Заявление Владимира Путина о намерении преобразовать «Объединенный народный фронт» в общественную организацию активизировало дискуссию о том, какой быть российской партийной системе. Некоторые эксперты даже заговорили о том, что Россия обречена на двухпартийную систему. Дескать, будут две партии – «Единая Россия» и ОНФ. Правда, совершенно непонятно, как такая система может работать, ведь глава обеих структур – Путин.
Правда, после перехода Владимира Владимировича на должность президента РФ ему придется покинуть пост председателя «Единой России», но ведь и тогда он сохранит на нее влияние. Хотя бы как председатель все того же «Народного фронта», в который «Единая Россия» входит наряду со многими другими организациями.
Похоже, Путин просто хочет сохранить ОНФ в качестве своей опоры, предвидя, что фаза острой политической борьбы, в которую Россия вступила в декабре прошлого года, далеко не закончена. В этих условиях ОНФ, куда входят такие мощные структуры, как профсоюзы, а также объединения предпринимателей, может быть опорой: ведь организационный ресурс этих организаций, их способность мобилизовать население нельзя недооценивать. В конце концов, именно они помогли власти собрать грандиозные митинги в поддержку Путина, которые стали альтернативой выступлениям оппозиции.
Получается забавная штука. Наш авторитарный режим совершенствуется. Ибо аналоги ОНФ существуют в странах типа Китая, где есть «Патриотический единый фронт китайского народа», возглавляемый компартией и объединяющий вокруг нее партии-сателлиты, профсоюзы, объединения предпринимателей, общественные организации и т. п. Автор этих строк неоднократно писал, что подобная структура может возникнуть и в России. И вот она возникла.
Но одновременно власти проводят иллюзорную демократизацию, точнее, ее имитацию, позволяя регистрировать какие угодно партии. При этом большая часть из них – порождение фантазии политтехнологов, а часто и просто шутка. Например, в качестве партии намерена зарегистрироваться известная еще с 90-х годов «Субтропическая Россия», чьей официальной целью является повышение температуры окружающей среды до плюс 35 градусов. Официальный лозунг: «В банановой республике должны расти бананы».
Власти надеются таким путем дискредитировать идею демократии в глазах народа. Дескать, смотрите: партий много, а толку мало.
План показался власти настолько хорошим, что она перешла к свертыванию демократии, еще не успев толком зарегистрировать ни одной партии по новому закону. Вчера президент Медведев заявил, что поддерживает идею неких праймериз, которые будут проводиться перед губернаторскими выборами. Дескать, кандидат в губернаторы должен провести встречи с людьми, добиться поддержки со стороны региональных депутатов и руководителей муниципальных образований – и только тогда идти на выборы. А то, дескать, в губернаторы будут баллотироваться одни сумасшедшие.
Что это будет означать на практике? Прежде всего – никакие это не праймериз. Словом «праймериз» в США называются предварительные выборы внутри партии. Т. е. члены партии выбирают из нескольких претендентов, кого они хотят выдвинуть на ту или иную должность. Самый успешный из них и становится официальным кандидатом, вступая в борьбу с выбранными по аналогичной схеме лидерами других партий.
Например, Республиканская партия сейчас выбирает соперника для Барака Обамы. На эту роль претендуют четверо – Ромни, Санторум, Пол и Гингрич. Кандидатом от республиканцев, скорее всего, станет Ромни.
Но та схема, которую озвучил Медведев, не имеет отношения к праймериз в общепринятом смысле. Она заимствована из Франции. Там, чтобы баллотироваться в президенты, кандидат должен заручиться поддержкой 500 магистратов, т. е. депутатов Национального собрания, мэров городов, депутатов региональных собраний и прочих. Магистраты являются французским политическим классом, именно они избирают верхнюю палату французского парламента – Сенат. А ранее, согласно Конституции, им принадлежало право выбирать и президента (отменено в 1962 году). Иначе говоря, сбор подписей магистратов – рудимент старого порядка выборов президента.
Понятно, почему эта особенность французского законодательства привлекла внимание российской власти. Во Франции только что отгремел скандал вокруг кандидата от «Национального фронта» Марин Ле Пен, которая долго не могла собрать 500 подписей, чтобы баллотироваться в президенты. В конце концов ей это удалось, но российская власть взяла ситуацию на карандаш: надо же, какой удобный способ отсева неугодных!
Да только во Франции, среди десятков тысяч магистратов, собрать 500 подписей сравнительно легко, поэтому на выборах – всегда куча кандидатов. А в российских регионах депутатов тамошних парламентов и руководителей муниципальных образований (даже если к ним прибавить муниципальных депутатов) сравнительно мало– уж точно не десятки тысяч. В лучшем случае – несколько сотен. В Москве, самом крупном регионе страны, насчитывается 35 депутатов Мосгордумы, 125 районов (и, следовательно, их руководителей). В сумме – 155 человек. Негусто. Правда, если к ним прибавить депутатов муниципальных образований, в сумме получится примерно 2000 человек. Все равно не очень много.
Теперь представим, что от кандидата в губернаторы требуют, как во Франции, собрать подписи этих людей. И кто пройдет через этот фильтр? В лучшем случае – кандидат от «Единой России» да кандидат от КПРФ. У прочих партий будут сложности. А уж у новых партий, которые должны быть зарегистрированы по новому закону, вообще нет никаких шансов: они еще не успели принять участие в выборах и завоевать достаточное количество депутатских мест.
Следовательно, предложенная Медведевым система изящно отсечет от выборов почти всех кандидатов, кроме разве что кандидатов от партии власти.
И зачем тогда проводить «демократизацию»? России надо укреплять демократию, а власти упорно пытаются ее дискредитировать. Но что взамен? Прямая диктатура? В современном мире подобное вряд ли возможно. Дискредитация политической системы в целом может привести к революции, и только.
Власти только что получили массовые волнения в Москве по результатам думских выборов, после чего... с удвоенной энергией взялись за старое. Т. е. на словах они говорят, что это – «новое», но реальные дела…
России нужны сильные партии, сильные региональные парламенты. Без них никакая демократическая система работать не может, а само единство страны окажется под угрозой. Ведь партии способны скреплять страну, объединяя людей на основе общих ценностей. У нас же все 90-е и нулевые годы власть пыталась все крепче и крепче закручивать гайки, работать против демократии даже тогда, когда ей самой это перестало быть выгодным.
Зачем опять наступать на те же грабли? Ведь люди очень быстро увидят, что ничего не изменилось, и тогда возникнет тотальное недоверие, но уже не к демократии, а к государству. А это чревато новым этапом развала России. И тут уже не помогут никакие «народные фронты» и демонстрации за Путина.
Пора бы власти взяться за ум и начать строить нормальную, работающую демократическую систему, а не вставлять общественной активности палки в колеса. Время для маневра еще есть, но его становится все меньше.