«Церковь в истории» на фоне собора святого Петра

В пятницу 20 апреля 2012 года завершился показ десятисерийного документального фильма митрополита Илариона «Церковь в истории», снятого на киностудии с символическим названием «Неофит». Для кого, для какой аудитории митрополит Иларион готовил свой учебно-познавательный и, в общем-то, незамысловатый интеллектуальный продукт? Ведь, очевидно, что фильм не был адресован церковной публике, т.н. «воцерковленным православным». Фильм в первую очередь подготовлен для тех, кого можно назвать «неофитами» (новорожденным членом Церкви, - греч.). Именно поэтому и запуск фильма пришелся на насыщенные для «воцерковленных православных» дни – Страстная седмица (когда православные ТВ вообще не смотрят) и Светлая пасхальная седмица (когда православные «духовно торжествуют» и им тоже не до фильмов). Итак, фильм «Церковь в истории» адресован неофитам.

Второй момент: с какой целью митрополит Иларион подготовил и, если можно так выразиться, опубликовал свой документальный кино-шедевр? Фильм не производит сильного впечатления. Более того, он скомпонован довольно таки примитивно, будто бы с намеком на то, что таких фильмов можно состряпать, при желании, сотнями, а то и тысячами. Самое лучшее применение этому фильму – кино-урок в средней школе по курсу Отечественной истории. И то, сомневаюсь, что ученикам просмотр данного фильма будет интересен. Но, опять же, для человека новообращенного, живо интересующегося церковной историей, ликбез владыки Илариона может быть и полезен. Известно же с какой духовной жадностью неофиты набрасываются на подобную продукцию. Сам таким был, поэтому и пишу со знанием дела. Человек новообращенный или даже просто интересующийся или готовящийся к принятию святого крещения («оглашенный») этот фильм будет просматривать как некое откровение, вслушиваясь в каждое слово, казалось бы, такого духовного авторитета – митрополита. Да какого? Образованнейшего, просвещеннейшего и одновременно преосвященнейшего, к тому же музыкально одаренного, в честь ораторий которого уже слагают тонкие высокохудожественные фильмы («Дирижер» Павла Лунгина).

Что же откроет для себя новопосвященный в азы христианской премудрости человек, просмотрев фильм вл. Илариона (Алфеева)? Чтобы ответить на этот вопрос – нужно просмотреть фильм достопочтенного владыки как бы «между строк». Такое чтение предполагает, что у автора могли быть самые разнообразные мотивы для преследования конкретной цели. По замыслу автора фильма, необходимо было показать церковную историю с неким хэппи-эндом. Причем таким хэппи-эндом, который вот-вот или произойдет, или уже происходит. Весьма показательной в этом смысле является 6-я серия данного фильма. 6-я серия «Церкви в истории» посвящена падению Византии и истории Греко-восточной церкви вплоть до наших дней. Основная мысль этой серии следующая: греки предпочли турецкую чалму папской тиаре, поэтому-то и пали в середине 15 века. В настоящее время после II Ватиканского собора происходит переосмысление всех бывших нестроений между православными и католиками. Сейчас есть уникальная возможность начать по-новому развивать отношения между Римской и Православной церквами, как бы, «с чистого листа», - заканчивает свои рассуждения Иларион (Алфеев).

Фильм девятый. Автор фильма повествует своему зрителю о том, как добрый митрополит Никодим (Ротов) спас Русскую церковь от «богоборческой власти», развивая бурную экуменическую деятельность. Митрополит Никодим «омолодил» Русскую церковь новым кадровым составом, который сегодня, к великому счастью, восторжествовал и даже персонифицировался в самой личности Патриарха Московского и всея Руси, Святейшего Кирилла (Гундяева) – любезного, милого и способного ученика Никодима.

Фильм десятый. Рассказывается о Поместных православных церквах. В конце делается вывод, что Поместные церкви, несмотря на прессинг XX века – выжили и устояли. Сегодня единение происходит и с Римской церковью. Христиане – едины. Да будут все едины. Аминь.

На этом всё. Finita la comedia. Не верите – пересмотрите. Пережуйте всё это. Придете точно к такому же восприятию, что Иларион (Алфеев), по сути, снял фильм абсолютно прозелитический. Ибо этим фильмом легко вербовать. Просмотрит фильм неофит и восторженно воскликнет: как же Церковь жила несовершенно, сколько ересей было, сколько расколов, сколько гонений? И вот, наконец-таки, настала эпоха благоденствия, «да тихое и безмолвное житие поживем» с нашими братьями во Христе римо-католиками! Да-да. Именно так. Ибо напрашивается само собой.

Фильм митрополита Илариона лично мне запомнился также и тем, что в нем ни разу (!) не упомянуто имя покойного Патриарха, Святейшего Алексия II (Ридигера). Вскользь упомянут Святейший Алексий (Симанский). О Святейшем Пимене (Извекове) тоже нет упоминаний, но в десятой серии мелькнула его фотография. И не только великие предшественники нынешних церковных князей мелькают в этом фильме, но и вся церковная история оказывается мелькающей на фоне величественного и будто бы постоянного собора св. Петра в Риме (заставка к фильму, сопровождающая все серии).

Судить очередное творение митрополита Илариона (Алфеева) вряд ли кто будет. Серьезных отзывов на фильм тоже не будет, ибо по Сеньке и шапка. А вот заражение духом нововведения непременно последует. Ведь папская тиара соблазнительнее любого патриаршего куколя…

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram