После митинга 4 февраля 2012 года в Казани, продемонстрировавшего, что принцип объединения «всех, кто против Путина» больше вызывает расколы среди внесистемной оппозиции, чем ее консолидацию (на митинги выступили различные организации системной и внесистемной оппозиции, в том числе и представители Общества русской культуры Республики Татарстан и сепаратистского Татарского общественного центра), началась попытка поиска союзников на общественном пространстве Татарстана как русскими общественниками, так и татарскими националистами.
Часть татарских националистов решила попиариться на факте переименования директором татарской радиостанции Ильшатом Амином названия радио «Яна гасыр» («Новый век») в «Болгар-радио». Дело в том, что в среде татар есть разный взгляд на то, кого считать своими предками. Часть считают, что предками современных татар являются жители средневекового мусульманского государства Волжская Булгария (IX-XIII вв.) со столицей в г.Болгар (сейчас – районный центр Спасского района Республики Татарстан). Другие предлагают считать своими предками население Золотой Орды (XIII-XV вв.), созданное завоевателями, пришедшими с территории современной Монголии. Те, кто придерживается «золотоордынской концепции татарского этногенеза», очень болезненно реагируют на все, что связано с упоминанием слов «Болгар», «булгары» и др. Им гораздо импонирует быть потомками золотоордынских ханов, чем булгарских эмиров: имперская психология, как бы это не отрицали сами татарские националисты, у них в крови. Так вот шум вокруг переименовывания радиостанции в «Болгар-радио» поднял Всемирный форум татарской молодежи, а политизированность этой акции придал, скорее всего, «главный патриот Золотой Орды» Искандер Ахмедов, главный редактор сайта Orda-online.ru. Суть их возмущения сводилось к тому, что, дескать, переименование «подрывает монолит единства татарского народа». Однако данная кампания не нашла массовой поддержки среди татарской национально ориентированной молодежи, которая посчитала непродуктивным агрессивный антибулгаризм, который исходит от всей этой «шумихи». Так, татарский журналист Айнур Сибгатуллин, признавая неудачным сам факт ребрендинга радиостанции, тем не менее, не видит какой-либо угрозы татарскому народу в переименовании одного из многочисленных татарских СМИ. Лидер Союза татарской молодежи «Азатлык» Наиль Набиуллин во всей этой «антибулгаристской шумихе» видит желание, по его словам, бездействующего Всемирного форума татарской молодежи заявить о своем существовании, о том, что «он борется за честь татарского народа», правда, почему-то никогда невыходившего для этого на улицы с акциями протеста, которые имеют куда больший эффект, по мнению лидера «азатлыковцев», чем интернет-патриотизм, заключающийся только в том, чтобы «ср..ть в комментах». «Даже против переименования радио эти «интернет-патриоты» не вышли на улицу, чтобы заявить свой протест в виде митинга или пикета», - упрекает их Набиуллин, сторонник «уличной политики», обвиняя системное татарское молодежное национальное движение, олицетворением которого и является Всемирный форум татарской молодежи, в желании прикрыть данной «шумихой» отсутствие своей реальной работы. Эксперты, внимательно наблюдающие за событиями в татарском национальном движении, склонны полагать, что показушный антибулгаризм Всемирного форума татарской молодежи вызван предстоящим V съездом этой организации, который пройдет в конце августа 2012 года. Помнится, накануне предыдущего IV съезда в 2010 году руководство ВФТМ организовало акцию по приданию татарскому языку статуса государственного в масштабах России путем сбора подписей. Прекрасно понимая, что кампания будет заведомо безрезультатной (мы так и не знаем, сколько хоть было собрано подписей в поддержку этой затеи), свои дивиденды правящей верхушкой ВФТМ были получены, она протрубила об этом на съезде перед татарской молодежью, съехавшей со всего света, как о крупном достижении своей деятельности за предыдущий сроки, и это позволило переизбраться на съезде Руслану Айсину, нынешнему председателю этой организации (председателем ВФТМ можно быть только два срока). О придании татарскому языку статуса государственного вскоре все позабыли. Теперь видно решено в качестве очередного пиар-хода для демонстрации своей «борьбы за татарский народ» развернуть антибулгаристскую кампанию вокруг переименования радиостанции. Тон здесь очевидно задает Искандер Ахмедов, активно педалирующий золотоордынскую тематику в информационном пространстве, что явно свидетельствует об усилении его позиций в правящей верхушке ВФТМ. Впрочем, скорее всего, на V съезде организации его председателем изберут Табриза Яруллина, которому уже давно надоело быть постоянно вторым во Всемирном форуме татарской молодежи после Руслана Айсина. Если пропагандистский эффект от антибулгаристской кампании вокруг радиостанции получится такой же как от акции в придание татарскому языку государственного статуса в масштабах страны, то, скорее всего, Искандер Ахмедов станет вторым человеком в руководстве ВФТМ после Табриза Яруллина. Учитывая, что в этом году еще запланирован 700-летний юбилей государственной исламизации Золотой Орды, антибулгаристская «шумиха» будет разгораться еще не раз.
Впрочем, внесистемное молодежное татарское национальное движение, предпочитающее уличные акции как более эффектные и нередко более эффективные, стремится найти себе союзников на общественно-политическом поле Татарстана. И если старшее поколение уже давно идет на союз с коммунистами (лидер набережночелнинского Тататарского общественного центра Рафис Кашапов публично призвал голосовать татар за Геннадия Зюганова), то «азатлыковцы» решили опереться на «зеленых»: экологистов, защитников прав животных, гринписовцев. Так, Наиль Набиуллин периодически участвует в пикетах организации «ЗооСпас», выступающей против отстрела бездомных животных. И вообще лидер «Азатлыка» заявляет о том, что молодые татарские националисты «за хорошую экологию, за сохранение природного баланса природы, за гуманное отношение к животным» на татарской земле, хотя и говорит, что объединение «азатлыковцев» с «зелеными» не преследует политических целей. В это, правда, верится с трудом.
На фоне противоборства внутри татарского национального движения между системным и внесистемными его крылами (известно, что Наилю Набиуллину не хотят дать выступить на пленарном заседании V съезда ВФТМ, а членов его организации не принимать в качестве делегатов на съезд, а только в роли шестерок-волонтеров, которых будут использовать по принципу «принеси-подай»), русская общественность пошла по пути внутренней консолидации, поводом для которой послужил запрет на деятельность двух русских кино-клубов в Казани.
С начала февраля 2012 года в Доме дружбы народов Республики Татарстан молодежному крылу Общества русской культуры Республики Татарстан запретили проводить заседания двух кино-клубов, до этого в течение четырех лет постоянно и регулярно функционирующих: лево-ориентированного (руководитель – Булат Шагеев) и право-ориентированного (руководитель – Алексей Топоров). Запрет был сделан руководством Дома дружбы народов Республики Татарстан по формальным причинам (на заседаниях кино-клубов не присутствовали члены правления ОРК РТ), хотя до этого оба кино-клуба действовали и никаких нареканий не вызывали со стороны администрации Дома дружбы народов Республики Татарстан, вцелом носили просветительский характер и были единственными в столице Татарстана формами просвещения русской молодежи региона. Запретили русской молодежи собрания и в казанском Музее-галерее им.Константина Васильева. В тоже время татарские националистические организации без каких-либо запретов проводят регулярно свои собрания в здании, именуемым в народе «штабом Татарского общественного центра», но официально принадлежащему Национально-культурному центру «Казань». Упоминавшийся выше Союз татарской молодежи «Азатлык» еженедельно проводит заседания своего дискуссионного клуба «Фикер» («Мысль»), на которые приглашают выступать разных деятелей культуры и представителей общественности. При этом азатлыковцы недавно организовали татарский кино-клуб, где планируется демонстрировать различные киноленты вроде печально известного русофобского фильма «Зулейха», снятого в 2004 году на бюджетные средства.
Стоит отметить, что ежегодно в Татарстане проводятся Дни татарской молодежи за бюджетные средства, различные татарские этнокультурные молодежные мероприятия, но при этом ни разу не было Дней русской молодежи Татарстана или нечто подобного. Кино-клубы в Доме дружбы народов Республики Татарстан, где показывали советские (лево-ориентированный кино-клуб Булата Шагеева) и современные российские (право-ориентированный кино-клуб Алексея Топорова) фильмы, конечно, носили характер самодеятельности, но на них городская русская молодежь просвещалась посредством киноискусства и это были единственными формами ее культурной самоорганизации.
Закрыв кино-клубы (отметим, что до этого они 4 года функционировали и не вызывали никаких нареканий со стороны Дома дружбы народов РТ), республиканские власти не оставили ничего иного русской общественности как обратиться единственно к тому, кто может их услышать и может быть даже понять: кандидат №1 в президенты России – Владимир Путин. Когда, по мнению русских общественников, уже последние очаги просвещения для русской молодежи закрывают под предлогами отсутствия на их заседаниях членов правления ОРК, то профессору Александру Салагаеву, председателю единственной русской национальной организации в регионе – Общества русской культуры Республики Татарстан – ничего не оставалось как обратиться к премьер-министру страны, что он поможет русским Татарстана. Тем более, на страницах «Независимой газеты» Владимир Путин выступил со статьей о национальной политике в России, где впервые заговорил о проблемах русского народа как этноса.
По словам пресс-секретаря ОРК РТ и одного из руководителей закрытого кино-клуба Алексея Топорова, за 20 с лишним лет постсоветского развития выросло поколение городской русской молодежи в Казани, которая не желает быть в положении «второсортного» нетитульного населения. Если старшее поколение русских Татарстана в чем-то смирилось со своим положением, то русская молодежь ищет определенные каналы выхода из этого.
Удачный политический момент в ходе предвыборной чехарды в стране и недальновидное решение республиканских властей (понятно, что не руководство Дома дружбы народов Республики Татарстан принимало решение о закрытии кино-клубов, ведь до этого его устраивало их функционирование) вынуждают русских Татарстана и самоорганизовываться в различные объединения («Русские за ЗОЖ (здоровый образ жизни)», «Белое движение» (выступают за увековечивание памяти белогвардейцев), казанское отделение всероссийского движения «Сопротивление», молодежное крыло Российского общенародного союза Сергея Бабурина, футбольные фанаты), и выступать с обращениями о поддержке самого вероятного кандидата в Президенты страны.
25 февраля 2012 года в Казани запланирована общегородская Масленица. Однако уже сейчас, по мнению русских общественников, республиканские власти, вместо того, чтобы посодействовать в ее проведении, пытаются ее сорвать. На наш взгляд, это будет очень недальновидно, тем более, обделенными себя почувствуют не только те несколько десятков молодых людей, которые ходили на заседания кино-клубов, но и остальные русские жители столицы Татарстана. Это даже будет политически недальновидно, тем более в преддверии президентских выборов 4 марта 2012 года, поскольку может обернутся в итоге точно такими же последствиями как и совершенно ошибочное решение об отмене льготного проезда в городском транспорте в декабре 2011 года, что привело к социальному взрыву со стороны пенсионеров, успешно подхваченному коммунистами и придавшим ему политический характер. В Казани был организован большой митинг, организованный местным отделением КПРФ. Тогда президенту Татарстана Рустаму Минниханову пришлось в срочном порядке исправлять ошибки своего республиканского премьер-министра Ильдара Халикова и мэра Казани Ильсура Метшина, отменяя принятые ими постановления. Как бы и в этот раз, с совершенно безобидным праздником Масленица, проведение которого не хотят поддерживать чиновники, не произошло нечто такое же, только окрашенное в национальные тона.