«За нашей спиной он нас просто обманул, несмотря на многолетние партнерские и, как мы думали, дружеские отношения».

(Совладелец группы «Абсолют» Александр Светаков в интервью газете «Коммерсантъ»)  

Юрий Жуков – благополучие, которое строится на разрушении

Основатель и экс-владелец группы ПИК отличается особым подходом к ведению дел. На пути к успеху он одинаково не стесняется переступать через интересы своих партнеров, друзей и целых городов, больших и малых

Александр Светаков совсем не одинок, когда вспоминает имя Жукова в ответ на вопрос «Кто из ваших партнеров оказался для вас самым сильным разочарованием?». Точно также могли бы ответить и десятки других людей, чьи деловые интересы пересекались с предприимчивым бизнесменом, особенно во время кризиса 2008-2009 гг, когда строительная отрасль России испытывала серьезные трудности. 18 февраля 2010 г Номос-банк подал в Московский арбитражный суд иск на кипрскую компанию Maritrade Investment Ltd, принадлежащую Юрию Жукову. Требования банка сводились к взысканию принадлежащих Жукову 12,5% акций ПИК, заложенных по просроченному кредиту девелопера. Долг в $262 млн. обеспечивался 25% акций, вторая половина из которых принадлежала второму основателю ПИК Кириллу Писареву, который, кстати, согласился на схему реструктуризации, предложенную банком. Собственно сам кредит был выкуплен Номос-банком у Внешэкономбанка, который, в свою очередь, предоставил его девелоперу для реструктуризации 75% суммы задолженности перед иностранными инвесторами и банками. Срок погашения кредита истекал в конце ноября 2009-го, когда его и выкупил Номос-банк. Практически сразу после этого Жуков вступил в переговоры с банком, для чего у него был весьма серьезный повод: при несвоевременном погашении кредита предусматривалась неустойка в сумме 15% годовых. В итоге, вместе с неустойкой, сумма долга к началу 2010 года выросла до $278,784 млн. Поводом для обращения в суд стало то, что Жукову удалось таки вывести акции из-под залога. В феврале 2011 г юристы банка заявили, что им известно, куда были помещены спорные акции – они, якобы, находились на счетах дочерней фирмы Deutsche Bank AG в США. Это выяснилось после того, как в октябре 2010 г суд принял сторону банка, но взыскать с Жукова, как оказалось было нечего – акции благополучно перекочевали в «укромное место». Чтобы обеспечить исполнение судебного решения об обращении взыскания 12,5% акций ПИК, суд обязал депозитария, компанию Deutsche Bank Trust Company Americas не осуществлять какие-либо операции акциями ПИК, включая их списание и перевод. Одновременно с этим истец попросил заменить ответчика по делу Maritrade Investment Ltd на Deutsche Bank Trust Company. Практически сразу после принятия этого решения Жуков был вынужден расплатиться с кредитором. Кредит был выплачен за счет собственных средств группы ПИК. Сообщалось, что для погашения долга банку была передана доля в проекте строительства офисно-жилого центра «Парк-Сити» в Москве, составлявшая 32,5% или 377 тыс. кв. м. Сумма сделки оценивалась в $76 млн. Для погашения оставшейся части ПИК получает кредит в банке «Открытие».

Но компенсировать временные неудачи на одном фронте Жуков, судя по всему, намерен на другом. И ради этого готов парализовать работу градообразующего предприятия, нисколько не считаясь с риском повторения истории, произошедшей в Пикалево. Но если в Пикалево причиной приостановки деятельности предприятия, производящего цемент, стал все тот же кризис 2008 г, то Сычевский производственно-технологический комбинат команда Жукова пытается задушить тогда, когда дела в строительстве вновь пошли в гору. В начале 2010 года работники комбината стали все громче выступать против политики руководства. На входящем в состав жуковской «Национальной нерудной компании» (ННК) предприятии начались увольнения персонала и сокращение заработной платы. Первый митинг рабочих состоялся 6 февраля 2010 года, когда начались первые сокращения персонала. Более 600 человек вышли на улицы поселка Сычево и пригрозили перекрыть трассу Москва-Рига, если их требования не будут услышаны. Одновременно они обращаются с письмом к тогдашнему премьеру российского правительства Владимиру Путину. В нем профсоюз обвиняет Юрия Жукова и его команду в попытках раздробить предприятие, уйти тем самым от налогов и получить быструю прибыль, не считаясь с проблемами жителей Сычево, для которых комбинат является главным источником рабочих мест.

«В настоящее время основным владельцем комбината является президент Национальной нерудной компании г-н Жуков. Новые хозяева управляют своей собственностью таким образом, что экономическое положение предприятия постоянно ухудшается. Предприятие расчленили на две самостоятельные организации. Администрация постоянно увольняет персонал, снижает зарплаты, ухудшает условия труда. Дело поставлено так, что администрация держит рабочих за быдло. Например, как может работать человек полный рабочий день за зарплату в размере 7 – 8 тыс. и убирать огромные производственные площади? Как могут работать в ночную смену голодные водители «Белазов»? Водителям убрали питание в ночные смены, заставляют работать по ненормированному графику, увеличивают нормы выработки, а зарплаты сокращают. На предприятии действует коллективный договор, но он постоянно нарушается. Например, сейчас администрация сокращает даже работниц, находящихся в декретном отпуске», - говорится, в частности, в письме.

Также в этом документе сообщается о настоящем административном терроре, который руководство ННК организовало против профсоюзных лидеров комбината. Вместе с тем работники недоумевают – почему против Жукова не возбуждено уголовное дело по статье 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации». Дело в том, что в конце сентября 2011 года на комбинате прошла массовая налоговая проверка, в ходе которой не мог не выясниться тот факт, что у «Сычевского ПТК» отсутствует лицензия на разработку полезных ископаемых. Работники предприятия утверждают, что такая лицензия есть только у ООО «Рузский комбинат нерудных материалов», котрый находится в селе Покровском Рузского района Московской области. Как таковой разработкой ископаемых он практически не занимается, но прикрываясь именно его лицензией работают все предприятия, входящие в ННК. Такая схема позволяет существенно сократить на них линейку налогов. Но и этого руководству компании оказалось мало. В разгар сезона, когда отгрузка готовой продукции достигает максимальных объемов, заработная плата на Сычевском комбинате не превышает 17 тысяч рублей. В межсезонье работников вынуждают уходить в неоплачиваемый отпуск, экономя тем самым рубли для Жукова

Почему налоговики не обратили на все это внимания? Вопрос остается открытым… Несмотря на серьезные усилия, которые прилагают сотрудники службы безопасности и администрация ННК для запугивания недовольных, этот вопрос был поставлен и на митинге, состоявшемся в 2012 году. Доведенные до отчаяния люди уже не боятся ни штрафов, ни увольнений, опасаясь только того, что Жукову все-таки удастся обанкротить предприятие и растащить его на куски.

Тем более что он, похоже, только «входит во вкус». Так, в декабре 2011 г. для управления девелоперскими активами Внешэкономбанка было создано ООО «ВЭБ управление проектами». Структура собственности новой фирмы говорит сама за себя: 81% акций компании принадлежит кипрской Bufton Holdings Ltd. Последняя, предположительно, создана Жуковым. Нетрудно догадаться, какие широкие возможности последний получает для возможных новых рейдерских захватов, о которых мы, вполне вероятно, еще услышим.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram