Саморазоблачение протоиерея Всеволода Чаплина

В дни Великого поста с одним своим приятелем, имеющим непосредственное отношение к Церкви, обсуждал ситуацию, сложившуюся за последние полтора месяца вокруг РПЦ - т.е. примерно с начала Великого поста и с момента известной акции в Храме Христа Спасителя. Пришли к выводу, что помимо злонамеренности врагов Церкви в человеческом обличье, главную роль здесь играет злонамеренность врагов, куда более могущественных. Ибо в Великий-то пост всякая инфернальщина активизируется особо и активизирует и всяких нехороших людей, чей злой умысел, помимо валюты, подпитывается еще и темной энергией злых духов, концентрация которых вокруг Церкви достигает своего апогея именно в дни Великого поста – время усиленного духовного делания христиан.

Наша беседа имела место накануне Страстной седмицы, и мы с моим приятелем однозначно решили, что уж если весь Великий пост РПЦ сотрясали бомбовые удары критики и клеветы, то уж на Страстной «то ли еще будет». Однако, в Страстную, слава Богу, никто в Храм Христа Спасителя не врывался, дорогие аксессуары священноначалия не ретушировал и квартирный вопрос на высоком церковном уровне не решал. Однако, случилось иное, - на мой взгляд, для РПЦ куда более гадкое, нежели перечисленные великопостные коллизии. Причем гадость совершил не какой-то там Гельман или Невзоров, а самый что ни на есть официальный представитель РПЦ, а именно, глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. Я всегда говорил, что такие представители РПЦ в разы больше вредят Церкви, чем все клеветники и кощунники вместе взятые.

Наверняка читатель, было, подумал, что я обладаю какой-то эксклюзивной информацией, и сейчас расскажу вдруг, как священник Чаплин пустился в непотребный пляс, торговал дорогим хронографом или выписал себе какое-нибудь элитное Порше. Да нет, батюшка всего-навсего очередной раз выступил на радиостанции, только на этот раз патриархийный глашатай саморазоблачился, произнеся некие вполне конкретные слова, которые лично я ему теперь простить не захочу. За пьянки-часы-иномарки простить могу, а за слова, - которые не просто слова, а свидетельство абсолютно ненавистной мне жизненной философии – не прощу.

Сказал же его неблагородие примерно следующее: да, церковное начальство живет богато, и это хорошо, а что касается нищенствующего люда – ну так нельзя же жить материальным, нужно нести в церковь все самое дорогое, дабы епископы обладали «дорогими предметами быта» и т.д. Отмечу, что выступил Чаплин с этой замечательной сентенцией в Великий вторник, что само по себе… В общем ввел меня (и огромное количество людей уж точно) священник в Страстную во искушение (то бишь в грех гнева и раздражения).

Хочу сразу обозначить, что кроме того, что я член РПЦ, - я еще и гражданин, и русский националист, и меня нищета русских людей заботит куда больше благосостояния клириков и даже строительства 600 храмов в Москве. 600 детских домов не хотите благоустроить? 600 больниц не хотите отреставрировать? 600 нищих многодетных семей (которые в ваших же храмах молятся) не хотите пособиями обеспечить? Мне говорят, что это-де прерогатива государства, а Церковь тут как бы и не при чем, и не они финансовые потоки направляют. Я тут услышал, что Патриарх призвал спонсоров обеспечить церковных паломников автобусами, да и про 600 храмов именно он говорил. А отчего Патриарху не сделать заявление с призывом к спонсорам перенаправить средства со строительства сотен храмов и оплаты сотен автобусов на помощь сотен семьям нуждающимся?

Впрочем, сейчас речь не Патриархе, а о Чаплине и его саморазоблачении. Об этом продолжу все-таки позже, а сейчас имею потребность кое в чем сразу объясниться.

Что и говорить – ситуация вокруг РПЦ сегодня сложилась малоприятная, для многих и двусмысленная. Сам я в последнее время не раз порывался к писанию в защиту Церкви и вместе с тем - критикой официальных представителей ее, делающим для порчи имиджа РПЦ вещи «фантастического масштаба и фантастической же глупости».

ПризнАюсь, на протяжении последнего месяца ощущал себя в патовой ситуации. С одной стороны, как члену РПЦ и православному христианину, мне должно всячески Церковь поддерживать, ограждать от нападок, потому что в действительности вся кампанейщина эта уже переросла все мыслимые пределы. С другой стороны – от критики РПЦ никуда не уйти. А попробуй еще не переступить грань, отделяющую в глазах христиан благоразумное, но в меру критически настроенное церковное сообщество от невежественной критиканствующей публики.

Как бы то ни было, ясно как Божий день: вся эта антицерковная вакханалия не на пустом месте возникла, потому что свято место пусто не бывает. Положа руку на сердце - об АБСОЛЮТНОЙ правоте официальной РПЦ в свете скандалов последнего времени не скажет ни один думающий наблюдатель. Винить в нападках на Церковь исключительно «внешние силы» и т.п. – сродни умопомрачению политических «охранителей», которые связывают гражданский протест в России исключительно с подрывной деятельностью американской агентуры.

Видеть причиной массовой антицерковной кампании исключительно деятельность внешних по отношению к РПЦ враждебных сил – такая же совершеннейшая глупость. При этом никто с наличием этих сил спорить не будет. И американская агентура, и враги Церкви существуют, потому что не могут не существовать. Вопрос в другом – чего стоят все вместе взятые враги Церкви на всем земном шаре, если сама РПЦ тверда, чиста и непорочна? К великому сожалению, это не так, и самым простым и понятым объяснением происходящего будет то, что именно сама РПЦ, сами ее представители, сделали все для того, чтобы наша Церковь стала удобной мишенью для жесткой критики, а порой необоснованных нападок и злостной клеветы. Так что враги врагами, а на кого-то они в РПЦ конкретно опираются, и, видится мне, что один из этих кого-то и есть протоиерей Всеволод Чаплин.

Про этого «священнодеятеля» (любопытно, когда это он священнодействовать успевает, если из эфиров круглые сутки не вылезает?) я как-то уже писал - засветился батюшка с недоброй «антиэкстремистской» инициативой. Я тогда на него обрушился, но еще довольно сдержанно – думал, это он так, «по незнанию» брякнул. Нет, оказалось, это у человека МИРОВОЗЗРЕНИЕ (об этом ниже).

Весь прошлый год наблюдал за его «борьбой за нравственность», безнравственной по своей форме, по самопозиционированию церковного шоумена - все эти инициативы с «дресскодами», запретами «непотребных книг» и мн.др. Да, все мы за борьбу с аморальностью и непотребством в обществе выступаем. Только недопустимо, чтобы из этой (архиважной, архиактуальной) темы делалось постыдное шоу, которое заканчивается еще большей дискредитацией Церкви.

Далее (пишу не «в последовательности», а что припоминаю) последовал совершенно недостойный спектакль в передаче «Госдеп 2»с Ксенией Собчак. В середине ток-шоу, как только на кране замаячил Невзоров, Чаплин, размахиваю руками и с возгласами «Бесноватый!» с толпой сторонников ринулся из студии. Ну хорошо, не разрешают тебе спорить с этим безбожником (хотя это распоряжение Патриархии, на мой взгляд, как раз показывает ее слабость – вся РПЦ не может справиться с одним режиссером-атеистом!) Так ведь этот спектакль был заранее разыгран Собчак при одобрении Чаплина – об этом еще до выхода передачи писал Владимир Тор: «Невольно стал свидетелем разговора о.Всеволода (Чаплина) с Ксюшей Собчак. Она проговаривает ему примерный сценарий: - Вы минут 40 разговариваете в студи, а потом встаете и уходите. И после этого звонок с Невзоровым. - Но мы же говорили, что мы не будем с ним... - Ну, так вы перед этим встанете и уйдете! - Хорошо, пусть будет так. Вы хотите скандала - пусть будет, как хочет хозяйка».

После передачи появился глумливый ролик про то как «Невзоров изгоняет бесов» из студии. Здесь стало совершенно понятно реноме Чаплина, секрет всех его инициатив, которые надолго становятся хитами СМИ и блогосферы: неважно, что и в какой форме заявить – лишь бы это неделями полоскалось в прессе, а сам «виновник торжества» получил еще с десяток предложений поучаствовать в скандальных телесюжетах.

Следующий вопиющий пассаж: «я не люблю Моцарта, я считаю, что в значительной степени это Бритни Спирс своего времени». Здесь, конечно, больше претензий будет у любителей классики, да и выражал Чаплин по Моцарту, ясное дело, свое частное мнение, а не мнение Церкви (вот чего еще не хватало). Но кто ж теперь отделит Чаплина от РПЦ и не покрутят ли тысячи благодарных слушателей гениального композитора у виска: «что-то совсем эти попы того…»

Тогда еще в гневном «блогерском обращении Святейшему Патриарху Кириллу» Эрик Лобах написал: «ЗАПРЕТИТЕ ЭТОМУ ДУРАКУ ГОВОРИТЬ ПУБЛИЧНО, НАКОНЕЦ!»

Кстати, сморозил эту чушь Чаплин не где-то, а на посиделовке в галерее паскудника Гельмана. Т.е. официальный представитель РПЦ за милую душу разглагольствует с основным из деятелей антицерковного сообщества, который имеет отношение к богохульным выставкам и покровительствует шлюхам из «пуси риот». Видать снова батюшка заигрался – наверное, «бес попутал».

Не стану вспоминать все сюрпризы «святого отца» (как его часто в эфирах называют), тошное это дело. Скажу только, что все это еще «куда ни шло», по крайней мере, меня хватало на то, чтобы «не разжигать» в условиях жесткого наезда на РПЦ, тем паче в дни Великого поста.

Однако то, о чем говорил Чаплин в эфире Финам ФМ у Юрия Пронько (очень достойный журналист и защитник Церкви, кстати - но ему что, Кураева нельзя было хотя бы позвать, или Легойду, например?), и с чего я начал эту статью, меня окончательно убедило написать о Всеволоде Чаплине.

Оставлю в стороне его упоительное повествование о «ведении диалога» с «разными политическими силами» (хорошо устроился товарищ) и его планах на Пасхальной седмице встретиться с представителями «Пиратской партии» и т.д. Под занавес передачи Чаплин свое истинное лицо таки показал.

Поначалу слушателей явно смутила неприкрытая апологетика богатого быта церковного духовенства, а за сим предсказуемо последовал уже и призыв-упрек к людЯм в духе: не надо думать о вещном, надо о духовном, а вещное несите в церковь, мы этим добром сами распорядимся.

По поводу апологетики сразу после выхода передачи написал Андрей Кураев http://diak-kuraev.livejournal.com/310763.html (симптоматично, что даже Кураев коллегу раскритиковал), который в своем блоге приводит цитату Чаплина: «Нет ничего плохого, что патриарху или священникам дарят дорогие предметы быта. Люди всегда несли самое дорогое в храм или резиденцию епископа. Это не просто мирской престиж, но и убежденность, что епископ - это образ торжествующего, царствующего Христа, поэтому ему приличествуют дорогие вещи» (выделено Кураевым).

«О. Всеволод тут сказал именно про предметы личного быта, а не предметы богослужения», - поясняет Кураев и призывает: «Дорогие собратья и сослужители, может, оставите свою апологию стяжательства, карьеризма и должностной непогрешимости?».

Только отец Андрей не обратил внимания на то, что в своей апологетике «дорогих предметов быта» Чаплин пошел дальше и договорился до характерной для человека с его мировоззрением до апологетики народного «нестяжательства».

Цитирую:

Слушатель: «Отец Всеволод, мне кажется, вы сегодня чуть-чуть заговорились. Вы знаете, в нашей бедной нищей стране с таким чудовищным расслоением говорить о том, что когда люди приносят в Церковь самое лучшее, и архиереи это одевают, прикрываясь при этом именем Бога…»

Чаплин: «То, что люди несли в храмы самое дорогое даже в сложных экономических ситуациях, это правильно. Слушайте, не будет у страны никакого будущего, в том числе в экономической и социальной сфере, если люди будут тратить все только на потребление: только на еду, на обслуживание разного рода материальных нужд. В блокадном Ленинграде люди несли в Церковь самое дорогое, даже голодая. В войну люди несли в Церковь самое дорогое и восстанавливали храмы. Когда общество жиреет и думает только о деньгах, оно как раз и начинает говорить: "А зачем это я понесу что-то в храм? Это никому не нужно. Лучше я потрачу что-то на еду, на игрушки, на машины, на такого рода вещи". Общество, которое так живет, быстро умирает, и об этом нужно помнить».

То есть: Чаплину говорят о нищей стране и чудовищном социальном расслоении – а в ответ получают про «общество, которое жиреет». Священника упрекают, что именем Божиим духовенство РПЦ богатеет за счет нищих, а в ответ получают про то, как «блокадном Ленинграде люди несли в Церковь самое дорогое».

Хороша у батюшки философия. Упрекайте меня в чем угодно - передергивании, «вырывании из контекста» и т.д., но в сухом остатке будет именно то, что услышали тысячи радиослушателей, и что выглядит именно так:

Епископ – это образ Христа. Поэтому ему приличествуют дорогие вещи. Поэтому – несите в Церковь самое дорогое в Церковь. «Дорогие предметы быта». Как в блокаду. Нищая страна? Чудовищное расслоение? НЕСИТЕ ЕЩЕ. Иначе не будет у страны никакого будущего, такое общество быстро умирает.

Мне кажется, что тучный отец Всеволод действительно и очень искренно думает, что общество умирает не от сложной экономической ситуации и нищеты, а от того, что не несет в церковь «дорогие предметы быта».

Так, официальный представитель РПЦ, глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин договорился до того, что составляет суть и философию такого гнусного явления, как современное «охранительство». Целевое назначение «охранительства» заключается в том, чтобы ретушировать воровскую, колониальную сущность современного, чуждого всему русскому государства РФ звучной риторикой о «русской цивилизации», «природной скромности русского человека», «устремленности его ввысь», «отказе от рынка» и прочими всем нам знакомыми мантрами из лексикона прохановых-дугиных-кургинянов.

Это государство, как недавно выразился Е.Холмогоров, «вытирает об твою физиономию сапоги и цитирует при этом тебе что-нибудь из Победоносцева». Или, например, из Леонтьева, или из Ильина. Цитату любезно подскажет Всеволод Чаплин.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram