Смена регионального руководства в Татарстане в 2010 году и трудоустройство его первого президента Минтимера Шаймиева в малопонятной по своим функциям должности Государственного Советника Республики Татарстан (аналогов этой должности ни в одном из субъектов России нет, а по бюрократической иерархии он занимает второе место после Президента РТ, опережая премьер-министра регионального правительства) привело к переформатированию концепции исторического прошлого татарского народа. Поскольку в национальных регионах обычно главным историком считается местный начальник, то и в Татарстане это вылилось в поддержку на государственном уровне булгаристской концепции этногенеза татар, суть которой, если сказать кратко, сводится к признанию того факта, что современные казанские татары являются прямыми потомками населения Волжской Булгарии (средневекового государства в бассейне Волги и Камы в IX-XIII вв.).
Получив от федеральных властей финансовую поддержку на возрождение Свияжска и Болгара, православного и мусульманского центров Поволжья, Минтимер Шаймиев из последнего стал конструировать особую булгарскую цивилизацию на Волге, которая наравне с римской, китайской, египетской или исламской является уникальной цивилизацией, о существовании которой как о цивилизации никто каких-то два года назад (до назначения на новую должность Шаймиева) еще не подозревал. Теперь же в Казани стали массово выпускаться специальные книги о булгарской цивидизации, где пишется об основании Болгара аж самим Александром Македонским, местная легенда о принятии ислама болгарами от сподвижников пророка Мухаммеда в VII веке н.э. признана реальным историческим фактом, чему даже был установлен специальный памятник, а в Болгарском музее-заповеднике открыли целый Музей булгарской цивилизации, чтобы лишний раз засвидетельствовать: британский историк Арнольд Тойнби (1889-1975), автор концепции цивилизационного подхода к историческому прошлому и написавший книги о 21 цивилизации, по мнению местным национал-историков, видимо, забыл упомянуть в своем списке 22-ю, булгарскую, в честь которой и открывается целый Музей. Естественно, местные историки-булгаристы (Фаяз Хузин, Мирфатых Закиев, Гамирзан Давлетшин и др.) сегодня получили поддержку со стороны региональных властей.
Навязываемая татарам Минтимером Шаймиевым концепция булгаризма вызвала резкое неприятие у той части местных национал-историков, кто как раз выдумывал последние два постсоветские десятилетия в Татарстане историю особой «золотоордынской цивилизации» (Дамир Исхаков, Рафаэль Хакимов, Ильнур Миргалеев и др.). Ведь гораздо приятнее для этнического честолюбия и тщеславия считать себя потомками средневековой империи – Золотой Орды, которая к тому же «двести лет на коленях держала русских», чем противостоящей армии Батыя Волжской Болгарии, которая разделила горе XIII века вместе с русским народом, пострадавшего от монгольских войск. Однако не найдя поддержки в Казанском Кремле, где сейчас доминирует шаймиевский булгаризм, который все больше принимает форму искусственного конструирования того, чего не было в прошлом при всем уважении к Волжской Булгарии, в общественном пространстве Татарстане сейчас зародилось такое явление как политическое золотоордынство. Под политическим золотоордынством стоит понимать идеологию татарского национализма, в основе которого лежит культ Золотой Орды, идеализация ее прошлого, противопоставления ее истории эпохе Российской империи, натянутое и неубедительное утверждение о процветании русского народа и русского православия под ханским гнетом, отрицании исторически реального монгольского ига с перспективой возрождения независимого татарского государства в границах Золотой Орды в случае развала России. Политическое золотоордынство сегодня возникло как ответная реакция татарского национального движения на грубо навязываемый местными властями булгаризм.
В итоге на место пространных рассуждениях о «золотоордынском величии татар» стали появляться различные татарские националистические группы, в основе которых лежит идеология политического золотоордынства. Именно этим можно объяснить факт появления двух организаций – Татарского патриотического фронта «Алтын Урда» (лидер – Данис Сафаргалиев) и общественного движения «Алтын Урда» (лидер – Ильфак Шигапов) – одинаковых даже по названию («Алтын Урда» в переводе с татарского означает «Золотая Орда»). Обе организации, несмотря на свою малочисленность по составу членов, появились весной 2012 года с целью популяризации идеологии политического золотоордынства как ответ внесистемного татарского национального движения на булгаризм Казанского Кремля.
«Алтынурдаки» пока кроме заявлений о своем организационном оформлении ничего существенно не сделали. Данисом Сафаргалиевым, получившим заочное образование на историческом факультете Казанского университета, была прочитана лекция о Золотой Орде для мусульманской молодежи. Его организация нарисовала себе флаг и устроила один раз из социально-популистских соображений антинаркотический рейд, проехав по всем известным в Казани «точкам», где торгуют наркотики. О результативности этой акции, несвязанной напрямую с идеологией организации, пока неизвестно. Кинопродюсер Ильфак Шигапов кроме заявления о том, что курултай его движения, состоящего из 21 участника, где значительную долю занимают татары из Башкортостана, пройдет летом на природе в Муслюмовском районе Татарстана, пока ничего реально конкретного тоже не выполнил.
Но сам факт их появления говорит о попытках организационно оформить идеологию политического золотоордынства, причем это движение идет снизу, но при этом выглядит весьма скромно, если не сказать, еще откровенее – убого.
Такого же мнения о появлении организаций политического золотоордынства говорят их единомышленники из числа других татарских националистических организаций. Так, председатель Союза татарской молодежи «Азатлык» Наиль Набиуллин весьма скептически смотрит на «алтынурдаков» и считает, что о продуктивности деятельности появившихся новых организаций, можно будет судить лишь, тогда когда они начнут какую-либо постоянную и реальную работу, не ограничиваясь сегодняшним интернет-геройством, когда вся их деятельность дальше виртуального общения не идет.
«И вообще, вести речь о существовании этих организаций, об их признании, можно только тогда, когда они начнут организовывать самостоятельные мероприятия и акции, не примазываясь к акциям других организаций», - намекнул Набиуллин на то, что «алтынурдаки» Сафаргалиева нередко приходили на уличные акции «Азатлыка», заявляя впоследствии, что это они их организовывали. Сам же лидер «азатлыковцев» разделяет идеологию политического золотоордынства, но считает, что «алтынурдаки» могли бы осуществлять свою работу в рамках «Азатлыка», поскольку обособленность приводит к маргинальности, малочисленности и маловлиятельности на «татарскую улицу» таких карликовых организаций, чье появление вызвано зачастую лишь фюрерскими амбициями их лидеров. «Когда создаются объединения, дублирующие работу уже существующих организаций, то мы против подобного: такие организации создаются лишь для того, чтобы их лидерам самим почувствовать себя «ханами», - уверен Наиль Набиуллин.
Весьма осторожно отнесся к появлению организаций политического золотоордынства «главный патриот Золотой Орды», редактор сайта Orda-online.ру, один из членов правления Всемирного форума татарской молодежи Искандер Ахмедов. «Будущее политического золотордынства – это стать частью евразийства как идеологии, приняв более локальные национальные формы», - уверен общественный деятель, известный тем, что встречался с Минтимером Шаймиевым, где просил его возрождать Болгар не как столицу Волжской Булгарии, а как золотоордынский город. «Лично для меня золотоордынство предпочтительно не как политический проект, а как исторический, культурный, этнографический и ментальный: наследие Золотой Орды велико, Орда принадлежит не только татарам, но и всей Евразии, поэтому и трактовки этого феномена разнообразны, так же, как и формы выражения сторонников», - считает Ахмедов, добавляя при этом, что «экспорт исторических идей в политику несет в себе их дискредитацию, поэтому стоит быть с этим осторожней, поскольку любая наука, в том числе история и этнология, в идеале должны быть вне политики».
Вскоре вновь созданная организация «Алтын урда» Даниса Сафаргалиева оказалась в кризисе, пойдя по пути раскола. Причиной этого стали, с одной стороны, интервью Сафаргалиева казанскому интернет-порталу «Kazan Week» («Казанская неделя»), в котором он критично отозвался о самой идее независимости Татарстана и оценил как контпродуктивную позицию младотатарских национал-сепаратистов из Союза татарской молодежи «Азатлык», а, с другой стороны, реакция на эти слова со стороны вождя «азатлыковцев» Наиля Набиуллина: последний сразу обвинил в оппортунизме и «пророссийскости» лидера «Алтын урды» и даже объявил, что то, что в 1990-е годы Сафаргалиев по молодости (сейчас ему 36 лет) состоял в «Азатлыке» он как нынешний лидер организации считает «позором» для нее. Видимо следуя ленинскому принципу «прежде чем объединяться, надо решительно размежеваться», 19 июля 2012 года молодые «алтынурдаки» свергли своего лидера и исключили его из организации, объявив его «кремлевским агентом» (так во фразеологии татарских сепаратистов называют любого, кто хоть как-то комплиментарно отзовется о России). После этого они перешли к дуумвирату управления, состоящему из Артура Шарифова и Ильсура Аглиханова, а 23 июля 2012 года заключили пакт с другими сепаратистскими организациями - Союзом татарской молодежи «Азатлык» и Татарским общественным центром, сформировав «Координационный совет для организации совместных действий, противостояния деструктивным силам и взаимопомощи», избрав его председателем Наиля Набиуллина. Разгневанный Данис Сафаргалиев объявил, что он – лидер «Алтын урды», и свою отставку он не признает, полагая, что впоследствии он наберет новых членов уже в «свою» организацию. Сама по себе эта история свидетельствует о том, что влияние Набиуллина в рядах молодых татарских сепаратистов значительно: фактически именно он расколол созданную новую националистическую организацию только за то, что ее председатель критично отозвался о нем. Фюрерские амбиции вождя «азатлыковцев» приводят к тому, что он сразу стремиться возглавить любое идеологическое направление в рядах татарских националистов. В истории его отношений с «Алтын урдой» ярче всего продемонстрировалось его желание подмять под себя подымающее голову политическое золотоордынство.
При этом пока не видно, что «алтынурдаки» наладили бы контакт с уже существующими структурами, в целом разделяющими идеологию политического золотоордынства на научно-академическом уровне. Речь идет о существующем с апреля 2003 года Центре изучения золотоордынской цивилизации им. Миркасыма Усманова в Институте истории Академии наук Татарстана (руководитель – Ильнур Миргалеев). Как никак, но почти за десять лет его сотрудниками издано много работ, где «золотоордынская цивилизация» признается именно как цивилизация, наравне с древнегреческой или китайской, что в принципе никого не удивляет, если учитывать, как развивается последние двадцать «суверенная историческая наука» в Татарстане. Теперь же как конкурент этому Центру создан в Болгаре Музей булгарской цивилизации, которому теперь будет оказана куда большая поддержка, в том числе и финансовая, поскольку булгаризм сегодня поддерживается на высшем региональном уровне (пока не видно, чтобы новый президент Татарстана Рустам Минниханов противился политике своего предшественника).
В итоге политическое золотоордынство может активизироваться после показа фильма «Орда» режиссера Андрея Прошкина осенью этого 2012 года. В Казанском Кремле пока никому не пришла идея снять какой-нибудь художественный экшн о Волжской Булгарии (предыдущий опыт в виде фильма «Теплые ветры древних булгар» (1997) режиссера Булата Мансурова оказался неудачным, а картина была просто чудовищно скучной). Но одно пока ясно, что политическое золотоордынство, в основе которого лежит великодержавный татарский шовинизм, при его реальном наполнении может вылиться в крупный сепаратистский проект подобно «Великой Черкессии» на Кавказе. И именно поэтому булгаризм при всех его странностях и с его локальным содержанием менее опасен для целостности России, чем политическое золотоордынство с его великодержавным татарским шовинизмом, ведь сепаратистский проект «независимая Золотая Орда» еще более опаснее, чем проект «независимый Татарстан».