Сейчас в Москве, в помещении здания Совета Федерации (ул. Б.Дмитровка, 26) идет выставка картин художника Александра Айзенштата (Aizenshtat). Хочу поделиться своими впечатлениями от этой выставки.
Сначала познакомимся с художником: Александр Айзенштат родился и вырос в Москве. Здесь и учился живописи. В середине 70-ых покинул Россию. Через 15 лет вернулся.
Основал Центр изучения Торы в Москве, коим и руководит по сей день.
Об этом Центре изучения Торы лучше всего сказал знаменитый раввин гаон (гаон, в современном иврите «гений» - считается высшим авторитетом в толковании Талмуда) Мойше Шапиро: «Рассказ о создании и деятельности ешивы (школы) «Торат Хаим» в Москве — это рассказ о чудесах Творца. Удивительное явление, как было посажено дерево жизни в земле опустошенной. Оно приносит великолепные плоды. Все существование ешивы «Торат Хаим» — это чудо. Она подобна Ковчегу Завета, который не занимает места. Счастливы те, кто несет его, потому что сам Творец несет несущих Ковчег». И это чудо совершил А. Айзенштат с сотоварищи!
И это не единственное чудо, которое он сотворил в своей жизни.
А. Айзенштат - гражданин Франции и Израиля. Проживает в Иерусалиме, Париже и Москве. Везде читает лекции (на языке страны) и дает уроки. Рассказывает о тайнах Торы – тайнах мироздания. О понимании Торы на внутреннем уровне. О мудрости Каббалы. На его лекции и уроки невозможно попасть.
Александру Айзенштату сопутствовал успех и как художнику . Его картины хранятся в музеях и частных собраниях по всему миру. О его творчестве пишут и спорят ведущие искусствоведы планеты.
Сам художник так говорит о своем творчестве: «Главная моя тема – это человек и мир, но мир не только как среда обитания, но как поле деятельности – как в узком бытовом плане, так и в глобально-космическом».
В чем же секрет его успеха, в чем феномен художника Александра Айзенштата? Попробуем разобраться.
Сразу оговорюсь, что не очень верю в многочисленные и бесконечные рассказы о целебных свойствах его картин. На мой трезвый взгляд, случаи исцеления под действием, якобы, живописных работ Айзенштата, вызваны скорее излишней впечатлительностью людей. Сегодня так модно верить в мистицизм и экстрасенсорику.
Cкептически отношусь и к историям о том, как на мгновения оживают его картины, двигаются изображения и, даже, появляются звуки и запахи.
Но, безусловно, нельзя не почувствовать невероятную энергию, излучаемую картинами Александра Айзенштата.
За разнообразием тем, цветовых решений, жанров и техник художника, совершенно очевидна внутренняя целостность его творчества! Творчества совершенно не ангажированного. Айзенштат описывает мир. Он вскрывает с удивительной простотой суть вещей.Суть явлений. В чем же внутренняя целостность его творчества?
Александр Айзенштат творит рука об руку с Господом, творящим мир.
Всевышний создал человека по образу и подобию своему. И, в первую очередь, по своему подобию, как творца. Сам Создатель, фактом своего чудесного присутствия, освещает творчество человека – творца. Именно это присутствие и дает картинам истинного художника ту божественную энергию, которую инстинктивно или интуитивно невозможно не ощутить. Часто, даже, не отдавая себе в этом отчета.
И это не фантазия, а реальность, цитирую:
Шхина́, шехина (ивр. שְׁכִינָה - присутствие, пребывание, проживание) — в иудаизме — термин, обозначающий присутствие Господа, в том числе и в физическом аспекте. В основном термин определялся как ощущение присутствия божественной силы. Всевышний создал мир только для того, чтобы в нем могла пребывать Его Шехина, Каббала — тайная тора.
Из книги "Дерех Ашем" (Путь Творца): аспекты любви и страха, которые приближают и приобщают человека к Творцу, благословенно Его Имя. Это сказано об истинных любви и страхе - любви к Всевышнему Самому, а не к награде, и страхе перед Его вознесенностью, а не перед наказанием. Такой страх и привлекает к человеку Ше-хину. Мера страха определяет меру очищения человека и привлечения Шехины. На том, кто достигнет состояния, при котором такой страх будет присутствовать у него всегда, Шехина пребудет постоянно.
Шехина является источником сотворенного мира и силой, поддерживающей его. Сквозь нее проходит Божественный свет, хранящий сотворенный мир. Шехина подобна Солнцу, которое светит всему миру. И так же, как луна отражает излучаемый Солнцем свет, Шехина отражает на Землю свет, полученный от высших Сефирот.
(Нельзя не упомянуть, проживая в нашей православной стране, что концепция Шехины наряду с понятиями Слова (Логоса), Премудрости божьей (Софии) и Святого духа лежит в основе христологии Нового завета).
Общение с Шехиной также является первой целью мистика, который пытается достичь общения с Божественными силами.
Нет никакого сомнения в том, что Александр Айзенштат достиг состояния, при котором у него и с ним всегда присутствует Божественный свет, хранящий сотворенный мир.
В этом и заключается феномен этого художника. Его уникальность.
Вот почему почти на всех картинах Айзенштата мы видим свет. Иногда свет свечей, иногда лампы, иногда свет невидимого источника. Часто источником света является сам изображенный на картине предмет. Цветок, желток яйца, бутылка, книга. Любой предмет может излучать свет у Айзенштата.
Часто сияют руки. Или светятся пальцы рук. Эти источники света и есть источники невидимой божественной энергии его картин. Следствие присутствия Шехины.
Руки и пальцы рук - особая тема в творчестве художника. Он изображает руки - единственный инструмент человека – творца. А пальцы рук на картинах Айзенштата как бы образуют миньян (ивр. מִנְיָן — счёт, число- в иудаизме –кворум, минимум из десяти взрослых мужчин, необходимый для богослужения). Считается, что Всевышний никогда не отвергает молитвы, читаемые в миньяне. И Всевышний, незримо присутствующий на картинах Айзенштата, никогда не отвергает творения и деяния рук человеческих, сделанные во Имя Его.
Даже за кажущимся минимализмом, в монохромных картинах Айзенштата, за его силуэтами, угадываются платоновские тени. Источником света - энергии, при этом, является фон картин: темно или светло - бордовый (цвет королевской мантии), синий или другой, но всегда очень тревожный и напряженный.
А на многих его картинах откровенно изображены потоки энергии, пронизывающие наш мир.
И еще: Александр Айзенштат не случайно выбрал живопись, как средство самовыражения. Мир литературы и кино слишком конкретен, а мир музыки слишком абстрактен. Только мир живописи и, наверное, еще поэзии, балансирует на тонкой грани между конкретикой и абстракцией. И только настоящий художник может удержаться на этой грани. Таков художник Александр Айзенштат.
P.S.
Да, чуть не забыл. Есть вопрос, который волнует в наше суровое время очень и очень многих. Мне неизменно задают его, когда я выступаю, как искусствовед, на радио или на телевидении: «В каких художников инвестировать средства? Кто со временем будет стоить миллионы? Кто сегодняшний непризнанный Ван Гог?».
Обычно я отвечаю, что я не ясновидящий. И, признаюсь, в этом ответе есть доля лукавства. Конечно, существуют вполне объективные факторы, на основании которых, с большой долей вероятности мы, эксперты, можем предположить будущий успех того или иного художника.
Но сейчас особый случай. Мне нравится твое красивое, чистое и одухотворенное лицо, читатель. Да, да, твое – не оглядывайся. И я прошепчу тебе и только тебе, наклонись поближе, чтобы никто не услышал:
« Александр Айзенштат…»