На днях влиятельный проамериканский портал terra-america опубликовал статью известного писателя и политолога Кирилла Бенедиктова «Кто управляет Большой Нефтью», рассказывающую о влиянии политических факторов на мировые цены на нефть. Автор статьи весьма недвусмысленно указывает на то, что за последнее десятилетие России удалось войти в так называемый элитный клуб государств, чья внешняя политика способна оказывать прямое влияние на нефтяные цены. То есть именно с приходом во власть нынешнего премьер-министра и кандидата в президенты Владимира Путина, России наконец-то удалось переломить ситуацию: не находится в прямой зависимости от своих сырьевых ресурсов, но использовать их в качестве гарантий внутренней экономической стабильности.
«Автор статьи справедливо призывает расследовать влияние российского руководства на мировую цену нефти при помощи политических договороенностей, в первую очередь с США, - отмечает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. – Следы таких договоренностей есть. Так, в 2004 году меня поразила уверенность российских руководителей, ратовавших за расширение экспорта нефти. Хотя мы давали около 10% мирового экспорта, они не боялись снижения цен: они именно знали, что понижательное давление на мировой рынок будет с лихвой компенсировано его другими участниками». В статье Кирилла Бенедиктова приводятся и весьма убедительные аргументы, доказывающие тот факт, что сегодня для того, чтобы стать истинным «законодателем мод» на мировом нефтяном рынке недостаточно располагать лишь богатыми природными ресурсами. В первую очередь необходима грамотная и взвешанная внешняя политика со стороны национального лидера. «Несмотря на то, что контролирующие 2/3 нефтяных ресурсов планеты страны ОПЕК обладают значительным влиянием на процессы ценообразования на рынке нефти, этого влияния оказалось недостаточно, чтобы помешать росту, начавшемуся в 2004 году, когда весной 2004 года нефть поднялась до $40 за баррель, картель принял решение об увеличении нефтяных квот. При этом картель надеялся, что увеличение добычи поможет вернуть мировые цены в рамки ценового коридора 22-28 за баррель, но этого не произошло», - говорится в публикации.
Очевидно, что одним из ключевых факторов повышения нефтяных цен в 2004 году, стал именно фактор политический. И, что не менее важно, российскому руководству удалось успешно сыграть на этом. «В 2004 году партия дорогой нефти в США развязала войну с Ираком, что сыграло немалую роль в будущем росте цен на «черное золото». Если бы российские власти не оценили выгод и не «сыграли на повышение» с помощью дипломатического маневра, то не сработали бы на экономический подъем в своей стране так результативно», - соглашается руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов. По его словам, умение российского руководства оказывать в 2001-2008 годах именно политическое влияние на цены на нефть оказалось для нашей страны даже более значимым, чем обладание ядерным потенциалом.
Кстати, подтвержение тому, что грамотный геополитический курс может оказаться куда важнее ядерного арсенала, можно найти и в нашей недавней истории. Как пишет Кирилл Бенедиктов, именно геополитический проигрыш советского руководства привел к тому, что СССР, «плотно сидевший на нефтяной игле», в итоге оказался банкротом, как только цены на нефть в 1985-1986 годах были обрушены. Причем, случилось это не без участия другой сверхдержавы – США. «В 1986 году для решения геополитической задачи был использован инструмент ценообразования в сырьевой сфере. Использован чрезвычайно эффективно (США в результате без единого выстрела избавились от своего самого грозного соперника), а это означало, что подобная технология может быть использована и в будущем», - говорится в публикации.
Однако ни совеские, ни первые российские лидеры долгие годы так и не смогли научиться максимально эффективно использовать «подобные технологии». Перелом произошел в начале 2000-х годов – во время первого президентского срока Владимира Путина, которому впервые за долгие годы удалось ввести Россию в так так называемый элитный клуб. Причем сегодня очевидность этого факта признают даже наши давние противники и конкуренты. «По мнению ряда западных экспертов, Россия является членом этого элитного клуба по крайней мере с 2004 года. Очевидно одно – жестко определив свою позицию в отношении нефтедобывающих компаний, Кремль начиная с 2004 года стал реализовывать свою новую энергетическую политику, направленную на превращение России в энергетическую сверхдержаву», - пишет Кирилл Бенедиктов.
Российские эксперты в свою очередь отмечают, что геополитический курс России последнего десятилетия, проводимый в жизнь Владмимром Путиным, уже позволяет России «играть на равных» с мировыми державами, которые еще в 90-е годы с легкостью могли навязывать нашей стране свои условия. «Россия слабее США, но нам есть что выложить на стол, - констатирует Михаил Делягин. – Так, любое углубление сотрудничества с Китаем вызывает в США панику, а идея о вытеснении доллара из нашей внешней торговли рублем вообще вызвала составление списком «врагов Америки»!
Закономерно возникает вопрос: высокие цены на нефть на мировом рынке – это «подарок» России, или же все-таки следствие грамотной политики властей. Парадоксально, но факт: автор terra-america уверен, что без грамотной политической стратегии, на одном лишь «везении» добиться подобного результата просто невозможно. «Эксперты и в России, и за рубежом обычно обращают внимание на давление, которое оказывает экспортер сырья на импортера, однако, может быть не менее важную роль играют в геоэкономике нефти готовность и способность каждой стороны к заключению негласных политических сделок, о содержании которых общественность может узнать лишь задним числом и в очень редких случаях», - резюмирует Кирилл Бенедиктов.
«Нефть и цены на нее – серьезный инструмент влияния в большой политике и это не подвергается сомнению. Особенно после того, как стало ясно, что именно с помощью нефтяного ценообразования были созданы предпосылки для разрушения одного из самых могущественных государств ХХ века – Советского Союза. – считает политолог Алексей Мухин - Понятно, что просто высоких цен на энергоносители явно недостаточно, чтобы стать глобальным политическим игроком: иначе Саудовская Аравия давно им бы стала. Главное – умелый менеджмент и сочетание качеств сильного игрока. Миф о «сырьевом придатке» и ущербности российской экономики – не более чем способ, с помощью которой страны-потребители пытаются навязать комплекс политической неполноценности странам-поставщикам. Правильно выстроить бизнес, найти надежных партнеров, выстроить отношения с конкурентами – вот чем занимался Владимир Путин и его команда в нулевых, которые, благодаря его усилиям, стали называть «тучными». Удача здесь не причем и, в результате, российский премьер стал одним из самых влиятельных людей мира (отметим, что он был удостоен этого звания с подачи своих оппонентов).»