(Продолжение. Начало см.: 1, 2, 3)
Силы. Соединённое королевство.
Армия
Становым хребтом британских сил безопасности в Северной Ирландии была армия. Объединённое командование группировки (его рабочий орган назывался «Дивизионный комитет по действиям» — «Division action committee») возглавлял его армейский генерал. «Разведывательным главнокомандующим» (Intelligence Supremo), чьим аппаратом был FRU, также был армейский генерал. Единственная британская спецслужба в составе министерства обороны в большей степени занимается контрразведкой чем разведкой, поэтому работа в окружении воинских частей не была в новинку для британских генералов. Они хорошо понимали эту конкретную специфику и имели стаж участия в оккупационных мероприятиях и колониальных войнах.
Командующий войсками в Северной Ирландии в 1988 году генерал-лейтенант Вотерс с удовольствием (и детальным знанием обоих процессов) в официальном документе сравнивал борьбу с подпольем с традиционной охотой на тигров. Начальник британского генштаба так и не смог отговорить его отказаться от этой неполиткорректной аналогии.
В каждом полицейском районе (полицейский район — два-три графства) существовала TCG (Tasking Control Group) осуществлявшая координацию (определение приоритетности разведывательных операций и исключение действий друг против друга) всех сил Короны. Тактические решения принимались Районным комитетом по действиям, включавшим все силы безопасности в районе.
Роль внешней разведки MI6 и контрразведки MI5 была ведущей и определяющей. Слово гражданского «Научного советника» при командующем группировкой было решающим. Количество штатных сотрудников этих служб непосредственно в Северной Ирландии можно оценить как приближавшееся к двум десяткам. По отношению к объединённой группировке центральный аппарат MI6 играл роль непосредственного руководства, а MI5 руководила работой по своей линии.
Армия был организационно представлена тремя бригадными штабами в Портадауне, Дерри и Лисбурне. Штабы располагались в удобных местах дислокации без всякой связи с активностью противника. Общая численность войсковой группировки в описываемый период колебалась между 15 и 10 тысячами военнослужащих.
Основная нагрузка по патрулированию, организации оцеплений и проверке документов лежала на одиннадцати батальонах территориального полка обороны Ольстера (UDR). Эта часть набиралась исключительно из благонадёжных жителей Северной Ирландии, то есть в подавляющем большинстве протестантов. Вне службы им выдавалось оружие для самообороны, которое военнослужащие были обязаны хранить дома в полной готовности. Первоначально это были старые винтовки Ли-Энфильд, а затем пистолеты Вальтер ППК. Известны случаи когда это оружие попадало в руки лоялистских группировок. Да и сами военнослужащие иногда попадались на участии в лоялистских группировках. Несмотря на традиционную воинственность ирландских протестантов, количество офицеров запаса не позволяло укомплектовать одиннадцать батальонов полноценным командованием. Нередки были случаи когда батальонами командовали возрастные лейтенанты, но нарекания по их службе со стороны британского командования неизвестны.
В регионе постоянно находились не менее четырёх регулярных батальонов британской армии. В этой роли по ротации побывали все части имевшиеся в британской пехоте. Исключение составляли части набиравшиеся в Ирландии из католиков и гурхи (от них служили только офицеры или отдельные подразделения). Срок ротации составлял пять с половиной месяцев. Кроме патрулирования на регулярные батальоны падала основная нагрузка по проведению масштабных операций, охране границы, огневому прикрытию и оцеплению в операциях по задержанию.
В каждой пехотной роте была создана команда наружного наблюдения численностью до взвода. Подчинялась она заместителю командира роты, которому была поручена организация разведки в роте (взаимодействие патрулей и наружного наблюдения, обмен информацией с начальником разведки батальона). Для обеспечения передачи объектов разведчики прибывали за пол-месяца до основного состава роты. Их срок ротации таким образом составлял шесть месяцев.
Начальники разведки батальонов участвовали в пополнении и соответственно пользовались сами общими базам данных разведки, по-которым отслеживалось передвижения автомобилей и лиц. Если какое-либо отслеживаемое лицо или автомобиль исчезали из базы объявлялась общая тревога в связи с возможной подготовкой теракта.
Не менее роты армейского спецназа (SAS) также постоянно по ротации присутствовало в Северной Ирландии. Ещё некоторое количество военнослужащих SAS было прикомандировано к отряду наружного наблюдения в непосредственном подчинении FRU («14 рота») и составляло его костяк. «14 рота» по британской традиции была ответственна не только за наружное наблюдение, направленные микрофоны и негласную фото-киносъёмку, но также и за негласные обыски и установку специальных технических средств. Отдельные военнослужащие SAS по окончании контракта оставались в Северной Ирландии и поступали на службу в полицейский спецназ.
Полиция
Королевская ольстерская полиция (Royal Ulster Constabulary — RUC), численностью свыше 8 тысяч сотрудников, была организована по типовой британской схеме. В такой схеме самой многочисленной является Патрульно-постовая служба (Uniformed Branch), затем следуют Уголовный розыск (Criminal Investigations Department – CID) и Спецотдел[1] (Special Branch – SB). SB занимается борьбой с экстремизмом, а также охраной особо важных объектов и лиц (включая свидетелей). Так как спецслужбы в британской системе не обладают полицейскими полномочиями (до второй половины двадцатого века они вообще формально не существовали), то на Спецотдел возлагается также реализация материалов спецслужб в ситуациях требующих публичности (аресты, дознание, представительство правоохранительных органов в суде). Много лет возглавлявший Спецотдел Ольстера Брайан Фицсиммонс «не скрывал», что считает, что Ирландия объединится как только ИРА прекратит военные действия. Такие приёмы характеризующие блестящее умение Спецотдела работать с агентурой (в данном случае заронить в души противников мысль о том, что в чём-то являешься их единомышленником) постоянно встречаются в описаниях конфликта.
Оперативное отделение Спецотдела делилось на три направления: республиканцы, лоялисты, леваки. Обслуживающие отделение на четыре направления: наружка, прослушка, негласный обыск, негласная фото-видеосъёмка.
Отличие ольстерской полиции от полиции метрополии было в военизированном характере её деятельности (часть личного состава находилась на казарменном положении). Вся полиция была вооружена качественным импортным (американским и немецким) оружием. В британской армии это могли себе позволить только разведка и спецназ. В ходе конфликта в полиции был создан свой спецназ: один отряд (около 30 бойцов) в центральном управлении в Белфасте и по одному в каждом районном управлении. Ещё один отряд (наиболее подготовленный) находился в прямом подчинении Спецотдела.
Лоялисты
Лоялистские группировки теоретически находились в подполье. Общая низкая (по западным меркам) дисциплина лоялистских группировок, а также территориальная привязка лоялистов к определённым улицам и кварталам существенно затрудняла их конспирацию.
Полиция проводила с лоялистами воспитательные мероприятия по соблюдению конспирации, периодически отправляя лоялистов в тюрьму за преступления, получившие широкий общественный резонанс. Открыто освобождать преступников от ответственности затруднительно даже для властей Великобритании.
Так как совершение общеуголовных преступлений (особенно вымогательства) и торговля наркотиками были исключительными источниками финансирования лоялистов, то для того, чтобы осуждение одной группы не дискредитировало всё движение и связанные с ним политические партии, лоялисты использовали много названий, раскалываясь на множество группировок, групп и шаек. Крупнейшими были UDA и UVF, контролировавшие по нескольку районов в Белфасте, Дерри и сельских графствах. Иногда попавшая под суд группа исключалась из организации задним числом.
Чтобы управлять всем этим аморфным конгломератом, существовало подпольное объединённое командование лоялистов (Combined Loyalist Military Command), имевшее свой разведорган, на конспиративной основе осуществлявший обмен информацией между FRU и группировками.
Сличая информацию полученную от своей агентуры среди лоялистов и этого органа, FRU мог оценивать настроения руководства лоялистов и предупреждать возможное двурушничество с их стороны. Наличие прямого информационного обмена легализовывало информированность британского командования в глазах лоялистских главарей и затрудняло выявление ими агентуры в своих рядах, чем ограничивалась их самостоятельность.
Сильной стороной лоялистов было наличие у них каналов поставки наркотиков в Республику Ирландия. Используя наработанные на поставке наркотиков знание местности и способов нелегальной доставки материалов, лоялисты несколько раз осуществляли теракты за границей. В свою очередь британское командование могло использовать эту возможность как рычаг давления на руководство Республики Ирландия.
Вооружены лоялисты были плохо. В основном у них было оружие английского производства времён Второй мировой войны, полученное в сороковые годы с армейских складов ещё их родителями. В целях расшивки этого узкого места в восьмидесятые годы лоялистские группировки UDA и UVF вскладчину купили нескольких сот единиц стрелкового оружия через неизвестного посредника (по утверждениям журналистов — южноафриканскую компанию «Армскор») в Ливане или Израиле. Было приобретены несколько сот чешских автоматов Vz58, свыше десятка РПГ-7, пистолеты Браунинг, десятки тысяч цинков с патронами и гранаты. Когда всё это было доставлено в Северную Ирландию британское командование осознало, что существует реальная опасность захвата этого оружия PIRA. Лоялисты не были способны обеспечить полноценную охрану, конспирацию и раздельное хранение. Поэтому две трети были немедленно изъяты полицией.
[1] Так принято передавать это название на русском языке в настоящее время. Раньше переводили как «Особый отдел». Представляется, что наиболее правильным было бы «Особая служба», но здесь мы будем придерживаться общепринятого термина.
ДОВЕСОК. Ирландская песня "The Belfast Brigade"