Одна из главных задач в развитии России на ближайшие года состоит в создании устойчивого, стабильного и здорового государственного организма. Таков один из основных тезисов будущей президентской программы премьер-министра Владимира Путина, опубликованной в сегодняшнем номере газеты «Известия».
Программная статья премьера по сути представляет собой не только набор базовых тезисов о будущем развитии России, которые, очевидно лягут в основу его президентской программы, но также и анализу процессов, происходивших в стране в последнее десятилетие. Этакое подведение итогов, которые, надо сказать, на поверку оказываются весьма оптимистичными. «Это приглашение к диалогу, обращенное к элите, - полагает в свою очередь, политолог Дмитрий Орлов. - Поэтому это не программа президента в классическом понимании. Самым главный мессидж, мой взгляд - это объяснение Владимира Путина о том, зачем он идет в президенты: чтобы доделать начатое. Этот текст обращен к образованному среднему классу».
Базовые показатели нынешнего состояния российской экономики Путин сравнивает как в концом 80-х годов, на которые пришелся пик развития СССР, так и с «лихим» десятилетием 90-х, в конце которого он, собственно и стал сначала премьер-министром, а потом президентом. Как отмечается в статье со ссылкой на независимые исследования, по сравнению с 90-ми годами, бедность в России сократилась более, чем в 2,5 раза: количество граждан, находящихся за чертой бедности сегодня составляет 10-11%, в то время как доля начавшегося оформляться в последние годы среднего классы на сегодняшний день составляет 20-30% населения. Это самые высокие показатели не только в истории постсоветской России, столь многочисленного среднего класса в нашей стране не было даже в лучшие годы советской власти. «Практически ушли в прошлое «зоны застойной бедности», когда в больших городах дееспособные и активные люди не могли найти работы или же им месяцами не платили зарплату, - отмечает Владимир Путин. - Больше 80 процентов российских семей сегодня имеет более высокий уровень потребления, чем средний уровень потребления советской семьи».
«Мне кажется, что он выступает в роли человека, которого очень задели обвинения, высказанные в его адрес на Болотной площади и проспекте Сахарова, - полагает гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин. - В частности, статья имеет и такую цель - ответить на эти обвинения. Ну, параллельно решаются и предвыборные задачи. О них Путин говорит чуть ниже, аппелируя к среднему классу и молодежи, пытаясь привлечь их на свою сторону».
Именно благодаря опоре на средний класс, как полагает премьер-министр, в будущие несколько лет России удастся сделать еще ни один рывок в экономическом развитии. Показательно, что российский средний класс — это не только люди с определенным уровнем доходов, но также и те, кто имеет высшее образование. Согласно статистике, которая приводится в статье, более 57% россиян в возрасте 25-35 лет имеют вузовские дипломы. Столь высокий процент существуют только лишь еще в трех странах мира: Японии, Южной Корее и Канаде. «Взрывной рост образовательных потребностей продолжается: в следующем поколении (15-25 лет) впору говорить о всеобщем высшем образовании — его получает или стремится получить более 80% юношей и девушек», - пишет Владимир Путин.
Особое внимание в программном тексте возможного будущего президента России уделено так называемой кавказской проблеме. Владимир Путин вспоминает, насколько реальной в конце 90-х годов была угроза целостности страны. В доказательство приводится отрывок перехваченного ФСБ заявления одного из самых кровавых международных террористов — Хаттаба: «Россия слаба как никогда. Сегодня у нас есть уникальный шанс: отобрать Северный Кавказ у русских». К счастью, реальное развитие событий не пошло по намеченному террористами сценарию. «Террористы просчитались: Российская армия при поддержке чеченского и других народов Кавказа отстояла территориальную целостность нашей страны и единство российского государства», - не без гордости отмечает Владимир Путин.
«Многие эксперты действительно предрекали России в 90-е распад, но была и другая часть – наш молодой бизнес, люди, начинавшие тогда богатеть – они считали, что система крушиться, но по ее жилам потекла новая кровь, которая приведет к самообновлению, - напоминает политолог Ольга Крыштановская. - Задачу Путин ставит грандиозную: применить демократию таким образом, чтобы не происходило распада страны».
Закономерно возникает вопрос: да, конечно, за последнее время нашей стране удалось добиться немалых успехов, но каковым должно быть развитие в будущем? В ближайшие годы, по мнению Владимира Путина, нашу страну ждут не меньшие сложности, чем те, что уже удалось преодолеть: только теперь развитие страны будет происходить, безусловно, уже на новым этапе. Период восстановления после распада СССР закончен, констатируется в статье. Другое дело, что в современных условиях очень важно грамотно выбрать стратегию дальнейшего развития.
Причем, Путин предостерегает от одной из ключевых ошибок в этом направлении — стремление части российских элит к рывку, к революции вместо последовательного развития. «Между тем, не только российский опыт, а весь мировой опыт показывает пагубность исторических рывков: забегания вперед и ниспровержения без созидания», - резюмирует Путин.
«Он говорит, что придут ниспровергатели и станут статусными господами, то есть – опять создадут номенклатуру, - считает гендиректор Центра политических технологий Игорь Бунин. - А с другой стороны, все эти революции ничего не дают, все только ломается. Таким образом, он выступил против застоя: сказал, что с одной стороны нужно бороться с застоем, но придут ниспровергатели и превратят страну в номенклатурный рай, уже для себя».
«Владимир Путин высказывает в статье абсолютно правильные вещи - уверен аналитик, руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. -При этом никто, и я в том числе, не ожидал, что он начнет говорить про создание гражданского общества. А он начал этот диалог. Хотя вполне мог бы этого вопроса не касаться. И это принципиально важный момент. Его позиция и авторитет столь высоки, что он мог не поднимать этот вопрос. А он поднял. Значит, его этот вопрос волнует. И не исключаю, что в случае победы на президентских выборах, он начнет активное взаимодействие с гражданским обществом».