Сокращение строптивых

Треть столичных вещевых рынков доживает последние дни – с 1 июля два десятка торговых площадок прекратят существование. Эти торговые пространства – своего рода клоны легендарного "Черкизона" – на временных правах заняли выгодные места, но нет ничего более постоянного, чем временно облюбованное доходное место. Что предложат взамен горожанам, привыкшим отовариваться в этих павильонах с дешёвым азиатским ширпотребом?

Бульдозеры превращают в металлолом остатки торговых контейнеров. Краны вытаскивают из земли одну за другой все 180 тяжёлых аэродромных плит, на которых стояли палатки. Ещё несколько дней назад у метро "Пражская" шла бойкая торговля. Теперь от вещевого рынка остался только один ряд. Но и его в ближайшие дни снесут.

"Куда мы пойдём? Мы – люди среднего достатка, где нам обуваться, одеваться? Мы здесь одеваемся, годами ходим на этот рынок. Где взять деньги, чтобы одеться в торговом комплексе? У моей семьи, например, таких финансов просто нет", - возмущается Светлана Касьяненко.

Владельцы рынка сносят его за свой счёт.

"Мы с 1998 года – за то время, пока мы здесь работаем – здесь создали не менее 10 тысяч рабочих мест. В новые торговые комплексы, я думаю, к нам вряд ли пойдут, потому что там арендаторы будут уже совершенно другие и по направленности, и по классу", - считает председатель совета директоров торговой компании Анатолий Крылов.

Рынок на "Пражской" – один из двух десятков торговых площадок Москвы, которые по требованию Федерального закона №271 нужно освободить к 1 июля. С этого времени продавать вещи и хозтовары под открытым небом или в металлических контейнерах запрещено. Подобная торговля разрешается только в капитальных зданиях. Чиновники уверяют: для бизнесменов это не новость. Сроки сноса вещевых рынков и так уже переносили несколько раз.

"Они изначально планировались под строительство каких-то капитальных сооружений – либо торговых комплексов, либо торгово-развлекательных центров. Но на время проектирования и строительства, точнее, до начала строительства было предложено организовать там рынки", - напоминает руководитель департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк.

Основная цель ликвидации классических рынков – это, конечно, попытка облагородить продажу одежды и обуви. В тёплых и светлых торговых центрах приятно выбирать, удобно мерить, и – если что – известно, кому предъявить претензии. Правда, арендная плата там выше, а значит – и товары могут стоить дороже. Поторговаться уже не удастся.

Торгово-ярмарочный комплекс "Москва" – даром что под капитальной крышей. Местные жители, как ни стараются, цивилизованного подхода тут никак не видят. С 5 часов утра заспанные покупатели из ближайших регионов оптом забирают товар. Тюки пакуют прямо на полу. Продавцы, плохо понимая вопросы, на ломаном русском объясняют, что продукция у них достойная. Комплекс в Люблине местные жители уже прозвали "Люблизон" – по аналогии с легендарным Черкизовским рынком.

- У вас откуда товар?
- Китай, Китай. 
- А вы тоже из Китая? 
- Да.
- Товар-то нормальный? 
- Да, нормально.

Некоторые рынки, чтобы избежать закрытия, срочно перепрофилируются. На улице Обручева продавали в том числе вещи и хозтовары. Теперь - только ягоды и овощи. Оказалось, чтобы возвести здесь капстроение, существует слишком много согласований. И много неясностей.

"Сложно было решать, согласовывать все эти вопросы. По времени длительно всё это идёт. Согласовывали с префектурой Юго-Западного округа, обращались и в архитектурный отдел по Юго-Западному округу. Большой проект был. А потом так сложилась обстановка, что вопрос был неясный – будет здесь что-то, или нет", - рассказывает генеральный директор управляющей компании Борис Коваль.

Но и продуктовым рынкам в палаточно-лотковом виде жить осталось недолго. Их ликвидация начнётся 1 января 2015 года. Чтобы торговая площадка осталась, опять-таки нужно возвести капитальный павильон.

Рынок в Черёмушках – один из немногих, которые выдержат все ближайшие ужесточения правил торговли. После ремонта – его провели два года назад – здесь появилось современное оборудование. К примеру, холодильные лотки оригинальной конструкции сделаны по спецзаказу. Они устанавливаются прямо на прилавок.

Но экзотическая живая рыба в аквариумах и свежее натуральное молоко из хозяйств подмосковных фермеров по цене от 100 рублей за литр не очень привлекают рядовых покупателей.

"Очень дорого. Я трачу деньги только на что-то необходимое. Вот, походила, кабачок купила, обрезки – кусочки мяса какого-то взяла", - рассказывает пенсионерка Екатерина Агафонова.

И москвичи постепенно теряют привычку ходить на рынок, предпочитая магазины. Традиционные рыночные отношения уничтожает тяжёлая техника.

Первая публикация - "Вести Москва".
Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram