Как сообщает газета "Версия", за громким заявлением руководителя ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия» Виталия Лопоты о том, что в ближайшие пять-семь лет Россия сможет создать сверхтяжёлую ракету-носитель для полётов на Луну и на Марс скрываются всего лишь планы по модификации украинской ракеты "Зенит". По данным газеты, этот проект уже лишил Россию 1 700 000 000 долларов потенциальных доходов, а целесообразность проекта и вовсе вызывает огромные сомнения.
Ракета «Зенит» разработана под руководством выдающегося советского конструктора В.Ф. Уткина в днепропетровском КБ «Южное» в начале 80-х годов и производится на заводе «Южмаш», расположенном в том же Днепропетровске на территории ныне незалежной Украины. Лопота гордится проектом «Морской старт», осуществляющим запуски ракеты «Зенит» с плавучей пусковой платформы «Одиссей». "А есть ли польза для России от этой деятельности", - задает вопрос автор "Версии".
Не подвергая сомнению, что украинская ракета «Зенит» содержит российские двигатели и использует российский разгонный блок «ДМ», в статье отмечается, что российская доля участия в ракете «Зенит» оценивается специалистами никак не более чем в 50%. Если сравнивать ракету «Зенит» с полностью отечественной ракетой, получается занятная вещь: если с каждого зарубежного доллара при запуске российской ракеты отечественные предприятия получают один доллар, то при запуске «Зенита» – только половину от этой суммы. А если взять цену международного контракта 100 млн долларов и умножить на 34 коммерческих запуска, осуществлённых по проекту «Морской старт», на сегодня получается, что российская космическая промышленность недополучила аж 1,7 млрд. долларов, сообщает газета "Версия". Причём поскольку грузоподъёмностью «Зенита» обладают и другие российские средства выведения, то и говорить о том, что «Зенит» приносит дополнительные заказы, не приходится: не было бы «Зенита» – запустили бы и на российской ракете.
В июне 2009 года «Морским стартом» было подано заявление о банкротстве, причём общие долги компании кредиторам составили более 2 млрд. долларов. Компания была обречена с самого начала, поскольку помимо миллиардных затрат на создание платформы «Одиссей» и командного судна проект «Морской старт» терпел ежегодные операционные убытки в размере более 100 млн. долларов. Когда корпорации «Боинг», основному акционеру тогдашнего «Морского старта», надоело вкладывать собственные средства в покрытие многомиллионных убытков и давать гарантии для привлечения новых кредитов, покрывающих все растущие убытки, «лавочка», что называется, закрылась
Неудивительно, что при таком послужном списке «Морского старта» на Западе не нашлось настолько креативных инвесторов, чтобы вложить средства в выход компании из банкротства. Однако, "рыцарь на белом коне" всё-таки нашёлся – и им стал именно господин Лопота. В мае 2010 года дочерняя компания ОАО «РКК «Энергия» – «Энергия Оверсиз Лимитед» согласилась инвестировать 155 млн. долларов в спасение компании «Морской старт» в обмен на 95% акций возрождённого «Морского старта». Кроме того, «Энергия Оверсиз Лимитед» инвестирует в будущем ещё 30 млн. долларов для финансирования текущей деятельности компании «Морской старт» до окончательного выхода из банкротства. Но если даже американский гигант «Боинг» не смог вывести «Морской старт» из убытков, то на что рассчитывала «Энергия», приобретая обречённую компанию, известно только Виталию Лопоте, отмечает автор "Версии".
В процессе анализа источника подобной щедрости (как-никак 185 млн. долларов из воздуха не появляются) в статье отмечается, что ни один крупный российский или западный банк средств ОАО «Энергия» на возрождение проекта «Морской старт» не предоставлял, да и иностранных инвесторов тоже не просматривается. Госфинансирование на приобретение компании исключено. Получается, что если внешних средств не было, то методом исключения можно предположить, что именно собственные средства ОАО «Энергия» стали источником такой неслыханной щедрости. Но позвольте, задается вопросом автор статьи, "откуда у «Энергии» взялись свободные денежные средства в таком размере, чтобы спасти утопающий «Морской старт»? И тут вспоминает о пропаже средств, выделенных на пилотируемый корабль «Союз», о чём было объявлено в мае этого года. Не известно, состоялось ли госфинансирование «Союза» или нет, а вот проект «Морской старт» «всплыл», хотя на пути "грандиозного финансового успеха" встали недоверчивые заказчики, которые не верят они в чудесное воскресение «Морского старта» и никак не хотят подписывать новые контракты. Риски повторного «затопления» велики. С момента возвращения этого проекта подписан был всего один новый контракт на запуск – с компанией «Интелсат», и это, заметьте, за два года работы «воскресшей» компании.
Всего же за тот же период времени было запущено четыре аппарата. Но и с ними не всё ладно – злые языки, указывает автор "Версии", поговаривают, что большая часть средств по этим контрактам получена «Морским стартом» ещё до своего банкротства и, очевидно, канула в Лету вместе с компанией. Поскольку в новой фирме «Морской старт» «Боинга» в спонсорах уже не значится, а «Энергия» заняла место главного акционера, то по логике получается, что закрыть финансовую брешь в «Морском старте» может только российская компания. Но «Боинг» покрупнее «Энергии» был и всё равно не выдержал. Скольких ещё «Союзов» Россия может тогда недосчитаться? В последнее время Роскосмос стал лучше считать, так что новый фокус может и сорваться.
И тут, видимо, пришла гениальная идея, резюмируется в статье: а что если сделать новую тяжёлую ракету на базе «Зенита»? Ведь под такой объём финансирования можно что угодно списать, в том числе и продолжение финансовых вливаний в вечно гибнущий проект «Морской старт».