Угроза банкротства «Тольяттиазота», о которой бьют тревогу СМИ, обретает все более угрожающие черты. О первых признаках проблем стало известно, когда журналистам удалось раскопать подробности оффшорных схем, которые использует руководство «Тольяттиазота» для занижения прибыли предприятия и выводе средств за рубеж. Появление новых фактов говорит о катастрофических последствиях действий семьи Махлаев, контролирующей предприятие.
Напомним, что как установили СМИ, свою продукцию «Тольяттиазот» продает за рубеж через подконтрольные семье Махлаев оффшорные фирмы по заниженным ценам. В результате только за последние четыре года «Тольяттиазот» недосчитался более 500 млн долларов прибыли. Но в марте 2012 года «Тольяттиазот» совершенно неожиданно объявил о выплате дивидендов своим акционерам за 2011 год в размере 2,91 млрд рублей. Это 40% от чистой прибыли, заработанной «Тольяттиазотом» в 2011 году, и превышает даже выплаты предприятия в рекордном для всей отрасли 2007 году. За акционеров предприятия, которое, как известно, семья Махлаев контролирует из Европы, можно только порадоваться.
Остальные российские компании всреднем куда скромнее. Даже «дойные коровы» российского бюджета — нефтегазовые компании направляют на выплату дивидендов лишь около 25% чистой прибыли. Остальное направляется на развитие компаний.А вот выплата куда большей части прибыли основным владельцам, как правило, однозначно говорит либо о готовящейся продаже предприятия, либо об умышленной подготовке к банкротству. Совсем недавно, в своем интервью «Российской газете» Сергей Махлай официально заявлял, что никакой продажи акций «Тольяттиазот» он не планирует. Так что остается самый катастрофический вариант развития событий.
Тем циничней, что вскоре после объявления о выплате дивидендов председатель совета директоров «Тольяттиазота» Сергей Махлай заявил СМИ о подготовке им масштабной программы развития предприятия. Только в 2012 году «Тольяттиазот», якобы, должен в несколько раз увеличить расходы на модернизацию, доведя их до 15 млрд рублей. Откуда же возьмутся эти деньги, если доходы предприятия из года в год выводятся за рубеж, долговые обязательства «Тольяттиазота» по итогам 2011 года достигли уже 10 млрд рублей, а появившееся живые деньги выжимаются до остатка?
Сейчас предприятию банально не хватает даже оборотных средств, которые оно вынуждено постоянно занимать. Да не у кого-то, а у «Тольяттихимбанка», который также подконтролен семье Махлаев (Сергей Махлай возглавляет наблюдательный совет банка). Но зачем перекладывать деньги из одного кармана в другой? Объяснение здесь самое простое — это не просто страховка на случай каких-либо проблем (аварий, кризиса на западных рынках и т.п.), а подготовленный плацдарм для быстрого банкротства.
Подконтрольный семье Махлаев банк в любое время может выставить предприятию претензии.Никаких денег эта семья при этом не теряет – они с предприятия уже выведены. Кроме того, из семи агрегатов по выпуску аммиака, когда то бывших сердцем «Тольяттиазота», два агрегата большую часть времени простаивают, так как требуют основательной и дорогостоящей модернизации. Еще один агрегат находится в аварийном состоянии и без капитального ремонта может прийти в негодность в любой момент. Оставшиеся четыре установки семья Махлаев может перевести на свои фирмы, как уже сделала это с метанольным производством. У этих фирм не будет ни долгов, ни претензий со стороны государства. С развязанными руками им никто не сможет даже помешать демонтировать установки и вывезти их за рубеж, например в Венгрию, где у семьи Махлаев давние деловые интересы, а то и вовсе продать как подержанное оборудование. И такое было уже далеко не с одним российским заводом, когда после приватизации выжатое новыми собственниками предприятие в прямом смысле превращалось в металлолом.
Последствия закрытия одного из градообразующих предприятий для области будут катастрофическими: бюджет Тольятти уже дефицитный, безработица в городе не снижается. Залатать проблему бюджетными деньгами в условиях второго витка мирового кризиса у властей уже и не получится.Так что рычаг для шантажа государства и миноритарных акционеров в руках семьи Махлаев колоссальный. А с учетом медлительности российской бюрократической системы как раз тогда, когда действовать нужно быстро, шансов повлиять на ситуацию практически нет. Даже если у властей хватит сил сейчас разобраться с ситуацией вокруг «Тольяттиазота», то в конечном итоге они рискуют получить лишь пустырь с металлоломом и многомиллиардными долгами. И опасения, которые возникли у многих, после того как в прошлом году руководство «Тольяттиазотом» перехватил младший сын Владимира Махлая – Сергей, были не напрасны. Намерения развивать «Тольяттиазот» у наследников Владимира Махлая нет и их единственная цель — личная нажива.