Российские авиационные власти начали процесс либерализации рынка международных аваперевозок. Первым направлением, на которое будут допущены еще по-одной авиакомпании от каждой страны стала Италия, сообщает газета «Коммерсант». По информации издания 15-16 февраля между странами уже прошли межправительственные переговоры, по итогам которых был согласован ряд поправок в ныне действующие соглашения. Инициатором либерализации данных соглашений, по информации «Коммерсанта» выступаила итальянская сторона. Однако, судя по всему, российский Минтранс особо не возражал против данной инициативы, по крайне мере, в настоящее время чиновники уже приступили к прорабоке деталей будущего соглашения.
Действительно, о либерализации рынка авиаперевозок в России говориться уже не один год. Другой вопрос – почему этот процесс было решено начать с международных рейсов. «Я хочу вас вернуть к транспортной стратегии России до 2030 года, которая утверждена в 2008 году. Министерству транспорта предписано организовать открытое небо в рамках стран СНГ, особенно стран-участников нашей группы ЕврАзЭС. Так вот, давайте мы сначала потренируемся и создадим открытое небо в рамках СНГ. Посмотрим, как все это будет работать, а потом уже будем системно работать с Европой, а не выборочно выбирать какие-то куски рейсов», - прокомментировал готовящееся решение в интервью «Вести ФМ» президент «Аэрофлота» Виталий Савельев.
Вопрос о том, каким быть будущему межправительственному соглашению в минувший понедельник обсуждался и на закрытом совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова. В обсуждении приняли участия руководители всех крупных авиакомпании страны – «Аэрофлота», «Сибири», «Трансаэро» и «Ютейра». По словам Виталия Савельева по итогам этого обсуждения было принято решение о создании межведомственной комиссии, которой в ближайшем будуем предстоит выработать прозрачные условия и понятные критерии распределения зарубежных направлений между авиакомпаниями. «Сегодня вышли две статьи в газетах «Ведомости» и «Коммерсант» относительно совещания у Шувалова. Там был упомянут и «Аэрофлот» и Савельев. В этих статьях указано, что никаких решений не принималось. Нет, как раз были приняты решения, на которых настаивал «Аэрофлот». Это создание межведомственной комиссии под флагом Минтранса, что и было принято. Это основной итог этого совещания. – сообщил Бизнес ФМ Виталий Савельев - Также на совещании были предложены пути реализации и схемы работы этой комиссии. Минтранс должен будет разработать критерии вместе с нами, передать правительству, где они будут утверждены. И уже на основе этих критериев мы будем получать те или иные зарубежные направления. Я обратил внимание всех присутствующих, что аналитики предлагают «открытое небо». Я тоже предлагаю «открытое небо».
Позиция руководства «Аэрофлота» вполне объяснима: авиакомпания, являясь назначенным перевозчиком на большинстве международных направлений, уже не один год публично предлагала провести либерализацию рынка. Однако заходить на менее популярные направления другие перевозчики отказались. В этом смысле весьма странно выглядит позиция Минтранса, который также вдруг решил начать либерализацию с наиболее востребованных направлений. «Вообще, чиновники Минтранса неоднократно заявляли о том, что, если уж начинать либерализацию достаточно масштабную в авиасообщениях между Россией и другими странами, то лучше всего начинать именно со стран СНГ, - подтверждает руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. – И объяснялось это тем, что в конкуренции с авиакомпаниями из этого региона у наших авиаперевозчиков гораздо больше шансов занять достойные позиции. И от подобной либерализации скорее выиграют российские авиакомпании в целом».
Что же касается глобального рынка, то здесь аналитики сходятся во мнении о том, что России необходим сильный игрок, который бы мог представлять нашу страну на равных с крупными международными перевозчиками. «Одним из основных критериев, который мы будем использовать и это уже принято правительством, при получении допусков – это наличие в парке у авиакомпании современных создушных судов отечественного производства. По этому параметру «Аэрофлоту» равных нет, - рассказал Виталий Савельев в интервью Business FM - Второй ключевой параметр – качество сервиса, который сегодня у «Аэрофлота» общепризнан в Европе и в мире». Действительно, только конкуренция на равных с крупнейшими глобальными игроками позволит нашей стране занять свое место на рынке международных авиаперевозок. «Конечно же, когда речь идет о такой стране как Россия, очень важно, чтобы был игрок, способный на равных конкурировать с ведущими мировыми перевозчиками. Наша компания, представляющая российскую сторону, должна также участвовать в разделении всех доходов, имеется ввиду, что выполнять полеты на доходных направлениях», - резюмирует Олег Пантелеев.