Один из лидеров движения "Русские пробежки" петербуржец Максим Калиниченко был признан правозащитным обществом "Мемориал" политзаключенным.
Напомним, что Максим обвиняется по ст. 33, ч. 2 ст. 318 УК РФ ("Применение насилия в отношении представителя власти, опасного для жизни или здоровья") и в настоящий момент находится в СИЗО. В дополнение к основному обвинению признан подозреваемым по ч. 3 ст. 212 УК РФ ("Призывы к массовым беспорядкам").
Калиниченко обвиняется в том, что во время задержания на акции против фальсификации выборов 10 декабря 2011 года крикнул: "Бей ментов!" в то время, когда на сотрудников ОМОНа, следивших за перемещением участников митинга между двумя площадками, напала группа неизвестных хулиганов. Калиниченко, не имевший к ним отношения, был задержан и во время драки находился в автозаке. В этот же день он был приговорен к административному аресту на 10 суток по ч. 1 ст. 19.3 КоАП ("Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции"). Обвинение по уголовному делу было предъявлено 19 декабря. Решение об избрании меры пресечении в виде содержания под стражей было вынесено судьёй Куйбышевского суда Санкт-Петербурга Трофимовой Ю.А. Кассационная жалоба на арест рассматривалась судебной коллегией по уголовным делам Санкт-Петербургского городского суда и была оставлена без удовлетворения.
Вменяемый оппозиционеру инцидент "произошел у станции метро «Маяковская» перед митингом «За честные выборы» при десятках свидетелей, у которых нет сомнений в невиновности Калиниченко, но за более чем месяц следствия ни один свидетель не опрошен, причём лица, непосредственно осуществившие насилие подвергнуты административному штрафу за мелкое хулиганство и отпущены. Максим употреблял ярко выраженную оппозиционную риторику, принимал активное участие в акциях оппозиции", - говорится в сообщении "Мемориала".
"Защита утверждает, что Калиниченко невиновен, мера пресечения избрана необоснованно, так как следователем и судом не мотивирована необходимость избрания самой строгой меры пресечения и невозможности избрания иной (более мягкой). Следователем не представлены реальные и обоснованные обстоятельства, т.е. подтверждённые достоверными сведениями о том, что Максим может скрыться от следствия и суда, продолжит заниматься преступной деятельностью, угрожать участникам судопроизводства и иным путём воспрепятствовать следствию. Ни следователь, ни суд первой инстанции в нарушение закона отказались допросить заявленных защитой свидетелей – очевидцев происшествия. Кассационный суд проигнорировал существенные нарушения, допущенные судом первой инстанции, сочтя их «не фундаментальными». С нашей точки зрения, дело Максима Калиниченко относится к категории «Дела гражданских активистов".
Максим Калиниченко cодержится по адресу Санкт-Петербург, ул. Лебедева д. 39, ФБУ ИЗ-47/4 УФСИН России по СПб и ЛО.