Глядючи на гражданские манифесты деятелей искусств, исплевался усомнился в том, что подборка авторов "Афиши" может претендовать на репрезентативный срез всего российского общества. Посему Константин Анатольевич призвал своих читателей внести посильную лепту в процесс "манифестации" и поделиться своими взглядами на перспективы развития страны. Попробуем. В жанре "заметки на полях".
1) Власть, существующая в РФ с 1991 года, активно пытается легитимизироваться в глазах собственного народа, используя весь арсенал средств массового охмурения. Отсюда бесконечные реверансы в сторону советского прошлого, выглядящие чрезвычайно комично, учитывая параллельно декларируемый примат "рыночных ценностей", маниакальное стремление наступить вступить в ВТО и прочий либерально-экономический разврат. Мощная и оказавшаяся на диво устойчивой машина социальных гарантий населению, составлявшая становой хребет "советской общности", вызывает у реформаторов плохо скрываемое раздражение, но её быстрый демонтаж невозможен по причинам чисто электоральным.
2) Подобный дуализм вызывает у наших властителей состояние, схожее с шизофренией: с одной стороны, инкорпорирование России в мировую экономическую систему на правах сырьевого придатка представляется им инвариантным, "для того и сидим", а с другой - Путин и его окружение не могут не видеть катастрофических социальных последствий этого шага, буде дело доведут до логического завершения. Простая человеческая жадность не позволяет кремляди слезть с трона раньше, чем иссякнет последняя скважина Самотлора, посему "социалочка" будет поддерживаться, пусть в режиме "ни шатко - ни валко", но с тем расчетом, чтобы глушить массовый желудочный протест трудоспособного населения.
3) Неотъемлемой частью политики "непросвещенного шизофренизма" является широкое использование присущего современной западной демократии жупела "толерантности", имеющего в своей россиянской специфике значение "непротивления миграции". Прокламируемая властью нехватка рабочих рук (как минимум преувеличенная) и обусловленная стремлением царствующего олигархата обеспечить рост прибылей за счет эксплуатации гастарбайтерского труда, помимо всего прочего отражает конфликт элиты и русского народа, не желающего трудиться за копейки. Кроме того, массово завозимые в РФ труженики "метлы и лопаты" представляют из себя идеального избирателя, чуждого всяких европейских ценностей ("фратерните, эгалите etc") и, в перспективе, учитывая феноменальную плодовитость уроженцев Ср.Азии, Кавказа и Китая, способного во втором-третьем поколении изрядно упростить работу многострадальных подчиненных г-на Чурова.
4) Другим перспективным направлением деятельности, позволяющим компрадорскому режиму укрепить свои позиции, является развал системы качественного школьного и вузовского образования, конечной целью которого является (как можно не без оснований предполагать) низведение основной массы подведомственного населения до идеала, упомянутого в п.3. Насильственное внедрение ЕГЭ, уничтожение системности в образовательном процессе и бесконечные "инновации" чиновников Минпроса способствуют формированию атомизированной массы обывателей, лишенных что горизонтальных, что вертикальных общественных связей, не способных к критическому анализу окружающей реальности, что делает невозможным никакие выражения гражданского протеста - за неимением Гражданских Чувств как таковых. "Нет такого слова на букву Г".
5) Увеличивающийся с каждым годом процент населения, не интересующегося политикой и вполне удовлетворённого путинской формулой общественного договора, делает политическую борьбу в её классических формах делом бесперспективным. Отчасти, это доказывается крайне малой базой общественного протеста в провинции, где экономическая ситуация вынуждает представителей "думающего" сословия полностью сосредотачиваться на выживании, но, тем не менее, не вынуждая идти на баррикады. Современная нам система сдержек и противовесов, включающая в себя дешевые потребительские кредиты (свобода пожрать-попить-поездить в Туретчину ) и абсолютную "унтер-пришибеевщину" с стороны полиции ("пасть разевать не положено, дома надо сидеть, кредиты проедать ...") эффективно выключает из базы социального протеста мощный слой потенциально социально-активных граждан. А уж про изначально бинарную и трусоватую природу мелкой российской буржуазии много писали классики левого движения, в т.ч. В.И.Ленин, повторяться не буду. Ничего не изменилось, т.н. "бизнес" весь подментован, подчиновен или приписан к одной из группировок в партии власти.
6) Посему попытка создать политическое объединение, которое могло бы претендовать на роль революционного (или контр-революционного, кому как нравится) авангарда той части электората, которая пока ещё сопротивляется гипнозу масс-медиа и не верит в богоданность ельцинских последышей, изначально обречена на неуспех. Слишком узка и разобщена страта социальной поддержки: ненависть к Путину есть мотив не позитивный.
NB! Слишком разные платформы у нынешних "желающих странного"(С)бр.Стругацкие) и слишком много среди их вожаков откровенных ненавистников собственной страны, чего греха таить. Вдохновители и закоперщики белоленточного простеста, как правило, не идентифицируют себя с ширнармассами и, более того, всячески подчеркивают свою "небыдлость", "московскость" и т.д. Те же хари выгодополучателей 90-ых , но по разным причинам оттесненные от кормушки. Схема классическая, народишко пользуют в качестве уголька в революцьонной топке, но в наших условиях заведомо проигрышная - ненависть русского человека к элитке постсоветского периода глубока и неизбывна. Рожа коллективного шендеровича вызывает en masse омерзение, даже если матрасолюбивый сатирик ударится о фонтан и обернется Удальцовым. Мающийся с пережору московский интель, разумеется, волен устраивать писькобунты вокруг Абая, ходить художническими колоннами, твиттерить, и заниматься прочей радостной херней, воображая себя "гражданским протестом", но никакого отношения к по-настоящему всеобщему недовольству эта инсталляция не имеет.
7) Позитивная, созидательная программа развития страны, должна быть отмечена, как минимум, следующими маркерами "true-народности":
а) пересмотр итогов приватизации 90-2000-ых и персональную ответственность лиц, имевших к ней отношение;
б) люстрация чиновнического аппарата не менее чем на 2/3;
в) сохранение России в её нынешних границах + постепенная унификация внутригосударственного деления, возможно по губернскому типу;
г) закрепление государственнобразующего статуса русского народа;
д) полный пересмотр налоговой системы (преференции и отмена налогообложения для высокотехнологичных производств);
е) пересмотр всех межгосударственных соглашений, способствующих консервации России в качестве сырьевой колонии I-го мира;
ж) резкое, в разы, увеличение доли ВВП, направляемого на цели образования и фундаментальной науки.
NB! Разумеется, это очень беглый список. Вышеперечисленные пункты, и на сём особо акцентирую, не являются ни связной программой действий, ни "манифестом", но могут служить, (сорри, за каламбур), манифестацией того, что политическая сила анонсировавшая их, в той или иной форме, может претендовать на поддержку большей части вменяемых граждан РФ (граждан не по паспорту и присутствию русскоговорящего телевизора в спальне, а по наличии гражданской позиции и каких-никаких убеждений).
8) Радикализм перечисленных в п.7 "маркеров" не оставляет никакой надежды на то, что их удастся осуществить в рамках существующей сейчас в стране парламентской системы, имеющей сильный перекос в сторону полномочий президента. Собственно, сама структура российского парламентаризма заточена под недопущение таких казусов: "штоб ни одна сволочь не попыталась". В цветные же революции мирного плана автор не верит apriori - серия прошлогодних арабских поскакушек с кровавыми последствиями и перспективой реальной деградации "освобожденных от тирании" стран, вряд ли может вдохновить кого-либо кроме агентов влияния. Идеальным вариантом были бы параллельная фильтрация и номенклатуры, и всех деятелей оппозиции на предмет их влюбленности в денежные знаки на швейцарских счетах, но такого объективизма попрания демократии, борцы за счастье народное не потерпят, зуб даю. Фигуры, аналогичной Бурцеву нам категорически не хватает, да. Нечто вроде трибунала с возможностью кооперации с Интерполом.
9) Революционный же путь смены режима, предполагающий насильственный захват власти, не встречает сочувствия в головах наших сограждан, что более чем объяснимо всей историей России XX века ("натерпелись"), а особливо печальным опытом 90-ых, все ещё стоящим перед глазами тех счастливцев, что пережили эту разудалую вакханалию беспредельного торжества свободного капитала. Опасения народа парадоксальным образом перекликаются с основным стержнем государственной пропаганды ("мы за стабильность, не дадим расшатать" и т.п.), составляя в совокупности шизофреническое единство ворья и ограбляемых им. Смычка прочна и проста как 5 копеек.
10) Таким образом, мы можем констатировать что ни парламентский путь мирного прихода к власти, ни революционные потрясения с последующим восседанием на русском престоле искреннего радетеля за сирых и обиженных, представляются маловероятными и относящимися к разряду сладостных иллюзий. Однако же, в качестве альтернативы, никак нельзя игнорировать следующей вероятности: аутоколлапс государственной машины за исчерпанием резерва управляемости. Не секрет, что основой пресловутой "вертикали власти" (ТМ) является коррупция. За неимением идеологических стимулов, единственным побуждающим мотивом лиц, вылезающих на кремлевскую верхушку помойного айсберга, является личное обогащение (которое, кстати, объявлено единственно вечной и достойной восхищения добротелью и для прочего населения). Поскольку жалованье рядового чиновника не оставляет надежд на быстрое создание материальной базы для приобретения виллы в Ницце и белоснежной яхты подальше от вас, скотов на Сейшелах, воруют они много. Вернее сказать, своими служебными обязанностями они занимаются помимо основного бизнеса. Покуда запас прочности страны, оставленный им в наследство клятыми коммуняками, позволял пилить и сохранять спокойную мордку, дорогие пиджаки не унывали: "Вперде, с колен встаём, нанообустроим Россию!", и свято блюли вассальную верность верховному бухгалтеру. В свете же того прискорбного обстоятельства, что рука Сталина перестала-таки дотягиваться до нашего распрекрасного далёка и в стране технологически посыпалось всё, что только может обвалиться, чинуши начали задумываться. Те из служилой братии, что не имеют прямой доли в нефтегазовых гешефтах озёрного кооператива, потаённо почёсывают репу и начинают смекать: "А ну как грянет? За что корячусь?" Бодрые директивы, присылаемые из Москвы, начинают раздражать своей антагоничностью реальному положению дел на местах, возможностей для получения гешефта всё меньше, а озлобления от народца - всё больше. Все судьбовершители, если какая форсмажорина нарисуется, в белоснежный боинг присядут и адьё, поминай как звали, ... а мы-то, мы, рядовые труженики калькулятора и заксобраний, тут останемся, огребать по-полной ...
NB! Акакий Акакиевич издревле держал матушку-Русь на своих тонких плечиках, волок её, родимую, томимый чахоткой и ожирением (в зависимости от эпохи), к тому идеалу, который рисовала перед носом народным очередная власть. Проявляя чудеса канцелярского героизма, уездный столоначальник может горы свернуть, буде видит свою перспективу и поощреньице какое-никакое. А коли вместо слова доброго, премии и перспектив на обустройство дальнейшее, провинциальный Акакий видит вечную жопу препону в виде несменяемых "питерских" орденских братьев и ельцинских старогвардов, то на выходе мы можем получить саботаж. Искусством "жевать не глотая" наша мелкоразрядная подьяческая братия владеет издревле и в совершенстве. То есть президент и правительство будет сучить ножонками, надувать щеки и грести "как рабы на галерах", но их указания будут потихоньку уходить в песок. И чем далее будет заходить процесс деградации управленческих кадров в центре, тем более изощренно будут гаситься в заволжских Пошехоньях их дебильные директивы. Вменяемая часть местного чиновничества не самого высокого полёта и депутатского корпуса, не растерявших связей с землёй, вполне может, в случае назревающего схлопывания "вертикали", послужить ресурсом для изменений государственного устройства, чаемых той самой "землею". Кондиции такого альянса обсуждаемы, разделение функций - тоже. Как вариант, почему бы и нет?