Марсово поле чудес

Гробокопательство ценой в триллион

Незадолго до ухода на парламентские каникулы фракция коммунистов в Санкт-Петербурге получила замечательный повод напомнить о своей постоянной готовности встать стеной за народное дело.

Повод для скандала коммунистам дали авторитетные братья-бизнесмены Борис и Михаил Зингаревичи. Их сомнительные проекты в историческом центре города уже не раз вызывали возмущение как депутатов от КПРФ, так и представителей иных политических сил, но на этот раз братья посягнули на святое – объявленная ими реконструкция Марсова поля предусматривала размещение прогулочных дорожек на месте могил участников революции и Гражданской войны. На вопрос, куда девать останки похороненных людей, Михаил Зингаревич туманно ответил, что завтра они с братом не собираются убирать захоронения, чем только обозлил идейных наследников мертвых революционеров, понявших слова олигарха как намек на то, что могилы будут убраны не завтра, так послезавтра.

Столь же непроясненными остались и другие вопросы, связанные с реконструкцией Марсова поля: от сохранения исторического ландшафта до проблемы финансирования грандиозной перепланировки, включающей создание подземного перехода и возведение над частью территории стеклянного купола. До сих пор питерские затеи Зингаревичей сопровождались регулярными скандалами по части как охраны памятников, так и исполнения бюджета. Не раз бывало, что деньги куда-то исчезали и широко распиаренный проект оставался красивой картинкой, как это случилось с торговым центром под Площадью Восстания. В других случаях строительство безнадежно затягивалось, как с бизнес-центром на Синопской набережной, возводящийся шедевр уродовал пейзаж, а обязательства по расселению обитателей соседних домов оставались пустой болтовней…

То же самое происходит и с аферой вокруг Марсова поля. Многочисленные суды с Федеральной Антимонопольной службой, привлечение в качестве подрядчика ООО «СМУ-32», не имеющей лицензии на работы с памятниками архитектуры… Наконец, странное затягивание работ на двух контролируемых братьями памятниках – зданиях Придворного конюшенное ведомство на Конюшенной площади и казарм Павловского полка на Марсовом поле, 1. Эти объекты словно специально доводятся до такого состояния, чтобы Зингаревичи получили повод обойти требование Комитета по охране памятников о сохранении стен зданий и снести оба, сэкономив на реставрации.

Если даже реконструкция двух зданий идет с таким скрипом, то, как авторитетная семья собирается работать на Марсовом поле, проект преобразования которого даже по данным его главного лоббиста – вице-губернатора Санкт-Петербурга Сергея Вязалова подорожал с 300 млрд. до 1 трлн. рублей? Очень похоже, что Зингаревичи в очередной раз замахнулись на рубль, имея в мошне несколько жалких копеек, а теперь специально тянут время, судорожно пытаясь раздобыть недостающие деньги.

Подобные трюки – дело привычное. В России проблема обычно решается за счет подключения к бюджетному финансированию, как это произошло в истории с оснащением Кронштадта светодиодными «Лампочками Медведева», причем роль братьев Зингаречивей в этом случае свелась к посредничеству между производителями работ и властями, с откусыванием за это изрядного процента.

В США такие номера не проходят и, получив изрядные государственные гранты под производство электромобилей и литий-йонных батарей для их моторов, принадлежащая Зингаревичам компания Ener1 оказалась на грани банкротства. Ее долги в конце прошлого года достигли $90,5 млн., что на $16,6 млн. превысило стоимость всех активов.

Согласно официальной версии, от краха удалось спастись путем привлечения новых инвесторов. Таковые действительно были и, говорят, что уже после вложения, их неприятно удивили похождения сына Бориса и племянника Михаила Зингаревича – Антона. Оказалось, что пока папа с дядей с трудом выцыганили на спасение Ener1 $31 млн., юный директор этой бьющейся в агонии фирмы потратил двое большую сумму на покупку британского футбольного клуба «Рединг» и женитьбу на прелестной победительнице конкурса «Супермодель мира-2006» Екатерине Доманьковой.

Понятно, что при таком директоре никаких инвесторов не напасешься, и любящим папе с дядей пришлось направить на спасение корпорации то, что было освоено на других проектах. Один из которых вызывал чрезвычайно неприятные ассоциации не то с нецелевыми расходами государственных средств в особо крупных размерах, не то с хищением в этих самых размерах. Решающую роль в этой операции должен сыграть ранее возглавлявший Ener1 эффективный менеджер с приметным именем Борис Феликсович Вайнзихер.

Второй перед Чубайсом

Профессионализм бывшего технического директора РАО «Единые энергосистемы» Бориса Вайнзихера яснее всего показывает его место в списке виновников катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС 17 августа 2009 года. Изучая вопрос об ответственности лиц, допустивших гибель 75 человек и урон государству в $40 млрд., авторы акта технического расследования Ростехнадзора поставили Вайнзихера на почетное второе место, после замминистра энергетики Вячеслава Синюгина и перед самим президентом РАО «ЕЭС» Анатолием Чубайсом. Именно он отвечал за введение в действие стандартов РАО «ЕЭС», которые не обеспечили безопасную эксплуатацию электростанции.

Как известно, Чубайс и его команда у нас неподсудны еще со времен истории нелегального финансирования избирательной компании Ельцина через знаменитую «коробку из-под ксерокса». Поэтому совсем неудивительно, что Вайнзихер вслед за боссом вышел из смертельного потока абсолютно сухим. Удивительно удачно он покинул и пост генерального директора, возникшего на его развалинах РАО «ЕЭС» ОАО «Территориальная генерирующая компания-1». Неприятные истории с отключением горячей воды в Петрозаводске и замерзающими в столице Карелии призывниками произошли вскоре после его ухода, и отдуваться за плоды скорбных трудов Бориса Феликсовича пришлось его преемнику – нынешнему гендиректору ОАО «ТГК-1» Андрею Филиппову.

Зато по части использования служебного положения в личных целях господину Вайнзихеру нет равных. Именно ему приписывает молва знаменитую схему опционной спекуляции с акциями РАО «ЕЭС». Выкупив до 25 июня 2007 года часть акций по $0,292 за штуку, высшие менеджеры компании смогли продать их по $1,355, то есть в 4,64 раза дороже! По имеющимся данным технический директор смог заработать на этой операции $5,6 млн.

Зингаревичи приняли Вайнзихера с распростертыми объятиями, и в апреле 2011 года он занял должность директора EnerZ – одной из дочерних компаний  Ener1. Эффективный менеджер, сохранявший самые добрые отношения с перешедшим к попилу бюджета «Российской корпорации нанотехнологий» Чубайсом, мог обеспечить грандиозные возможности для безнаказанного залезания в казну. Ведь слово Анатолия Борисовича как бывшего главного энергетика страны до сих пор немало весит в отрасли, которую он столь успешно дербанил.

Накопитель казенного бабла

Поэтому совершенно неудивительно, что банкротившаяся Ener1 получила от ОАО «Федеральная сетевая компания» солидный контракт на поставки лучших в мире сетевых накопителей с автоматическим управлением. По данным производителя, чудо-батареи могли накапливать излишки электроэнергии из сети и при необходимости выдавать ее обратно с заданными параметрами. Это сулило грандиозную экономию средства и директор ОАО «ФСК» бывший министр энергетики Сергей Шматко легко согласился на подкрепленные весомыми шуршащими доводами уговоры Чубайса и Вайнзихера. Ведь деньги он тратил не свои: свыше 75% акций компании принадлежит щедрому душой российскому государству.

Меморандум об организации производства в России литий-ионных систем накопления и хранения энергии был подписан высокими договаривающимися сторонами 17 июня 2010 года, еще до официального оформления Вайнзихера в компанию Зингаревичей. В документе особо подчеркивалось важность введения в строй пилотного проекта на подстанции Псоу под Сочи в рамках общего благоустройства края в преддверии грядущих Олимпийских игр.

На Олимпиаде экономить грех, и, внеся чисто символический залог, Ener1 уже в октябре подписала с «дочкой» ОАО «ФСК» – ОАО «Мобильные газотурбинные электрические станции» контракт на $40 млн, предусматривающий установки чудо-накопителей на Псоу и подстанции Волхов-Северная под Санкт-Петербургом. По случайному стечению обстоятельств ОАО «Мобильные ГТЭС», оказалось тесно связано  с коммерческими интересами члена Совета Федерации от Брянской области Людмилы Нарусовой, вдовы бывшего шефа Чубайса – мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака.

Сочинские накопители должны были начать работать до конца прошлого года, а вслед за ними должны были приступить к накоплению энергии и волховские, но после бодрых заявлений о начале работ и установке первых агрегатов, Ener1 и ОАО «ФСК» словно позабыли о грандиозном проекте. И неудивительно – продукция Вайнзихера оказалась чудовищно дорогой и неэффективной. Основной элемент накопителя – американский литий-ионный аккумулятор – стол вдвое дороже российского, а стоимость каждого киловатт/часа прошедшего через агрегат составила 8 рублей – в восемь раз дороже средне рыночной стоимости. Похоже, замечательный американский агрегат может накапливать исключительно казенные деньги, максимально эффективно перераспределяя его в карманы оборотистых гешефтмахеров.

Заройте ваши денежки на берегах Невы!

Миллиард с лишним рублей, выброшенный на ветер Шматко, помог Зингаревичам и Вайнзихеру спасти от банкротства Ener1 и рассчитаться с частью кредиторов. Теперь, когда угроза краха компании временно отодвинулась, братья готовы использовать ее саму для финансирования гробокопательства на Марсовом поле. Для этого литий-ионные накопители пытаются всучить уже Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», где деньги тоже казенные, а на хозяйстве сидит тоже свой человек – бывший премьер-министр России, эффективный менеджер и молодой реформатор Сергей Кириенко.

Часть денег пойдут на разрытие Марсово поля и обеспечение лояльности чиновников к этому грандиозному гробокопательству, а остальные по данным вице-губернатора Вязалова должны обеспечить государство и Санкт-Петербург, с привлеченными инвесторами в пропорции 30 к 70.

Далее возможны два варианта. Либо прогулочную зону под стеклянным колпаком с грандиозными скандалами и вбухиванием в нее триллиона рублей, вместо первоначальных 300 миллиардов все же построят. Либо коммунисты, только что присоединившийся к ним «яблочник» Борис Вишневский, направивший отдельный запрос о финансовой стороне проекта, а возможно и другие депутаты с примкнувшей к ним градозащитной общественностью завалят проект, как завалили недавно возведение 400-метрового «Охта-центра».

В первом варианте Зингаревичи и Вайнзихер освоят весь бюджет и соорудят в центре Петербурга очередной уродливый новодел. Во втором случае, они попилят только часть, оставят после себя разрытое Марсово поле, и, сетуя на не понявших грандиозного замысла петербуржцев, поедут разводить очередных лохов. В любом случае инвесторы и налогоплательщики, чьи деньги будут закопаны на Марсовом поле чудес, успешно сыграют роль тупых деревянных Буратин.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram