Тина Канделаки на этой недели выступила в роли Чацкого из «Горя от ума». В святая святых оппозиции, интернет-журнале «Слон.ру», она обличила протестное движение написав, что «с каждым днем оно все больше слепнет и глохнет, обгоняя по немодности власть с такой страшной силой, что скоро станет очевидным уродцем в политическом цирке даже для тех, кто по наивности своей или, скорее, по присущему московской тусовке конъюнктурному чутью оказался там в декабре». Колонка Канделаки, вызвала настоящий скандал в блогосфере.
Пушкин, анализируя «Горе от ума», сказал, что автор, Александр Сергеич Грибоедов, который четко читается в образе главного героя комедии, конечно, умен, но вот сам Чацкий поступал глупо, обличая пороки общества перед самим этим обществом, ибо нет смысла метать бисер перед свиньями. Хотелось бы уйти от прямых аналогий, однако нельзя не отметить жесткую реакцию на слова Канделаки о том, что во время личной беседы с Навальным она ничего в нем не увидела, «кроме крепкой заявки на губернатора дотационного региона». Самой нетерпимой в прямом смысле слова оказалась журналистка «Эхо Москвы» Ксения Ларина назвала телеведущую «гастарбайтером, не различающим, у кого подлизывать, а где – поднюхивать», что, впрочем, тоже вызвало шоковую реакцию даже среди самих либералов.
Вместе с тем свежий критический взгляд на оппозиционное движение от «нерукопожатной» Канделаки на этот раз не вызвал однозначной реакции оппозиции. И в этом уникальность момента — появились симптомы, намекающие на некое качественное изменение в протестных кругах. Вместо того чтобы очередной раз в едином порыве объявить Тину «сумасшедшей» и агентом «кровавого режима» (а схема hate-инга отлично отработана не только на самой Тине, но и на Чулпан Хаматовой, Евгении Миронове и прочих) сетевые хомячки неожиданно разделились на два лагеря: тех, кто по-прежнему вечно не согласен со всеми и вся, и тех, кто, несмотря на свои протестные настроения, вдруг поддержал мнение Канделаки.
И это неудивительно, в протестных кругах появился запрос на критику лидеров. Пока Гудков боролся за свой бизнес и мандат, Собчак бегала по судам с требованием вернуть ей миллион, а Навальный вслед за Pussy Riot безуспешно пытался стать сакральной жертвой, обивая пороги Следственного комитета, протестное комьюнити не могло понять, какое оно имеет ко всему этому отношение. Лидеры оппозиции откровенно пытались решать собственные проблемы за счет, по сути, «административного ресурса» в виде недовольных народных масс, да еще и заработать на этом политический капитал. При этом за десять месяцев существования общественного движения (срок, достаточный для созревания плода), лидеры мнений так и не смогли предложить никакой конкретной программы действий, о чем прямо и сказала Канделаки: «Господа, среди вас слишком много звезд и очень мало менеджеров. Сентябрь месяц, а у вас ни идеи, ни партии, ни интерфейса». Правда настолько резала глаза вожакам оппозиции, что Навальный ничего не смог написать в ответ, кроме как «ох. Бедная Тина». И это ответ потенциального президента страны или хотя бы лидера влиятельной партии на вызов? Нет, это реплика «ни о чем» загнанного в тупик собственных амбиций карьериста.
Журналист Антон Красовский по поводу разгоревшейся в сети дискуссии риторически спросил: «Все обсирают сейчас заметку @tina_kandelaki, потому что признать ее правоту – нестерпимая стыдоба?», за что, естественно, тоже огреб от остервенелых хомячков. Впрочем, несогласных среди «несогласных» с каждым днем все больше и больше, и это либо начало конца оппозиции, либо зарождение чего-то более конструктивного. Так, блогер i-m-ho написал, что Канделаки сказала «все по делу». Солидарность с Тиной высказали главред «Эха» Алексей Венедиктов и журналист «Слона» Роман Доброхотов, разместив ссылки на ее колонку в своих микроблогах.