Итак, дело Pussy Riot. Зачем оно нужно? Сначала на Церковь натравливали группу «Фемен». Последняя, впрочем, оказалась совершенно безобидной. Девушки лишь плясали рядом с храмом Христа Спасителя и показывали сиськи. Их просто вышвырнули на Украину, откуда они родом. Потом они с той же программой поехали в Турцию, к храму Святой Софии. И тоже показывали сиськи. Их опять вышвырнули.
На этом забудем о группе «Фемен» и перейдем к Pussy Riot.
Очевидно, что хулиганство в ХХС возникло не на пустом месте. Сначала – «Фемен», потом – Pussy Riot. Причем «Пуссей» арестовали только после акции в храме Христа Спасителя, хотя таких акций было несколько. Кто-то сознательно провоцировал Церковь. Но зачем?
Здесь надо сделать небольшое историческое отступление.
Как известно, в советские времена во всякого рода «Союзах писателей» и «Союзах композиторов» существовали две партии. Одну можно условно назвать «еврейской» (хотя входили в нее далеко не только евреи), вторую можно условно назвать «патриотически-православной» (хотя входили в нее не только русские и не только православные, а, например, только появлявшиеся в тот момент неоязычники).
Каждая из двух групп находилась под действием тотального стресса. «Евреи» боролись против «антисемитизма» и опасались «погромов». «Патриоты» яростно противостояли «сионизму» и «засилью». Победить самостоятельно ни та, не другая партия не могли. Результатом был дождь доносов в Инстанцию. Обе стороны стучали как дятлы.
Расколотая по партийному признаку интеллигенция была недееспособна. Она не могла конкурировать с партийной иерархией. И поощрение раскола было основной технологией работы с «умниками и умницами». Ведь в противном случае последние могли захватить интеллектуальное лидерство и повести за собой нацию, а допустить этого было никак нельзя.
Вернемся в наше время.
В нулевые годы партийная борьба между «евреями» и «патриотами» перестала быть актуальной. «Патриотов» заменили националисты, для которых «сионизм» не был страшилкой, а Израиль был не «фашистским государством», а скорее образцом правильного политического режима. «Нам бы так», – вздыхали националисты.
Бывшие «евреи», а ныне либералы, также эволюционировали. Показная народофобия сменилась пониманием, что «нам здесь жить». В результате стало ясно, что цивилизованный национализм – это не так уж и плохо.
В итоге либералы и националисты, наследники двух интеллигентских партий советской поры, сделали несколько шагов навстречу друг другу. Да, национал-демократический синтез пока не произошел, но отношения двух партий перестали быть антагонистическими.
Именно идеологическое сближение двух партий сделало возможным феномен Навального и вообще протесты декабря 2011 – июня 2012 гг. При этом властям не удалось развести протестантов ни на антисемитизм (дескать, все оппозиционеры – тайные евреи), ни на патриотизм (все 50 000 на Болотной куплены Госдепом).
Казенный антисемитизм и казенный патриотизм перестали работать. Что же делать? Решили «колоть лохов» по религиозному признаку.
Понятно, что православные не могут не поддерживать Церковь и Патриарха. А либералы вынуждены стоять за Pussy Riot. В результате старое советское противостояние «тайные сионисты против злых антисемитов» воспроизводится на новом уровне. При этом власть создает удобный повод для противостояния, заключая Pussy Riot в тюрьму и угрожая уголовным наказанием за деяние, которое в обычных условиях грозило бы денежным штрафом или административным арестом на срок до 15 суток.
Только осел может думать, что Pussy Riot сидят по распоряжению Патриарха.
Что из этого следует? Pussy Riot БУДУТ СИДЕТЬ, ибо такова политическая конъюнктура.
Сейчас начался обмен открытыми письмами. Понятно, что вслед за письмом «от Макаревича» последует ответное письмо от «православной общественности» с требованием законопатить Pussy Riot как можно глубже.
Скандал властям КРАЙНЕ выгоден, ибо разрушает сложившийся интеллигентский идеологический консенсус, ну и отвлекает внимание от деятельности правительства на ситуацию вокруг Церкви.
Как можно разрешить конфликт? Взаимными извинениями. Стороны должны признать, что погорячились. Либералы (и прежде всего сами Pussy Riot) обязаны заявить, что пляски в церкви – не метод политической борьбы. Церковь в лице ее руководства должна сказать, что предполагаемое наказание для «Пуссей» слишком жестокое, да и вообще – «Милости прошу, а не жертвы».
И на основе морального консенсуса обратиться к властям с просьбой отпустить участниц группы. Я знаю, что сами они не хотят извиняться. Но если их попросят такие авторитетные люди, как Макаревич, быть может, они изменят свое решение?..
Тогда возобновившийся советский раскол среди интеллигенции будет преодолен.
Первая публикация – КМ.ру.