Древний героический эпос «Нарты» повествует о богатырях-великанах, в незапамятные времена живших в горах Кавказа. Сказочные нарты охотились, пировали, воевали с разными чудовищами и… постоянно ссорились между собой. Из-за внутренних склок и дрязг некоторые из них, зачастую, становились настоящим проклятием своего племени.
Сейчас легендарных нартов на Кавказе нет, зато есть «нартушки» - это ироническое название, которое употребляется для обозначения недалеких, примитивных и агрессивных людей, как правило, недавно переехавших в город из села. Именно они являются основным контингентом, подпитывающим черкесское националистическое движение. Само же это движение уже давно превратилось в клубок змей, воющих не только с соседями, но и между собой, чьи лидеры – т.наз. «черкесы по профессии» - ведут себя в полном соответствии с «нартами» из древнего эпоса – ссорятся и воюют со всеми.
Вражда и неприязнь буквально ко всем и ко всему стала визитной карточкой современного черкесского национального движения. Всем уже виден глубочайший кризис, в котором оно сейчас находится. Хотим мы этого или не хотим, но наличие этого кризиса необходимо признать.
В основе этого кризиса лежит полный крах тех идей, которые черкесские националисты пропагандировали и усиленно внушали народу на протяжении последних 15-20 лет. «Великая черкесская идея», пропагандировавшаяся черкесскими националистами в эти годы, стояла на трех китах: «геноцид», «репатриация» и «Великая Черкесия». Но ни одна из этих трех мега-задач адыгов за это время не только не была выполнена, но, более того, находится сейчас от своей реализации гораздо дальше, чем это было 15 лет назад. Не видеть этого могут только малообразованные «нартушки», не так давно переселившиеся из села в город.
Первой частью идейной триады является «геноцид». Черкесские националисты мечтали, что Россия и весь мир признает «великий геноцид», который, якобы, совершила Россия с их народами в 19-веке. В то время, после окончания Кавказской войны несколько сотен тысяч адыгов, не желая оставаться в России, добровольно, с выданными русским правительством деньгами в карманах, переселилось в Турцию, где их потомки – более миллиона человек - проживают и сейчас. Вопрос признания «геноцида» Россией и международным сообществом, «профессиональные адыги» полностью провалили – совершенно понятно, что «геноцид» Россией не признан и не будет признан никогда.
По некоторым причинам, долгое время пока «профессиональные адыги», конкурируя с украинскими «голодоморцами», раскручивали идеологический маховик «геноцида», российское научное сообщество молчало. Ученые предпочитали не вмешиваться, российская власть тоже молчала, а местные власти в некоторых адыгских республиках подспудно и подпольно сделали «геноцидничество» фактически государственной идеологией. Черкесским националистам казалось, что еще чуть-чуть и «геноцид» будет признан и тогда на них прольется «золотой век» компенсаций и преференций, которые они выбьют из Москвы, потрясая справкой о «геноциде». В конце концов, в ответ на раскручивание этого сумасшедшего маятника, вся научная общественность РФ начала резко протестовать, причем даже не против признания факта «геноцида» как такового, а просто даже против постановки вопроса таким образом.
Проснулись и официальная российская власть, в лице Дмитрия Козака завившая что никакого «геноцида» не было, что признавать его никто не будет и что это вообще попытка переписать историю.
В отчаянии адыгские националисты совершили вообще по сути антироссийский шаг, добившись признания «геноцида» саакашвилевской Грузией, которая использует любой повод для того, чтобы насолить нашей стране. Понятно, что в практическом плане это «признание» является политическим фарсом и никаких дивидендов не даст, но в плане реальном это поставило вопрос «смычки» адыгских националистов – граждан России – с недругами России – грузинским режимом.
Вторая «мощная идея» великочеркесской идеологии – «репатриация адыгской диаспоры» тоже провалилось. 10-15 лет назад казалось, что после открытия железного занавеса сотни тысяч турков и арабов - потомков адыгов вот-вот хлынут из Турции и арабских стран в Россию, на земли где когда-то жили и которые 160 лет назад оставили их предки. Была надежда, что массовая «репатриация» соплеменников резко улучшит демографический баланс в северокавказских республиках в пользу адыго-черкесских народов и это даст им возможность выдвигать новые, более весомые требования к Москве.
Но прошло время и уже виден результат этой идеи: максимальное количество переселенцев измеряется всего лишь 2-3 тысячами человек. Никакой массовой миграции на Кавказ нынешних турок и арабов нет и не видно. И причина этого даже не в том, что Россия как-то сдерживает их поток – нет, они не едут сами. Причем, не едут не только в качестве иммигрантов, но даже с туристическими целями. Наплыва туристов - потомков адыгов на родину предков как-то не наблюдается.
Провал идеи «репатриации» - очень серьезный удар по современной национально-черкесской идее.
Завершающей частью «великой идейной триады» в изложении адыгских националистов является требование создать «Великую Черкесию», т.е. объединить три северокавказские республики в которых живут адыго-черкесы, в одну, где «пострадавший от геноцида единый черкесский народ», получит особое, привилегированное по отношению к остальным положение.
С «Великой Черкесией ситуация не просто безнадежна, а скорее даже как-то непонятна. За 20 лет черкесские националисты не смогли не только продвинуться в направлении ее практического создания, но они не смогли о даже внятно сформулировать саму идею этого «административного образования», не смогли разъяснить, как, с какими мотивирующими факторами, в каких границах, на основании какой законодательной базы нынешние «черкесские» субъекты РФ должны быть объединены в один. Кроме абсурдного «аргумента» об «историческом праве единого черкесского народа жить в одном национально-административном образовании» и необходимости принятия «компенсаторных мер за страшный геноцид» никаких объяснений и никаких причин для создания «Великой Черкесии» так и не было найдено.
По всем «трем фронтам черкесской национальной борьбы» стал ясно виден провал. Двадцать лет активного раскручивания черкесского националистического движения прошло, а результатов никаких нет. Кроме сомнительного и явно дискредитационного «достижения» - признания «геноцида» Грузией - показывать народу нечего. Несмотря на обильные обещания за 20 лет деятельности не реализовано ничего. Все больше экспертов начинают отмечать, что у идейных сторонников великой черкесской триады наступает эпоха «разрушенных надежд».
Частично это разочарование выливается в склоки, дрязги, претензии и глубокую неприязнь, которую «профессиональные адыги» испытывают и демонстрируют к России, к соседним народам, а также к конкурентам из своей собственной среды. В настоящее время из окружающих адыгов народов нет ни одного, к которому черкесские националисты не имели бы ультимативных требований, или который бы они не обвиняли в страшных бедах своего этноса. Русские, карачаевцы, балкарцы, армяне, курды, турки-месхетинцы, осетины, ингуши и т.д.– все они, по версии идеологов черкесского национального движения либо живут на черкесской земле и поэтому должны адыгам «ноги целовать», либо притесняют адыгов сейчас, либо притесняли и геноцидили их в прошлом. Соответственно, за все прошлые и нынешние беды «притеснители» должны извиниться, расплатиться, «компенсировать», и т.д.
В результате, отношения с соседними народами у националистов, что называется, не складываются: карачаевцы устраивают с черкесами массовые драки, балкарцы не пускают кабардинские конные пробеги через свою землю, осетины после братания с грузинами их просто проклинают, русские тихо мечтают присоединить Адыгею к Краснодарскому краю и т.д.
Более того, единственный родственный адыгам этнос - абхазы, возмущенные сотрудничеством адыгских националистов с грузинами, стали публично дистанцироваться от них. Стоит сказать, что это не только не смутило «профессиональных адыгов», но лишь усилило их «страсть»: «в безумстве своем» они стали открыто конфронтировать с еще недавно братским народом - начался полный абсурда дележ исторической принадлежности Сочи и Красной Поляны, в ходе которого во «враги адыгского народа» попали все абхазы, осмелившиеся заявить, что на этих землях исторически жили не только адыгские, но и абхазские народности.
Кстати, сотрудничество с Грузией определило очень опасный фактор в положении адыгов внутри уже российского общества. Некоторые эксперты отмечают появление ранее не существовавшей враждебности россиян по отношению к согражданам-черкесам. Не будучи специалистами в кавказских делах и «покупаясь» на пропаганду Грузии по поводу признания «черкесского геноцида» вкупе с горячей благодарностью черкесских националистов антироссийскому грузинскому режиму, простые россияне начинают ошибочно считать, что весь адыгский народ встал на сторону недругов России. Естественно, это, как и героизация черкесскими националистами преступника-убийцы Аслана Черкесова, приводит к усилению межнационального напряжения и вредит в первую очередь самому адыгскому народу, который записные профессиональные адыгские патриоты, вроде бы, так рьяно защищают.
Холодная война с внешними врагами дополняется горячей войной внутренней. Практически все адыгские националисты смертельно переругались между собой и напоминают сейчас пауков в банке. Не совсем понятно, что стало причиной острых конфликтов и публичных скандалов в их среде: то ли разногласия по поводу видения будущего, то ли неспособность поделить деньги, получаемые от Саакашвили и иных врагов России, таких как «Джеймстаун фаундейшн», а может быть это просто банальное личное тщеславие и самолюбование, желание выглядеть «всех милее, всех румяней и белее».
Попытаться разобраться в этой внутренней склоке все же стоит. В адыгском националистическом движении существует глубокий раскол по линии «умеренные» и «радикалы». При этом если публично «радикалы» корректно говорят о «не совсем активной деятельности» «умеренных», таких как руководитель кабардинской организации «Адыгэ Хасэ» Мухаммад Хафице, то за глаза они его ругают последними словами и поносят на чем свет стоит, совершенно не стесняясь в выражениях.
Раскол по линии «умеренные – радикалы» дополняется линией «старики» - «молодежь», где «радикальная молодежь», позабыв публично декларируемое уважение к старшим и публично исповедуемый адыгский кодекс поведения – « Адыгэ Хабзэ», бросают в лицо «старшим коллегам» и ветеранам разного рода обвинения и открыто говорят об их отсталости и ненужности.
В последнее время видно еще одно направление раскола: между самими радикалами. Если раньше дело ограничивалось просто оскорблениями и неприличными жестами, то теперь между «борцами за идею» дело дошло до… примитивного мордобоя. Так, 5 сентября этого года два лидера адыгского нацдвижения из КБР - Ибрагим Яганов и Руслан Кешев приехали в столицу Адыгеи Майкоп и пошли на встречу с лидером местных «радикалов-националистов» Муратом Берзеговым. Но уже на пороге офиса их окружили спортивные юноши, а вышедший затем Берзегов начал оскорблять гостей. Дело дошло до драки, Руслану Кешеву кто-то из «идейных» борцов также «идейно» двинул. Яганов и Кешев поспешно покинули «гостеприимный» Майкоп и уже после этого Руслан Кешев срочно перерегистрировал название своей организации, имевшей сходство с адыгейской, на другое. Что называется, «развод и девичья фамилия».
Конечно, же, все это отталкивает, но в принципе, происходящее понятно. Стоит лишь посмотреть кем являются сами черкесские радикалы-националисты. Так, побитый одним лидером «Черкесского Конгресса», другой лидер этого же Конгресса Руслан Кешев лично благодарил Саакашвили за признание «геноцида», в адрес России у него находятся только обвинения и требования, но зато Аслана Черкесова, недавно осужденного за убийство Егора Свиридова (преступление, которое вызвало волнения на Манежной площади в Москве), Кешев требует освободить и считает его «жертвой антиадыгского режима».
Существуют огромные разногласия между Кешевым и еще одним лидером кабардинских националистов – Ибрагимом Ягановым. Это проявляется и в разнице взглядов на будущее адыгского движения, и в разных действиях, и в разных призывах, и в разных отношениях к признанию Грузией «геноцида».
Другой «радикал» - руководитель т.наз. «Всемирного адыгского братства» молодой парень Замир Шухов – в трудах по развитию своей организации банально и позорно «косит» от армии и делает выступления планетарного масштаба не иначе как на фоне адыгского флага и флага США. «Продажный агент КГБ» - так он определил «умеренного» Мухаммеда Хафице.
Такое вот «нацвозрождение» и такие нацлидеры… Как простым адыгам идти за ними? Так ведь и не идут! За громкими называниями радикальных организаций и за тем, что «профессиональные адыги» всегда говорят как минимум от имени всего народа на самом деле стоят несколько десятков национально озабоченных человек, в основном, молодого, бунтарского возраста, которые в жизни еще ничего не видели и не поняли.
Массовая поддержка адыгским народом националистов – это блеф! Это как раз то, чего они не смогли добиться за 20 лет своей пропаганды и оболванивания своего же народа. Адыгские национальные лидеры-радикалы никого не представляют и никем на это не уполномочены. Их организации, носящие громкие названия, насчитывают в лучшем случае по 10-30 человек. Так, в «конторе» Шухова под названием «Всемирное адыгское братство» нет ни «всемирного адыгского», ни братства - в лучшее время в ней состояло 5-7 человек, что, впрочем, не мешает самому Замиру Шухову традиционно делать громкие заявления от имени всего «6-миллионного адыгского народа».
Такая же ситуация наблюдается и во множестве микроскопических зарубежных организаций адыгов, у которых невероятно громкие названия и в которых насчитывается в лучшем случае несколько человек. Некоторые организации вообще являются проектными – т.е. они открываются - или даже не открываются, а просто заявляется об их существовании - только на какой-то проект, когда в какой-то ситуации нужно сделать громкое заявление, допустим, от «всех адыгов Балтийских стран» и после этого такие конторки исчезают навсегда.
То же самое происходит и в Интернете, где на адыгских и иных форумах от имени народа всегда пишут 10-12 одних и тех же молодых националистически настроенных адыгов, а ситуация с интернетовскими роликами американских адыгов уже давно стала поводом для шуток – 5-10 одних и тех же национально озабоченных потомков адыгов с американскими паспортами на разных событиях выступают от имени всего народа, призывают подвергнуть Россию всяческим карам и затем вывешивают эти ролики в Интернет. Завсегдатаи адыгских сайтов, наверное, уже знают всех их по именам.
Везде тупик, вражда, склока и бесконечные претензии буквально ко всем. Непонятно зачем разговаривать с этими людьми. Зачем считать, что они представляют адыгский народ и зачем воспринимать их как выразителей его желания? Сами черкесы этого не делают, но тогда почему эту публику периодически приглашают в Госдуму, в Общественную Палату, в другие организации? Зачем опускаться до уровня людей, которые бьют друг другу морды, поливают грязными помоями Россию, братаются с ее врагами и, что самое главное – никак не представляют адыгский народ?...
Конец легендарных нартов был ужасен. Возгордившись, они стали перечить Богу и воевать с ангелами и архангелами. Бог воспринял это как обиду и послал на землю страшный голод. Пытаясь найти себе пропитание, нарты по ночам стали стрелами сбивать с неба звезды-зерна и есть их, но звезд было мало и все нарты погибли. Легенда гласит, что после смерти нартов не увиденные ими упавшие на землю небесные зерна взошли и стали кукурузой, которая потом широко распространилась на Кавказе и стала полезна тем, кто пришел нартам на смену – людям. Нам с вами.
Какие зерна оставят после себя черкесские националисты? Я бы очень хотел, чтобы это были зерна добра. Тогда жизнь хоть в чем-то будет лучше печальной сказки.