В России состоялись очередные парламентские выборы. И в очередной раз мы услышали извечную мантру оппозиции о массовых нарушениях, фальсификациях, бесцеремонном использовании админресурса и т.д. И в очередной раз нам погрозили пальчиком из-за океана, а в ответ мы предложили им обратить внимание на бревна в собственных глазах. Все, как всегда. Но вот, что смущает. Каждый раз мы слышим о том, что, дескать, прошедшие выборы были самыми грязными в истории. И мне хочется спросить, а есть ли предел этой грязи? Или предела нет, и с каждым годом все действительно все хуже и хуже. Тогда почему мы терпим? Почему революции, о которой вот уже 20 лет говорят всевозможные новоявленные «большевики» все нет и нет?
Меня всегда интересовал еще один вопрос: откуда вообще «Партия жуликов и воров» черпает поддержку? Ну, право же, много ли среди ваших знакомых людей, голосующих за эту партию? Не считая тех, кто вынужден делать это по долгу службы, и членов этой самой партии. И вот недавно один мой знакомый на полном серьезе заявил, что будет голосовать за партию власти. Вроде, неглупый мужик, все понимает. Понимает, что воры, понимает, что ужасная коррупция, что толкают страну в бездну социальной катастрофы. Ответ на вопрос «почему?» меня обескуражил – «потому, что пока за ними сила».
И в самом деле, сила. Другой вопрос – на чем эта сила зиждется. На моральном подавлении. На апатии, испытываемой большинством сограждан, желающих отгородиться ширмой от всего, что происходит в стране, не участвовать в «их грязных политических делишках», замкнуться в собственном обывательском мирке. Ну, есть еще те, кто активно голосует ногами – иначе говоря, уезжает из страны. Разницы между ними, опять же, никакой. И те, и другие, плюют на благополучие страны ради собственного благополучия. «Не мы такие, жизнь такая», говорят они. И их можно понять. Можно, но не хочется.
Все-таки прошедшая избирательная кампания отличалась от предыдущих. И не только тем, что оппозиция провела ее под флагом мифического единства против «партии жуликов и воров», которого на деле, естественно, не было – это дало свои плоды: партия власти впервые с 2003 года осталась партией власти лишь при простом численном большинстве. Только тогда она шла на подъем, высшая точка которого была в 2007 году (почти 65 процентов), а сегодня мы наблюдаем спад. Будет ли он продолжаться дальше, и почему он все-таки произошел вопреки активно используемому админресусу и все тем же массовым фальсификациям, без которых у нас не обходятся ни одни выборы?
Одной из самых заметных особенностей нынешней избирательной кампании было отсутствие собственно кампании. Ну, конечно, как всегда дебаты, идущие рано утром и поздно вечером, когда их никто не смотрит, ролики там. Но вот агитаторов, листовок и плакатов, которые даже самому далекому от политики гражданину всегда напоминают о предстоящих выборах, было заметно меньше. Плакатов и вовсе практически не было, не считая плакатов партии власти, до боли напоминающих плакаты самого избиркома. Я разговаривал с представителями штабов разных партий, спрашивал, а что вы вообще делаете? Ничего, говорят, не делаем, получаем зарплаты, пилим бюджеты и ничего не делаем. Секрет прост: в условиях самого серьезного за последние годы информационного давления и все стремительнее снижающегося рейтинга власть предпочла не «борзеть», как привыкла это делать, а избрать иную тактику: сделать явку минимальной. В идеале, чтоб народ вообще не знал о выборах, или не знал о том, что в них участвуют какие-либо еще партии, кроме «Единой России», или не знал ничего о программах этих партий. И это подействовало: явка была минимальной, что в условиях принятых специально для партии власти выборных законов, никак не отразилось на раскладе политических сил.
Но вот еще вопрос. «Единая Россия» не смогла набрать половины голосов, несмотря на то, что наиболее рьяные ее противники вопили о том, что партия власти пойдет на все, чтобы нарисовать себе 60-70 процентов. Почему так? Почему в нашей стране людей удивляет уже тот факт, что власть иногда включает логику? Во-первых, потому, что мандаты «Единой России» никуда не денутся. Да, если мы посмотрим на внушительные успехи оппозиции, мы сделаем выводы, что партия власти просто «подарила» ей кучу мандатов. Ну, конечно, вполне предсказуемо было то, что КПРФ наберет значительно больше, чем в прошлый раз, исходя из роста протестных настроений. И то, что «Справедливая Россия» только приобрела с отстранением Сергея Миронова от власти и обретения имиджа «реальной оппозиции». И даже результат ЛДПР не вызывает особых вопросов, если посмотреть, с кем партия власти этой властью «поделилась. Далеко за примерами ходить не надо – взгляните на список КПРФ, значительное число мест в котором получили олигархи, «друзья Путина» и попросту бывшие единороссы. Тут нельзя не вспомнить известную басню, в которой звери задумали играть квартет. С кем «поделилась» власть? Сама с собой? Очень мило, поклон ей за это до земли. Я уж молчу о том, что никакое большинство не гарантирует реальной власти, достаточно вспомнить политическую импотенцию КПРФ при Ельцине. Страной-то все равно управляет никак не Дума, а некие мужчины, которые, хоть и не являются членами партии, то возглавляют саму партию, то ее избирательный список.
Так что же происходит на самом деле? Партия власти «для виду» получает результат близкий к реальному (даже, несмотря на выявленные массовые нарушения), оппозиция празднует победу. Вот, мол, супостаты испугались арабского сценария. Но на деле все остается по-прежнему. И в новой Думе «Единая Россия» все также будет продвигать свои антинародные законы, и что-то мне подсказывает, что кто-то из оппозиции составит ей в этом коалицию. По отдельным вопросам, разумеется. Как всегда. И в марте мы все также дружно изберем нового старого президента, на авторитете которого (пока что авторитете) и въезжает «Единая Россия» в парламентские кабинеты. Но мы-то знаем, что как партию власти не назови «Демвыбор», НДР или «Единая Россия» - суть не меняется. Не меняется вот уже 20 лет, несмотря на попытки власти откреститься от всего того, что делали ее предшественники, которые ее этой властью, собственно, и сделали.
Власть в очередной раз стала перед выбором: нарисовать себе тот результат, который хочется видеть в идеале, или все же прикусить губу, пожертвовав парой десятков мандатов, и показать результаты, более близкие к истине, которые хот немного успокоят оппозицию, хотя бы системную. Конечно, любой власти всегда хочется делать первое. Но любому терпению есть предел, и наглеть надо тоже в меру, что действительно показали события на Ближнем востоке в этом году. И иногда приходится идти на уступки. Но если кому-то кажется, что эти уступки абсолютно ничего не меняют, то он ошибается.
Еще как меняют! Помните, я в начале заметки писал, что власть нынешней элиты во многом базируется на моральном подавлении? А разве можно продолжать и дальше подавлять столь же успешно, когда авторитет твой стремительно падает? Царь в свое время был вынужден даровать стране конституцию и думу, в которой даже такие рьяные враги монархии, как большевики, в итоге окопались. И которая потом весьма навязчиво «уговаривала» его отречься. Ну, не мог он по-другому, иначе 17-й год мог случиться гораздо раньше. Своей бездарной политикой он загнал себя в угол. Вот и нынешняя власть загоняет себя в угол. Не может дальше издеваться над народом столь же цинично. Но и дать слишком много свободы тоже не может, ибо это неизбежно ведет к потере авторитета среди тех, кто пока видит в них пусть и темную, но силу. И что бы она в дальнейшем не делала – она только приближает свой конец. Куда ни кинь – всюду клин. Вопрос лишь в том, как скоро.
Уже не первый год среди политических аналитиков модно спорить, как долго еще эта власть, да и Россия вообще протянет? Кто-то отводит год, кто-то два, кто-то пять. Но в данный момент не суть важно, когда именно это произойдет. Важно понимать, что это произойдет, и готовиться. Ленин за год до революции тоже не верил в нее, но он оказался единственным готовым к ней. А на прошедших выборах глыба власти, которая, казалось, уже никогда не сменится (помните карикатуру про лысого и волосатого?), дала трещину. Серьезную трещину, которая будет расти, и расти. И вновь сразу после выборов тысячные толпы несогласных всех мастей, левых и правых выходят на улицы, пугая власть, которая бросает против них внутренние войска и десятки тысяч оплаченных хунвейбинов из «Наших». И вновь толпы побузят- побузят, да и успокоятся. По меньшей мере, до наступления Нового года, который принесет с собой новый виток экономического кризиса и, как следствие, повышение цен. И вновь, власть, в очередной раз проскочив между Сциллой и Харибдой, вздохнет с облегчением: пронесло и на этот раз.
Но сколько не накрывай котел крышкой, удерживать пар возмущения вечно не удастся – он найдет способ вырваться наружу. Главное – успеть вовремя убрать руку, чтоб не ошпариться. Ну, и отбежать подальше, чтоб крышкой не накрыло. Туда, где учатся их дети, где они хранят украденные у народа деньги. Хотя, честно говоря, лично меня мало волнует, успеют они отбежать или нет. Мы-то здесь остаемся, и нам бежать некуда – позади Россия…