Общеизвестен сюжет фильмов о Чужих, история колоритная, и многие предвкушали выход «Прометея». Дело не столько в продолжении франшизы, сколько в ценности воображения. Порой хочется оторваться от циничной реальности и помечтать у экрана, ведь оптимизм стоит на яркой идее, а ныне всё зыбко, условно и опорочено. Политика и религия особо не радуют, прекрасное далёко, в прессе сплошь негатив, а верить во что-то надо. Неважно, в какой форме появится мысль, а тема «Прометея» многообещающая. Поиск колыбели человечества и его создателей – что может быть интереснее? На Голливуд можно махнуть, ведь картину снял мастер и автор первой части о Чужих, поэтому ожидали нечто особенное.
С первых кадров задан эпический размах – полубожественный гуманоид трансформирует себя в клетки с ДНК, из которых появились люди. Далее ученые совершают мировое открытие и звездолёт мчит к планете небесных отцов. Картинка достоверная, действие плавное, интерес устойчивый, но, увы – есть тень сомнения.
Пробуешь отмахнуться, но неудовольствие нарастает, поток штампов всё очевиднее, и к финалу уже открыто иронизируешь. Вот тебе и откровение. Ну, Ридли, ну, Скотт. Подфартил с полётом фантазии. Хочется чего-нибудь рявкнуть и шаркнуть кулаком по экрану для острастки. Наверное, хотелось одолеть Дж. Кэмерона – автора второй части Чужих. Конкуренция – вещь полезная, но если зависть глаза застит, то усилия попусту. Ладно, всё по порядку.
Научное открытие в наскальной живописи – ход не новый. Пробуждение астронавтов от криосна и подготовка к высадке напоминает эпизоды первых Чужих. Положим, это неизбежно для развития действия, но далее-то – сплошной стандарт и комиксы. Почему-то влетели в атмосферу на звездолёте, мол, к отчему порогу можно не снимая обувь. Логичнее корабль на орбите оставить и готовить высадку, изучив планету. Какое там, увидели высокую гору – нам туда, и сразу попали к древнему городу. Сели, тотчас выкатили вездеход, еще какие-то смешные квадроциклы и погнали по дороге. Зачем? В
Подъехали к купольному строению, вошли в щелевой проход, и началась фантасмагория. Тут тебе и мёртвые создатели, и раздор среди ученых, и кремневая буря. Почти час с начала фильма никакого действия, и вот – спешная эвакуация и спасение андроидом неловких землян у звездолёта. Затем оживление головы создателя: воткнули электроды, подали импульс и глаза открылись, хоть две тысячи лет голова пролежала без тела. Это много раз использовано и показано. Слабовато для фильма экстра-класса. Претензия на научную фантастику идёт фоном, а в сути – нелепый дилетантизм в упаковке спецэффектов.
Встреча с создателями – важнейшее событие, но никаких контактов с Землёй, всё буднично: компания Вейланд снаряжает экспедицию во главе двух антропологов и вперед. Учёные вздорные и какие-то липовые. Геолог Милдер как панк – весь на понтах и пол-лица в татуировках, экипаж корабля быдловатый и ради денег, всех словно спешно завербовали и махом выпнули в космос. Капитан (Элба) – простецкий парень-качок, ему бы тачки гонять, а не звездолётом управлять. Диалоги туповатые, а стиль общения – как молодёжный гонор. Напрягает сильно.
Мало того – еще порция мелодрамы и щепотка секса. Робот Дэвид влюблён в Шоу, Чарли и Шоу утоляются в постели, а начальник Викеерс (Терон) – лезет на капитана. Воистину, не стоит превращать научную проблему в альковную историю, а в «Прометее» полдействия на кровных связях. Дэвид отравляет своего соперника Чарли, геройствует ради Шоу. Томно-высокомерная дочка главы фирмы Вейланд мечтает через находки на планете LV-223 обойти отца и возглавить компанию. Шоу не в силах зачать дитё и ожесточённо забывается в науке. Какая проза, но через упрощение охват аудитория расширится и доходность проекта возрастёт.
От любовно-родственных передряг в середине действие исчезает, и можно было опустить такие мелочи, если бы появились ответы на главные вопросы. Отнюдь, Скотт и не думает что-то пояснять, лишь нагромождает вздор, и сюжет сползает к избитому хоррору.
Андроид запрограммирован для помощи Вейланду, и хоть он вышел выразительным, но всплывает типичный образ своевольного робота. Дэвид собирает биомассу и коварно травит ею доктора Холлувэя, может солгать и, конечно, – мается от комплекса искусственного разума. Внезапное появление главы Вейланда – эдакий детективный подвох, но старцу побоку тайна бытия, его волнует банальный возврат молодости.
Купольная структура оказывается западнёй-хранилищем самооживающего биооружия. Новый штамп – появление бронебойных червей, проникающих через рот в тело человека. Наконец видим создателя, выжившего после неведомой катастрофы. Дэвид ловко его пробуждает и просит продлить жизнь Вейланду, но создатель вдруг всех крушит и спешно стартует с планеты. Палеонтолог Шоу после зачатия монстра храбрится в духе лейтенанта Рипли из первых частей, но выглядит натужно, вызывает жалость, чем усиливает неловкость происходящего.
Самый финал – апофеоз глупости. Экипаж «Прометея» идёт на таран звездолёта спасителя, враз разгоняя свой фотонный аппарат. Под обломками падающих кораблей Викеерс гибнет, а Шоу спасается. Да от взрыва на пару километров всё выгорело бы, но надо же поддать героизму. Потом вдруг является спаситель, Шоу лихо натравливает на него монстра, тот откладывает в спасителя личинку, и появляется Чужой. Бравая Шоу устремляется на звездолёте из другого купола в мир создателей искать ответы. Ага, там её ждут с хлебом-солью. Наивность на грани бестолковости. Из кинотеатра выходишь раздраженным, поневоле бросая режиссеру – вот вздорный старик, загубил такую идею на корню.
Можно было промолчать о «Прометее», подумаешь, неудачный блокбастер. Но если миллионы ожидали хит, то не найден правильный вариант с ответами и новыми горизонтами. Фантастика – мост к настоящему через будущее. Убери из человека воображение и получишь говорящее животное без перьев, а мощная идея будоражит разум. Если не замечать абсурд, скоро отупеешь, и будут тобой манипулировать, все кому ни лень. На примере этого ожидания, если чуть абстрагироваться, откроется любопытная подоплёка.
Идея с претензией на «знаковость» требует осознания. Многие учёные склоняются к гипотезе заселения Земли «зародышами жизни» из космоса, тогда подсознание людей хранит информацию о прошлом. Любой мозговой штурм, пусть в кино, приоткрывает завесу тайны и приближает к истине. Сценарий «Прометея» писал Годдар, порядком напортачивший в «Ковбоях против пришельцев», и вышел холостой выстрел. Именно наличие ярких идей говорит о развитии Хомо, а с этим на планете, похоже, большая проблема.
Ширится финансовый кризис, Евросоюз на грани распада, в России бедлам и размягчение мозгов, а народ таращится на экран или в прессу, шурует на работу, словно лучше не бывает, но при первой возможности бежит на курорт, рыбалку, корпоратив, к любовнице, вон, подальше от нелепой реальности. Дожили: что являло суть жизни – мешает, что её дополняло – стало смыслом. Вывернулись наизнанку, но кичимся своей бесполезной шкурой.
Полтора десятка лет в фантастике кризис. «Матрица» вышла из «Темного города» (1998), с тех пор оригинальных идей нет, сплошь ремейки и сиквелы. Р. Скотт хотел взять новый уровень, да провалился с треском, но если мастер «раньших времен» допускает явный ляп, дело табак. Художник отражает уровень социума, выходит, деградируем мы основательно. Дело не в хитрых киномагнатах и падении интереса к серьёзным фильмам, но размышляем всё меньше. Нравится или наоборот – вот и весь разговор.
В «Прометее» циничная бизнес-леди Викеерс – отрицательный персонаж, её надобно убить в итоге, чтобы подогреть зрителя, но лишь она соблюдала инструкции и радела о спасении землян. Остальные комплексовали со стаканом или в слезах, нарушали правила выживания, но предстали героями. Эрозия морали стала нормой, абсурд вползает в нас как Чужой, а мы, не замечая трансформации, ждём приятных ответов. Что с ними делать-то будем, если надо деньги считать и чужой товар впаривать?
Не секрет, кино – важнейшее из искусств, сейчас пацанам и девам мелодрамы и пафос криминала подавай, а человек помудрее давно сообразил, уж лет сто в искусстве застой. Очевидно же, хорошее – хорошо, а худое – враг добродетели, но всё копируем избитые сюжеты, после умиляясь вечным ценностям и гордо поднимая палец вверх. А за окном по-прежнему бурлит злодейство, словно не было великих художников духа. Не дурость ли?
Наудачу ткнув в нечто заметное в искусстве, увидишь пустоту. Оглянешься на граждан – спокойны как удавы, еще подначивать начнут: терпи и не рыпайся, а то спать плохо будешь. Тогда признаем за честь толоконный лоб и ожиревшую душу, лихо приговаривая: «Обыватель – это звучит гордо». Всё суета сует, если сажа вместо огня – благо, а Прометей, преобразив несчастных созданий в глупых потребителей – самовлюблённый изменник …