие сидеть, третьи охранять. Смиренное кладбище.
Нашему обществу не переварить подобные перегрузки. Униженные люди и без того живут трудно, в состоянии постоянного напряжения из-за социальной несправедливости, боязни потерять работу, мигрантов и нищете, бессовестности многих чиновников и других повседневных проблем.
Наше общество еще плохо подготовлено к свободной дискуссии, обсуждению сложных, в том числе, религиозных проблем, осмыслению духовного опыта, святости, милосердия, мученичества и смирения. Многих людей беспокоит накопившийся заряд взаимной нетерпимости и ненависти. Чувство злобы говорит о пассивности духа, а «дурные сообщества рождают дурные нравы». Сегодня у нас налицо цивилизационный конфликт между жизнью в России по правде, совести и справедливости или по принципу успешного эгоизма и волчьей стаи.
В сложной нелинейной среде, которой является наше общество, перегруженное социальными, цивилизационными, религиозными и многими другими проблемами, линейные действия власти не стабилизируют ситуацию, а раскачают и приведут к разрушению страну. Ее не нужно раскачивать даже путем создания управляемого хаоса. Можно не управиться. Это рискованные, ненужные власти и населению затеи.
Но наше общество, хотя и медленно, все же меняется к лучшему, есть точки роста новой России. Пожары над страной, трагедия Крымска, показали стихийное, независимое от государства, стремление людей, особенно молодежи оказать помощь терпящим бедствие людям. Велика заслуга в этом Русской Православной Церкви. Построить сильную, современную Россию смогут лишь свободные и ответственные люди. А спешкой и репрессиями делу не поможешь. Как справедливо отмечал П. А. Сорокин, гражданские войны возникали от быстрого и коренного изменения высших ценностей в одной части данного общества, тогда как другая либо не принимала перемены, либо двигалась в противоположном направлении.
Проблемы нынешней России не в людях, а в том, что власть идей сменили на власть слов и бизнес во власти. В подавляющем большинстве этого не приемлет русский человек. Время уходит, а лучшие люди во власть не приходят, и сложность мира многие цинично меняют на лояльность. Власть в России стала неуважаемой. Изменится власть, изменятся и люди, ведь рыба гниет с головы.
2. Об управлении во времена богослова Лютера, КПСС и нынешние
Напомню, что умный и образованный папа Лев X покровительствовал Рафаэлю, Микеланджело, Леонардо да Винчи, создавал условия для развития науки и искусства. Но он линейно и с опозданием отреагировал на 95 тезисов Лютера, потребовав ареста и суда над ним. Эти требования остались безответными – популярность Лютера лишь выросла, он публично сжег папскую буллу и порвал с Римом. Возможно, если Лютер был хотя бы выслушан и как-то поддержан на первом этапе своих разногласий с папством, не случилось бы кровавых событий, сопровождавших Реформацию. Ведь после Льва X последующие папы пытались исправить нравы своего двора, одновременно борясь или пытаясь найти компромисс с лютеранством, которое становилось более радикальным под влиянием других реформаторов. Итог – религиозные гражданские войны и тридцатилетняя общеевропейская война. А критик папства, богослов Лютер стал родоначальникам влиятельного протестантства.
Не считаю себя вправе судить о системе церковного управления, приведу лишь пример. Использование слов «да, но…»в споре создает ситуацию диалога, в то время как жесткое «нет» - потенциального противостояния. К сожалению, «нет» нередко звучит в последнее время в околоцерковных кругах и в выступлениях некоторых деятелей самой церкви. Ссылаясь на книгу В.С. Соловьева«Оправдание добра», А.Д. Шмеман отмечал, что: «слабость христиан почти всегда в том, что они сами не верят в свое добро и, когда приходит час борьбы со злом, противопоставляют ему такое же зло, такую же ненависть и тот же страх. Так вот, пора оправдать добро, и это значит – снова поверить в его силу, в его внутреннюю Божественную непобедимость. Пора миру, лежащему во зле противопоставить не чудо, не авторитет, не хлеб, как в легенде о великом инквизиторе Достоевского, а тот ликующий облик добра, любви, надежды и веры, от отсутствия которого задыхается человечество. И только тогда, когда мы в самих себе оправдаем добро и поверим в него, начнем мы снова побеждать».
Исторический процесс необратим, но гражданская война – всегда катастрофа для любой страны. Эти раны до сих пор кровоточат и в России. Уже нет смысла искать виновных, изучать правоту сторонников и противников. Осталось лишь сострадание к жертвам трагедии: давно погибшим и потерпевшим крушение людям, семьям и самой России, ибо как сказал Ф.М. Достоевский: «здесь каждый перед всеми за всё виноват».
Напомню ситуацию, сложившуюся более 20 лет тому назад в правящей тогда партии КПСС. Она разделилась на традиционалистов и реформаторов, последних было меньше, но они были более организованы, образованы и творчески сильны, действовали целенаправленно, апеллируя к руководству партии, активно поддерживались извне. Большая масса равнодушных коммунистов пассивно наблюдала за нарастающими событиями. В ЦК нарастал раскол, все закончилось развалом страны. Почему?
Наивно сводить проблему лишь к конспирологии или «пятой колонне», хотя и это имело место. Но, в первую очередь, развал страны был обусловлен низким качеством разговорчивой власти, управляющие воздействия которой были тупо линейными и с запаздыванием. Даже в современных технических системах малопригодно регулирование по принципу компенсаций возмущений. В них используются комбинированные способы с обратными связями, интеллектуальные системы управления. Что уж говорить о сложных социально-экономических и политических системах многонационального и многоконфессионального общества, каким был СССР. Политическая и государственная власть, постоянно запаздывая, совершала грубейшие управленческие ошибки, которые были хуже преступлений. Именно поэтому сложная система была раскачена до резонанса, что привело к ее разрушению. Об этом говорят многие документы тех лет.
В России в принципе не годится ручное управление с компенсацией возмущений и запаздыванием «по пикалевскому типу». Тяга к простым решениям типа «подавление возмущающих воздействий силой, превышающей возмущение», приведут к неуправляемому хаосу. При этом силовые структуры, осуществляющие подавление, станут опасными для общества и власти в силу ее зависимости от них. Из инструмента они превратятся в реальную, жестко заточенную на обвинительный уклон власть. Их руководители уже выросли в фигуры общенационального масштаба. Возможно, исходные намерения многих из них благородны, направлены на служение стране и борьбу со злом. Но исторические примеры показывают, что абсолютизация власти в борьбе не только с «подрывными элементами» не дает им остановиться в безумном процессе унижения человека. Она заставляет их уверовать в собственную непогрешимость, а нередко разлагает личность.
Недавно в ведущем федеральном университете страны мне рассказали о том, как молодая женщина – работник районной прокуратуры неоднократно заставляла пожилого ректора университета, перенесшего тяжелейший инфаркт, подниматься к ней на шестой этаж (здание без лифта) для получения предписания. Понятно, что есть случаи, когда необходим первый руководитель, важно как обставлен этот процесс. Однажды для препровождения к ней ректора в университет был прислан вооруженный наряд. Все это происходило на глазах изумленных преподавателей и студентов. В университете, как и в других госвузах, непрерывно работают комиссии, сменяя друг друга. Число проверок достигает, а порой и превышает 100 в год, носят они весьма интересный характер, например пожарная инспекция написала около 1500 замечаний. Нередко проверки кем-то инициированы. Когда число проверяющих и надзирающих превысит число созидающих, страну ждет коллапс, и время это не за горами. Недоверие к людям, их унижение стало не только прерогативой чиновников силовых ведомств и государства в целом, оно, как грубость, хамство и матерщина- обыденное явление нашей нынешней жизни.
Чего же мы хотим? О каком пробуждении в народе чувства человеческого достоинства, о каком здравом смысле и справедливости можно говорить в таком случае? А ведь этим вопросам уже более 150 лет, они были подняты еще В.Г. Белинским в письме Н.В. Гоголю. Хотя справедливости ради, следует признать, что как раз монархия в различные периоды нашей истории давала возможность более или менее разумно сочетать свободу и ответственность, законность и порядок, либерализм и консерватизм, чувство человеческого достоинства и справедливости и многое другое.
3. О возможности реинкарнации тов. Сталина
Когда мне говорят, что при Сталине был закон, порядок и справедливость, то я обычно отвечаю, перефразируя слова Стендаля о Сиксте V, жестком, но справедливом папе римском: «Сталину следовало либо вовсе не появляться, либо оставаться навсегда». В моей книге «России нужен сгусток воль» сказано о том, что если бы коммунисты закрепились в СССР на триста лет, мы получили бы новую религию в сочетании с общинным строем народной жизни, реализованном в советское время. Поэтому у них была бескомпромиссная борьба с церковью, которую они проиграли во время войны, когда были вынуждены обратиться к православию, чтобы победить нацизм. Когда умер Сталин, многие люди искренне не понимали, как они теперь будут жить. Сталинское государство требовало достойных его преемников, тогда мы может быть жили сейчас так же счастливо, как в Северной Корее.
Лицо XX века определили три основных участника исторического процесса: СССР, Германия, США, реализовавшие три общемировых идеологических проекта: коммунистический Советский Союз, нацистская Германия, либеральная Америка. США - образец либерального проекта, высшие принципы которого – право, выгодный договор, индивидуальная свобода, рационализм и эгоизм позволили разместиться им наверху глобальной иерархической финансово-экономической пирамиды. Эта система будет работать до тех пор, пока вниз идут опережающие весь мир дорогие продукты высоких, в том числе банковских технологий, вверх – квалифицированные кадры, сырье и товары по заниженным ценам. Если это завершится, она рухнет. Они это понимают и будут биться за свое лидерство до конца, не допуская других.
Безусловен и исторический итог двух проектов: они завершились величием и трагедией русской и германской нации. Эти нации близки, как образец великого народа-консерватора, в основе которого лежат судьба, традиция и смысл. Консерватизм, мессианская одухотворенность идеей, которая, пробуждая весь мир, приводила к быстрым свершениям и великим трагедиям. Немцы выбрались из своих революций и диктатур, когда научились договариваться между собой, избирать и контролировать власть без преклонения перед нею или свержения ее беззаконным путем.
Мы тоже найдем выход из тупика, когда поймем, что слепое копирование западничества, стихийного рынка и эгоизма не приведет наших граждан к благосостоянию, а Россию – к её предназначению. История показывает, что истины, заимствованные и перенесенные на иную социальную почву, не приводят к результату. Необходимо совмещение политических и социально-экономических путей с русской мировоззренческой и нравственной матрицей. Ведь скажите американцам об устном договоре, без юриста, они на вас посмотрят как на идиота. А русский купец ударял по рукам и свято соблюдал такой договор, это было делом чести. Без понимания этого нас не спасут никакие евразийские проекты.
Товарищ Сталин – продукт и одновременно создатель той эпохи, когда в чести был романтической юности полет, любовь к Дальнему и трагедия Ближнего, окоп, а не теплый сортир, самопожертвование героев, а не успешность обывателей, великие свершения, репрессии и преступления, а не благополучная повседневность потребителей. Как правило, такая эпоха не повторяется. Сталин первый, кто познал истину об опасности и порочности связи власти и бизнеса и жестко ее разрубил вместе с головами. Он понял, что явление НЭПа в лице г-на Корейко связано с коррупцией переродившихся большевиков-начальников. Он превратил власть в служение государству, а не источник выгоды и накопительства. У нынешних властей так не получится, они исходно стремились к иному, чем Сталин. Поэтому сегодняшней коррупцией порожден феномен богатых жен бедных чиновников. Состоявшись однажды, сталинизм отвергли после смерти вождя его же ученики. Тот ураган прошел…
Но когда в стране жизнь резко ухудшится, станет актуален национал-большевизм. Современный вариант устряловского симбиоза большевизма и национализма создал взрывчатую идеологическую смесь, легко возбуждающую пассионарную молодежь. Она опасна для любой власти, именно поэтому ее адептов жестко преследует власть, а не либералов, демократов и коммунистов.
Можно рассуждать о возможности повторения феномена Сталина, сидя в уютной квартире. Его апологетам и прочим рефлексирующим интеллигентам надо не только посетить Бутовский полигон, а поехать хотя бы на пару лет в Магадан (пока не по этапу), пожить несколько месяцев в местах лагерей и поселений в Коми, посетить другие подобные места нашей необъятной страны. Может быть, поубавится их число. По крайней мере, российский обыватель перестанет заниматься безответственной болтовней на серьезную тему. Как образно выразился о сталинско-имперских происках Захар Прилепин: «Владимира Владимыча с его имперством и мессианством уже раз в шестой придумывает Александр Андреевич Проханов. Мне кажется это очень любопытным, вдохновенным занятием, но, по сути, бессмысленным».
Не знаю, потребуют ли народные чаяния еще одного, но уже капиталистического Сталина, не берусь отвечать за народ. Надо спросить его, пока он еще суверен по Конституции. У нас и без Сталина периодически восстанавливается абсолютизм, правда толку от этого мало.
4. Мнений много, Отечество - одно. Что оставим внукам?
Итак, размежевание состоялось. Но ведь без тех 20% оппозиционных людей у России может не перейти к модернизации и инновационному развитию, а без других 80% не будет самой России. Что ждет нас: движение к расколу или объединению? С расколом все понятно, обсуждать эту перспективу бессмысленно. Для объединения же нужен общенациональный проект.
Отвлекусь от темы, напомню, что в 2001-м году нами был подготовлен проект постановления Правительства России об Исследовательских Университетах. Отклоненный тогда, он был принят в форме закона семь лет спустя.
В 2005 году во время депутатства мною был внесен в Госдуму закон, запрещающий иметь счета и собственность за границей чиновникам и депутатам. Тогда он был дружно провален единороссами. Спустя семь лет они так же дружно призывают проголосовать за него.
В России надо уметь терпеть и долго жить, тогда сможешь увидеть реализацию своих проектов и идей, хотя бы в чужом исполнении.
Именно поэтому расскажу о третьем, самом важном, пока еще нереализованном проекте, которому тоже вскоре исполнится семь лет. В 2005 году мною была написана и в январе 2006 года издана книга «России нужен сгусток воль», на которую был получен благодарственный отзыв ряда известных в стране людей, в том числе, тогдашнего митрополита, ныне Патриарха Кирилла. В ней рассказано о становлении и развитии России, выдающейся роли Православия в формировании русской нации и государства, проблемах независимости церкви от светской власти.
Было высказано предложение о необходимости переноса административной столицы России. Безусловно, подобные мнения были и ранее, но в книге подробно рассмотрены пути развития страны, предложены конкретные меры и механизмы. Подчеркнуто, что с переносом административной столицы надо оставить в Москве старую бюрократию и создать молодую управленческую элиту страны, были сформулированы требования к этой элите. Реализация проекта приведет к тому, что новая столица даст мощный импульс развития и будет жить одной жизнью со всей страной.
Было предложено передать комплекс Кремля Русской Православной Церкви для расширения вселенского влияния православия, историческую ответственность за это несет Москва как Третий Рим.
Но мы продолжаем расширять Москву до безумия. Наше либерально-олигархическое двадцатилетие вроде бы уже всем показало, что «только тупой ум восходит к истине через материальное». У нас закончился лимит времени на тупость и запаздывание. Нам нужно решить триединую задачу русской сущности: создать гражданам России достойные условия жизни, выполнить функцию духовного лидерства и предотвратить трагический разворот событий в мире.
Ведь если принять, что месторасположение столицы должно быть связано с покровительницей и защитницей Святой Руси-России - Пресвятой Богородицей, то не следует расширять Москву, надо выстроить новую административную столицу России во Владимире. Почему? Как сказал мне уважаемый православный человек, располагая схематично важнейшие иконы Божьей матери, мы получим в Центре - Владимирскую икону. На Востоке от Центра будет Казанская икона; на Западе – Смоленская икона; на Севере – Тихвинская икона, на Юге – Иверская икона. Конечно, можно сказать, что это всего лишь схема, но…
Тогда логично завершится исторический цикл Владимир – Москва – Санкт-Петербург – Москва – Владимир. Все вернется на круги своя. Ведь именно территория Великого княжества Владимирского составила ядро современного Российского государства. Может быть, историческое значение города Владимира и его роль для России до сих пор сильно недооценены и пора исправить эту ошибку? Может быть, чтобы познать истину, нам надо вернуться к истокам? Ведь заблудились мы, копируя чужеземные нравы. Еще раз повторю, я убежден, что молодая динамичная столица придаст энергию всей стране и будет любима народом. Так же, как будут любимы Москва – православная столица России и центр делового мира, и Санкт-Петербург – наша культурная столица. Переосмысливая бритву Оккама, сформулируем, что главное – не преумножать без необходимости сущности, множественность функций одного города приводит к потере перспективы всю страну.
В последние недели я побывал в Северо-Восточной Руси: во Владимире и Суздале, Ярославле и Костроме, Ростове и Переславле-Залесском, Нижнем Новгороде. Посещал музеи, храмы и монастыри, разговаривал с людьми, ненавязчиво говорил о смысле переноса столицы, спрашивал их мнение. Везде встречал понимание, поддержку и неверие в то, что что-то может измениться. Старушка, с которой я встретился как-то утром в церкви А. Невского в Переславле-Залесском сказала просто и ясно: «Молюсь каждое утро за нашего Благоверного князя, чувствую, как он не дает пропасть нам, его землякам, много думаю об этом. А Русь погибает. Надо переносить столицу во Владимир, там был похоронен Александр Ярославич Невский, наш Благоверный князь».
В начале прошлого века мы пережили цивилизационную катастрофу, отбросили весь опыт прошлых веков, и скопировали западные модели: сначала либеральную (февраль 191