Споры о «кормлении Кавказа» под конец года получили неожиданное развитие.
Во-первых, выяснилось, что параметры Стратегии развития СКФО, которая и стала основным объектом критики со стороны политических организаций «русского» спектра, еще не до конца согласованы между ведомствами, и неясно, какие суммы и как будут выделяться в ближайшие годы. Во-вторых, премьер Путин, выступая на совещании в Гудермесе, дал понять, что никакого политического пересмотра планов федеральной власти на Кавказе не будет: центр так или иначе продолжит финансирование программ развития СКФО.
На фоне этих событий незамеченными остались некоторые детали проектов, которые уже начали осуществляться на Северном Кавказе. Между тем, более пристальный взгляд на них позволит уточнить прогнозы развития ситуации на этой территории.
Дело в том, что из наиболее крупных инвестиционных проектов, которые близки к реализации, по крайней мере один находится в зоне компактного проживания русских на Северном Кавказе. Это проект по строительству завода чистых полимеров «Этана», который будет построен на востоке Кабардино-Балкарии. В декабре правительство Кабардино-Балкарии подписало соглашение с участниками этого проекта. Сейчас ведутся предварительные работы по созданию инфраструктуры будущего завода. Запустить его планируется в 2015 году. Предприятие будет крупным по меркам российского Юга - там будет создано более тысячи рабочих мест.
Восток Кабардино-Балкарии - города Прохладный и Майский и прилегающие к ним районы - традиционно принято называть «русским востоком» КБР. Исторически это казачья территория, даже упомянутые города развились из казачьих станиц. По переписи 2010 года, как и раньше, русские оказались вторым по численности народом КБР, и их статус в республике во многом зависит именно от их роли в ее восточных районах. В данный момент представители русского населения занимают там ключевые посты в местном самоуправлении и в руководстве ряда промышленных предприятий. Выходцем с востока республики является и глава правительства КБР Иван Гертер, до назначения на пост премьера работавший на разных должностях в Майском и Прохладненском районах. При этом национальный состав востока КБР усложняется. Как показывают исследования социологов, там, как и почти повсеместно на Северном Кавказе, представители коренных народов более активны, чем славянское население, в сельском хозяйстве. На селе происходят определенные этнические сдвиги, о которых в последние годы говорится и пишется очень много.
Строительство завода, бесспорно, окажет самое существенное влияние на положение русской общины на востоке КБР. Новый импульс развития получит городская, промышленная среда, в которой русские занимают крепкие позиции. Это произойдет не только благодаря рабочим местам на самом заводе, но и в результате развития смежных структур, обеспечивающих работу предприятия.
Надо признать, что это вряд ли застрахует восток Кабардино-Балкарии от неизбежных спорадических проявлений межнациональных трений на бытовом уровне, а еще больше - от политической возни различных «интересантов» вокруг них. Но факт остается фактом - привлечение инвестиций на Кавказ можно сочетать с укреплением положения русского населения в регионе.