Второй тур президентских выборов состоялся во Франции 6 мая 2012 года. Франсуа Олланд (PS - Социалистическая партия) был избран президентом на пять лет, получив 51,4% голосов. Николя Саркози (UMP-Союз за народное движение) потерпел поражение, набрав 48,4% голосов. Явка была высокой: 81,5%. Чередование у власти правой и левой партии обычное дело во времена Пятой республики. Но на этих выборах произошли глубокие изменения во французской политической жизни. Их результаты для будущего страны могут быть существенными.
Анализ результатов первого тура президентских выборов (в нем приняли участие 10 кандидатов), показывает, что произошло ослабление центристских и усиление ультраправых, а также ультралевых партий. Число голосов, отданных за кандидатов правоцентристской, центристской и левоцентристской партий (UMP-Модем-PS) в 2007 году составило 76,62% голосов, но в 2012 году сторонников этих партий оказалось лишь 64,94%. Две большие политические партии, которые во Франции считаются ультраправой (Национальный фронт Марин Ле Пен) и ультралевой (Левый фронт Жан-Люка Меланшона), набирают 29% голосов. Принимая во внимание результат ряда других небольших партий, общая сумма голосов за несистемные партии достигла 32%, это резкий рост. В 2007 году ультраправые и ультралевые собрали в сумме лишь 20,35% голосов.
В первом туре выборов 2012 Франсуа Олланд (Социалистическая партия) занял первое место с 28,62% голосов. В 2007 году кандидат от Социалистической партии Сеголен Руаяль набрала 25,87%. В 2002 году кандидат от Социалистической партии Лионель Жоспен выбыл уже после первого тура с 16,18% голосов. На втором месте правоцентристский кандидат (UMP) Николя Саркози. Он завоевал 27,18%. В 2007 году он получил в первом туре 31,18%. В 2002 году правоцентристский кандидат Жак Ширак получил 19,88% в первом туре. На третьем месте Марин Ле Пен, националистический кандидат, евроскептик. Он получила почти 18%, то есть - 6,4 миллиона голосов, побив все рекорды Национального фронта за всю историю его существования. Напомним, что кандидат Национального фронта набрал 10,44% в 2007 году и 16,86% в 2002 году.
На четвертом месте ультралевый кандидат Жан-Люк Меланшон (Левый фронт), который набрал на своих первых президентских выборах 3,9 миллиона или 11,10% голосов. Это отличный показатель, результат ультралевых по сравнению с 2007 годом вырос вдвое (за исключением зеленых, но включая коммунистов). Кандидат от центристской партии «Модем» Франсуа Байру набрал только 9,13% голосов. В 2007 году он получил 18,57% голосов, и 6,84% голосов в 2002 году. Это еще один провал проекта по созданию центристской правящей партии. Экологи (традиционные союзники социалистов) по-прежнему непопулярны среди избирателей. Они набрали 2,31% в первом туре в 2012 году, против 2,89% в 2007 году и 5,25% в 2002 году.
В результате четыре ведущих кандидата получили в общей сложности 84,80% голосов в первом туре. Расчеты аналитиков показывают, что избиратели, выступающие за левых, составляют 43,75% электората, а за правых - 46,87%. Но между двумя турами избиратели, голосовавшие за выбывших кандидатов, сделали выбор в пользу Франсуа Олланда. Избиратели всех ультралевых движений, очевидно, подчинились рекомендациям своих лидеров голосовать против Николя Саркози. Трудно было выяснить, за кого будут голосовать во втором туре избиратели центра (Модем - Франсуа Байру) и Национального фронта (Ле Пен). Согласно результатам опроса, проведенного институтом Ipsos, Николя Саркози удалось получить 51% голосов электората Марин Ле Пен. 25% воздержались, 10% проголосовали пустым или недействительным бюллетенем, а 14% проголосовали за Франсуа Олланда, что составляет около одного миллиона голосов. Что касается избирателей центриста Франсуа Байру, то 33% из них отдали свои голоса Франсуа Олланду, и 52% Николя Саркози.
Важный момент был замечен экспертами: пустые или испорченные бюллетени во втором туре выборов составляют 5,8% в 2012 году, этот показатель вырос по сравнению с 2007 годом (4,20%). Для сравнения, в 1981 году только 2,88% избирателей испортили бюллетени. Если добавить к этой цифре 9 миллионов воздержавшихся избирателей в 2012 году, это более 11 миллионов избирателей - четверть электората, которая не хотела голосовать ни за президента Николя Саркози, ни за его соперника социалиста Франсуа Олланда.
Анализ социологии голосования в первом туре интересен. Среди избирателей от 18 до 24 лет Франсуа Олланд является лидером (28%), затем идут Марин Ле Пен (22%), Николя Саркози (22%) и Жан-Люк Меланшон (16%). Таким образом, 50% 18-24-летних проголосовали за кандидатов обеих партий истеблишмента, и 38% за претендентов от двух основных несистемных партий - националистов и ультралевых. Желание порвать с системой важно для многих молодых людей. Рабочие проголосовали за Марин Ле Пен, отдав ей 32% голосов, за Олланда - 28%, 18% за Саркози, за Байру - 10% и за Меланшона - 8%. Офисные работники проголосовали за Олланда – 29% , 22% - за Саркози, 17% - за Ле Пен, 13% - за Меланшона и 11% - за Байру.
Во втором туре Франсуа Олланда поддержали 58% офисных сотрудников (против 42% за Николя Саркози), 68% рабочих (против 32% за Николя Саркози), 57% людей, считающих себя социально деклассированными (против 43% для Николя Саркози), и 59% людей, не считающих себя представленными в обществе (против 41%). Кандидат от Социалистической партии набирает 60% голосов у 18-24-летних и 63% у госслужащих. К сожалению, не было проведено углубленных исследований по вопросу голосования безработных, которые в настоящее время составляют более 10% французских избирателей.
Религиозное голосование? Во втором туре, согласно опросам, 93% избирателей Франции, исповедующих ислам (4 миллиона человек) проголосовали за кандидата Социалистической Партии, имамы мечетей призвали к его поддержке. Таким образом, Франсуа Олланд получил хорошие результаты в периферийных районах Парижа, где французов североафриканского или африканского происхождения большинство. Франсуа Олланд получил, например, 65,32% голосов в Сен-Сен-Дени, 72,07% в Клиши-су-Буа, откуда начались беспорядки в 2005 году, в некоторых чувствительных районах парижского региона он добился очень высоких результатов - 89,04% в Мант-ла-Жоли, но также 72,62% в Гарж-ле-Гонес, 68,08% в Вилье-ле-Бель, 67,86% в Сержи и 64,64% в Аржантее.
Эти высокие результаты были достигнуты в районах северного Парижа, где подавляющее большинство населения - французы североафриканского или африканского происхождения: Франсуа Олланд получает 72% в 20-м округе Парижа, 68% в 19-м округе Парижа, или 70 % в 18-м округе Парижа. Наконец, результаты варьируются от 62 до 75% в департаментах и заморских французских территориях, но это не имеет отношения к религии жителей.
Какие выводы можно сделать из результатов этих выборов?
Расчет политиков? Социалистический президент был избран только потому, что значительная часть избирателей Национального фронта не стала голосовать за Николя Саркози во втором туре. Старым проектом Национального фронта является разрушение UMP (правоцентристской партии) и создание новой большой правой партии.
Кандидат от Социалистической партии пожинал плоды волны недовольства среди населения, голосования против Саркози, «кандидата от богатых», а также получил сильную поддержку религиозных и этнических меньшинств. Он манипулировал этим электоратом через обещание принять законопроект, дающий право голоса иностранцам (не гражданам стран ЕС) на местных выборах во Франции.
Ультралевая революционная партия Жан-Люка Меланшона не достигла своей цели - объединить избирателей (рабочих, безработных, предпринимателей, молодежи) для того, чтобы набрать не менее 15% в первом туре. Значительная часть этих социальных групп голосовала за Национальный Фронт (Марин Ле Пен). Этот электорат привлекали революционные антикапиталистические идеи Жан-Люка Меланшона (Левый фронт), но беспокоили его универсалистские идеи в пользу иммиграции, таким образом, большинство из них предпочли голосовать за Национальный Фронт.
В 2007 году после своего избрания Николя Саркози хвастался тем, что уничтожил Национальный фронт, «отобрав» у него голоса избирателей. Сегодня результаты Марин Ле Пен (18% в первом туре президентских выборов в 2012 году) взволновали весь политический класс, поскольку вызывают у него у них много вопросов. Являются ли залогом успеха националистические идеи, которые противостоят строительству Европейского Союза? Является ли это признаком того, что иммиграция усилила ксенофобию во Франции? Или это результат безработицы и неуверенности в завтрашнем дне многих работников?
Следует отметить, что географическое распределение голосов Национального фронта изменилось. Голосование за Национальный фронт достигло высокого уровня во многих сельских общинах, не имеющих «проблем» с иммиграцией.
Анализ результатов Национального фронта показывает, что в сельской местности и малых городах проживают коренные французы, в то время как движение так называемой великой замены (миграция, которая началась в я 80е годы) продолжает превращать большие города в мегаполисы, в которых французы иностранного происхождения и иностранцы становятся большинством.
Эта линия разлома была прекрасно описана социологом Кристофом Гийи (Chistophe Guilluy), кто противопоставляет «большие города и пригородные зоны, победителей и побежденных в результате глобализации». Это одна из причин, по которой результаты Национального фронта снижаются в крупных городах, но резко растут в сельской местности и небольших коммунах.
Во всяком случае, UMP, правоцентристская партия Николя Саркози, активно занимается анализом причин голосования за Национальный фронт. Некоторые партийцы хотят заключать соглашения с Национальным фронтом на местных выборах, другие категорически против таких соглашений. Национальный фронт надеется, что раскол может ослабить правоцентристскую партию, и именно в этой сложной политической ситуации альянс левых партий во главе с социалистами (хотя и имеющие меньшинство в стране) надеется преуспеть на предстоящих парламентских выборах. Что касается преимущественно правой традиционной Франции, она остается по-прежнему политически разделена между правоцентристским блоком «еврофилов» и патриотическим блоком «евроскептиков», и потому не может добиться большинства.