Юрий Терехов
5 декабря тысячи простых москвичей, у которых украли их голоса, вышли на Чистые пруды. И это только начало. Люди поняли, что больше нельзя мириться с подлостью и беспределом. Если у нации отняли право решать свою судьбу на выборах, она будут решать ее на площадях.
Активист Русского Гражданского Союза Юрий Терехов провел сутки на избирательном участке и наблюдал изнутри то, что называется у нас «выборами».
Избирательный участок № 1520 находится в новеньком спальном районе в здании школы № 1386 на Юго-востоке столицы. Я долго не думал, выбирая участок, в котором буду работать членом УИК с правом совещательного голоса от КПРФ – живу напротив. За неделю до дня голосования коммунисты (в рядах которых я никоим образом не состою) любезно снабдили меня бланками жалоб и заявлений, методическими материалами и необходимыми телефонами. В качестве перестраховки я получил удостоверение журналиста от газеты Демвыбора «Свободная речь» и в 7 часов утра направился на избирательный участок.
Комиссию возглавляла миловидная на первый взгляд заместитель директора школы по социальной работе Шмелева Юлия Валерьевна. На участке, к своему счастью, я повстречал наблюдателей от других оппозиционных партий, в частности, от «Яблока» и ЛДПР. С самого начала, предвидя возможные манипуляции, мы решили держаться вместе. Первое, что нас поразило, когда мы прибыли на участок, это расположение урн для голосования. Следуя неведомым противопожарным инструкциям, места для наблюдателей отвели так, чтобы урны для голосования оказались вне их поля зрения. Мы, ссылаясь на норму Закона, отказались занимать эти места и решили разместиться стоя, в зоне обзора урн. Несмотря на многочисленные уговоры и угрозы, мы настояли на своем и написали жалобу, которую председатель комиссии не приняла, впрочем, так же, как и все последующие.
08:05. После открытия участка, начались претензии со стороны председателя УИК к наблюдателю от «Яблока» по поводу фотосъемки, и ко мне, что я якобы мешаю процессу голосования, запрашивая время от времени у членов УИК с решающим голосом количество проголосовавших. Не остался без внимания и наблюдатель от ЛДПР. На него натравили неких «избирателей» в изрядном подпитии, которые стали возмущаться тем, что он якобы нарушает тайну голосования. Но после приезда на участок члена территориальной избирательной комиссии - ему мы передали наши жалобы - вопрос о нарушении тайны голосования временно утих, и нам было предложено сесть в зоне видимости урн на место члена УИК от партии «Единая Россия».
Одним из самых замечательных персонажей на участке была госпожа Брылева Ирина Юрьевна, сперва представившаяся «уборщицей», но, как оказалось, «уборщица» являлась одновременно директором школы. Не являясь членом УИК, она спокойно разгуливала по участку, делала замечания наблюдателям и вела задушевные беседы с председателем УИК на её рабочем месте. Более того, по словам избирателей, родителей детей, учащихся в этой школе, «уборщица» незадолго до дня голосования на собрании родительского комитета занималась агитацией (в пользу какой партии, вы догадаетесь сами).
16:50. Начались интересные события. Некий молодой человек, поставив галочку в бюллетене и, встав возле урны для голосования, раскрыл свою куртку, прикрыв ею свой бюллетень, начал высказывать претензии в отношении наблюдателей и членов комиссии от КПРФ по поводу того, что ему не нравится то, что мы наблюдаем за ним, и вообще мы, сидя на своих местах, всячески мешаем ходу голосования. По первому же его требованию председатель УИК согласилась принять жалобу на наблюдателей, более того, после непродолжительного соревнования в знании законодательства, председатель УИК удалила наблюдателей от «Яблока» и ЛДПР, написав в заявлении, что данные лица нарушают тайну голосования. Так, вплоть до 18:40 мне пришлось в одиночку отслеживать процесс голосования, чему всячески пытался помешать член УИК с решающим голосом от «Единой России» Ковязин Алексей Сергеевич, которому очень не нравились мои перемещения по избирательному участку.
18:40. Приехали ранее удаленные наблюдатели и члены ТИК, включая её председателя. В ТИКе решение об удалении наблюдателей было отклонено, и они вновь заняли свои места. Примерно в это же время по жалобе наблюдателя от ЛДПР на участок для моральной и юридической поддержки наблюдателей приехал кандидат в депутаты Госдумы Буданов Валерий Юрьевич.
19:10. На участке закончились бюллетени. Однако именно в последний час голосования на участок подтянулись больше сотни избирателей. Факт того, что они не могли проголосовать, вызвал у них крайне негативную реакцию, и, при нашем участии, ими была подписана жалоба. Примерно в 19:50 появились дополнительные бюллетени в количестве 500 штук, таким образом, процесс голосования завершился только в 20:23.
00:00. После минимум как четырехчасового погашения неиспользованных бюллетеней и подсчета проголосовавших, члены комиссии приступили к подсчету голосов. Надеясь на то, что наблюдатели не умеют считать, члены комиссии сперва занизили количество бюллетеней, поданных за «Яблоко», примерно на 50 бюллетеней. При повторном подсчете эти 50 бюллетеней всё-таки всплыли. В свою очередь, в стопке бюллетеней за «Единую Россию» почти каждый пятый бюллетень оказался поданным за другие партии. Как только это выяснилось, стопку забрала себе председатель комиссии, так что пересчитать ее не удалось.
Тем не менее, даже с учетом этого, результаты голосования по участку №1520 оказались следующими:
Единая Россия – 355
КПРФ – 309
Яблоко – 236
Справедливая Россия – 185
ЛДПР – 176
Патриоты России – 22
Правое дело – 20
недействительные – 24
Таким образом, партия власти с учетом нарушений при подсчете набрала не больше 27%.
03:00 После занесения итогов голосования в увеличенную копию протокола и запечатывания списков избирателей и бюллетеней, члены комиссии удалились в кабинет директора. После недолгого ожидания на участок явилась председатель УИК, и, заявив, что результаты голосования не принимает система ГАС-выборы, замазала корректором в копии протокола цифры напротив политических партий, что было зафиксировано мной на фотокамеру мобильного телефона. Затем, по прошествии двух с половиной часов, на участке появился уже упомянутый член УИК от «Единой России» Ковязин. Он попытался унести в неизвестном направлении копию протокола. Усилиями наблюдателя от «Яблока» эта попытка была пресечена. Через некоторое время к нам пришел член избирательной комиссии с правом решающего голоса от КПРФ Рубанов Борис Николаевич и сообщил нам прелюбопытнейшую новость: члены УИК составили итоговый протокол, а котором напротив «Единой России» стояла цифра 855 (вместо прежних 355!!) Он заявил нам, что отказался подписаться под этими цифрами и потребовал написания особого мнения.
Некоторое время спустя, во время прогулки по коридору школы, одним из членов УИК была предпринята попытка «договориться» с наблюдателем от ЛДПР, на что был получен ясный отказ. Тогда член комиссии Ковязин А.С. и председатель Щербакова Ю.В., отчаявшись, пришли на избирательный участок в куртках, не спрашивая и не задавая вопросов, не предоставляя наблюдателям копии протоколов, взяли пакеты с бюллетенями и списками избирателей и направились к центральному выходу из школы, чему мы воспрепятствовали, загородив выход. После чего они, воспользовавшись суматохой, выбежали вместе с пакетами через пожарный выход и уехали на автомобиле, номер которого был нами зафиксирован. Таким образом, произошло похищение бюллетеней и списка избирателей.
07.00. Я и наблюдатель от «Яблока» отправились в УВД Рязанского района для того, чтобы написать заявление по факту фальсификации итогов голосования (ст.142.1 УК РФ). Заявления были приняты, а сложившаяся ситуация описана следователю.
Когда готовился к выборам, был наслышан про многие нарушения, но никак не ожидал, что на участке напротив моего дома будет твориться сущий беспредел. За те сутки, которые я провел на избирательном участке, я стал свидетелем лжи, лицемерия, предательства, трусости и жадности. Те члены УИК, учителя, непосредственно принимавшие участие в этом театре абсурда, как смогут они смотреть в глаза своих учеников и их родителей? Чему научат такие личности детей? Какие принципы и идеалы они взрастят в юных душах?