Работа над ошибками: Сколько у Путина глаз?

Только что, в пятницу, дал на РНЛ интервью по поводу программы Владимира Путина (Запредельная политика: заплыв с гантелей), а уже в понедельник оказалось, что программы и не было вовсе. Не было – и вся недолга! Вот она – полная ирреальность современной политики, о чем и говорилось в аналитике, – теперь воочию можно наблюдать. Новый текст, не долго думая (лучше было бы подумать, конечно, но это к слову), просто поставили на место «выбывшего», от которого и памяти на кандидатском путинском сайте не осталось, чего не скажешь, увы, о памяти читателей-избирателей. Оперативно сработано, даже с юмором: «а был ли мальчик?» С одной стороны, критика повисла в воздухе: о чем спорили? Но с другой стороны, возникает и новое забытое ощущение – реальность, кажется, возвращается, грубые ошибки если еще и не признаются на капитанском мостике (перед кем извиняться?), то хотя бы фиксируются. А это большой прогресс, тем более, что он наблюдается на фоне общего кризиса и политического безрыбья.

Неужели критика подействовала и началась, наконец, работа над ошибками? Судя по всему, да, началась, хотя и с опозданием. Наверное, причина не в критике (кто ее читает?), а в другом: «сам», наконец, увидел, что происходит. То, что раньше не замечал, объяснимо: на всех подопечных у него никаких глаз и «камер» не хватает. А суетливых стрелочников, видимо, уже наказали, как после пожаров 2010-го. С них, как всегда, начинается, на них же и кончается кадровая чистка, которая, скорее всего, до серьезных фигур – даже до коней, а тем более до ферзей если и дойдет, то не скоро, после выборов. Как говорится, коней на переправе не меняют, а таких «коней» и рискованно: у них хватит лошадиного ума объяснить в СМИ, кто и почему их назначил, во что это обошлось (Медведев-то много раз объяснял, что госдолжности на Руси продаются). А некоторые серые лошадки по примеру бывшего главного финансиста просто уйдут с головой в болото. Жалко не только самих чиновников, жалко новую оппозицию и братву: и там и здесь пополнение идет за счет бывших, но не ставших, обиженных за так и не сложившуюся карьеру. Такие «лошадки» способны разрушить любой дело, даже оппозиционное.

Немного отвлекусь от новой программы, чтобы вернуться к ней. В тот год, когда ненадолго поднял голову Конгресс русских общин (я был членом Национального совета), появилась шутка в форме вопроса: «Скоко у лебедя глазьев?» Современный молодой человек ее не поймет, потому что не знает, что такое КРО, а тем более в период его взлета, когда у конгресса в ту пору было сразу три довольно сильных лидера – Скоков, Лебедь и Глазьев, а у патриотов – надежда на победу. Сегодня с лидерами труднее и во власти, и в оппозиции – хорошо, если есть хотя бы один или половинка на партию. Но я вспомнил эту забытую и, кстати, незлую шутку по совершенно другому случаю (о политическом безрыбье наших дней печалиться поздно), когда прочитал «авторскую статью» Владимира Путина, которая появилась через пару дней после его же первой программы и была подана в СМИ как введение в новую 100-страничную программу премьера-кандидата.

Бросается глаза, что это не просто разные тексты, но тексты написанные людьми, которые никогда в жизни не сидели за общей партой, да и жили на разных социальных улицах и образовательных этажах. А если авторы и встречались, то либо в советском цирке (в детстве, когда все были равны), либо на многотысячных шоу-съездах известной своим единством партии. В первой программе – почти невнятной и, теперь уже можно сказать (ясно, что писал не «сам»), изложенной на скверном языке, не было даже желания заглянуть в завтра. Новый вариант имеет вполне достойную литературную форму и более того – полностью может быть отнесен к разряду философско-футурологических эссе на тему общества знаний (в программе эта пора называется «эпохой образовательных революций»). В первой программе не было ни малейшего намека на какую-нибудь теорию, не было даже робкой попытки элементарного обобщения. Она состояла из набора общих пожеланий, о чем мы уже говорили, собранных в кучки (разделы). Во второй – нет ничего, кроме теории! Причем новый вариант так и пестрит изысками, скрытыми ссылками на работы известных теоретиков, в том числе и постмодернистов. Это уже совсем другой Путин – не вполне понятный малообразованным людям (чего стоят хотя бы «иллюзорные деривативы»!), но свой среди академической братии.

Можно ли заметить хоть что-то общее межу этими документами? Можно, конечно. Во-первых, нет ни слова о правящей партии (умерла, что ли, а если умерла, почему не сообщают?). Во-вторых, нет и конкретики – технологий, этапов, а главное – сценариев развития и прочих требований к программе. В-третьих, нынешняя ситуация в России рассматривается как «просто сверхоптимистичная фантастика», правда в последнем варианте с поправкой: «если смотреть на неё глазами 90-х годов».

По этим причинам анализировать новый текст пока преждевременно: футурологией сыт не будешь, теориями тоже, даже хорошими (к ним замечаний нет, хотя и возникает потребность в обосновании). Подождем конкретику, которую обещали предложить на том же сайте через пару недель. Последим и за кадровой политикой, и за программами претендентов. Лучшие изменения – к лучшему.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram