Сегодня современная общественно-политическая мысль в России устремлена к 2020 году. Страна не останавливается на остановке «Кризис». Демографы, социологи и политические эксперты рисуют свои причудливые арабески из цифр, таблиц и предсказаний.
Прославленная российская интеллигенция, приучившаяся не ссориться с отечеством, мудро и упорно ищет «интеграл» демократии. Они будут пытаться зорко наблюдать из своего тихого убежища «Монрепо» за «работой» политических партий. А потом проголосуют в поддержку еще одного «нового» Президента, ниспосланного с политического Олимпа.
Правда, последние годы многие эксперты и аналитики интересовались больше методологией, разработкой принципов, чем практическим делом; обобщениями, чем конкретизацией, идеями, чем людьми. Но наступают другие времена, времена, требующие сегодня каждодневно стоять в дозоре.
Существуют еще у многих соотечественников определенные сомнения, в том, что процветание и благополучие коснется всех. Даже наоборот, есть мысли и предпосылки, что произойдет какой – то великий обман в ожидании экономического чуда. Есть тревожное чувство появления фигуры гоголевского Ревизора, когда все мы дружно застынем в немом молчании, узнав о том, что из Петербурга к нам едет настоящий Ревизор. И такое может случиться!
Мы же все как дети, верим людям из благородного общества и идем за ними по указанному пути. Главное для нас, чтобы не было войны и голодного года, а там все образуется. Поэтому так и радуемся человеку, за которого могут порадеть на самом верху. И большинство уже готово принять и обласкать новоиспеченного «благодетеля». Важно, чтобы человек был хороший, пусть правит на славу, лишь бы не мешали. И он будет один управлять Россией, как захочет этого большинство. До следующего президента-короля!
В далеком октябре 1842 года хорошо известный нашей авторитетной интеллигенции Фридрих Энгельс, работы которого все-таки полезно знать всем «прогрессивно» мыслящим людям, оставил любопытные наблюдения о королях и их принципах управления поданными. Эти наблюдения «основоположника марксизма» и его «творческий анализ» уже не приведут никого в России к революционным действиям. Не та эпоха! Впрочем, и тогда эта работа писались не для «политической шпаны» и не в интересах пролетариата.
Фридрих Энгельс будто знал, что его размышления смогут через годы и столетия пригодиться русской интеллигенции в борьбе за свободу и демократию. Будем ли мы в России общим хором петь песни президентам-королям, доверяя им нашу судьбу, или будем осознанно участвовать в политических процессах и бороться за демократию, зависит от данного исторического момента.
Россия сегодня стоит в который раз перед историческим выбором. И опять все будет зависеть от принципиальности и свободолюбия интеллигенции, способной консолидировать демократические процессы. Но не будем забегать вперед. Посмотрим на образ короля, очерченный в статье Ф.Энгельса «Фридрих-Вильгельм IV, Король прусский».
«Фридрих-Вильгельм IV- всецело продукт своего времени. Он представляет собой самый крайний вывод из принципа пруссачества; в нем этот принцип проявляется в последней попытке собраться с силами, но в тоже время в полном своем бессилии перед свободным самосознанием. У Фридриха-Вильгельма IV есть система – это, несомненно, вполне разработанная система романтики, как необходимый вывод из его точки зрения, ибо, чтобы организовать государство, исходя из этой точки зрения, нужно иметь в свое распоряжении нечто большее, чем несколько отрывочных, бессвязных мыслей. Таким образом, следовало бы предварительно выяснить теологическую сущность этой системы… Прежде всего, чтобы осуществить христианское государство, он должен пропитать христианскими идеями рационалистическое, бюрократическое государство, ставшее почти языческим, поднять культ, всячески поощрять его соблюдение. Это он и не преминул сделать (выд.авт.).
Фридрих-Вильгельм IV стремиться вновь внедрить христианство непосредственно в государство, установить законы по заповедям христианской морали. Но это только самые первые непосредственные мероприятия. Это не установление какого-то равенства между светским и духовным, а подчинение духовного начала светскому,… теперь государь сосредотачивает в своем лице всю власть, земную и небесную, и, как земной бог, представляет собой завершение религиозного государства. Сюда относятся мероприятия, предпринятые с целью усилить посещение церкви всеми вообще и чиновниками в особенности».
Как это напоминает современную Россию, когда в православных церквях «засветились» своими ликами чиновники разных калибров. Еще недавно они носили «на груди» партбилеты и пренебрежительно называли служителей церкви «попами». Им и в голову не могло придти, что время потребует от них осенять себя крестным знамением. Но и это мучение они преодолевают ради достижения карьерных результатов. «Будем верить и в бога и в черта одновременно, а там, куда кривая вывезет» - так думают многие из избранных. Но давайте проследим дальнейшие мысли и планы короля.
«Вообще все речи и поступки короля с самого начала говорили о его особо пристрастии к корпоративному строю, что лучше всего характеризует его средневековую точку зрения. Это существование привилегированных объединений, которые могут располагать в своих внутренних делах известной свободой и самостоятельностью, причем каждое из них внутренне связано одинаковыми интересами, и которые в то же время ведут между собою борьбу и строят друг другу всяческие козни…(ну как не сравнить корпоративную междоусобицу крупных промышленных кланов и коалиций, козни «Единой России» и «Справедливой России по отношении друг к другу». – прим авт.) - он хочет оставить своим пруссакам все возможные свободы, но оставить их лишь в виде несвободы, монополии и привилегии. Он не является решительным врагом свободы печати, он эту свободу дает, но опять-таки как монополию преимущественно ученого сословия.
«Он не хочет отменять представительство или отвергать его, он только не хочет, чтобы представительством пользовался гражданин как таковой… . Словом, он не признает никаких всеобщих, гражданских, человеческих прав, он знает лишь права корпораций, монополии, привилегии. Их он дает множество, сколько может, не ограничивая своей абсолютной власти определенными позитивными законами. Быть может, он и на этом не остановиться. Возможно, он лелеет уже сейчас…, тайный замысел увенчать дело изданием сословно-имперской средневековой конституции и тем связать руки своим преемникам, которые могут ведь оказаться приверженцами других взглядов»…
Над этими строками рекомендую поразмышлять каждому самостоятельно. Поверьте, пища для размышления есть! Например, возможности и привилегии компании Газпром, РЖД, Общественная Палата – все российское государство разделено и разбито на корпоративные интересы представителей власти и интеллигенции, понимающей свое место в «корпорации»/чем не интегральная демократия/ Уверен, что дойдет дело и до «сословно – имперской средневековой конституции»!
«Холодное прусское чиновническое государство, система контроля, развинченная государственная машина не хотят ничего знать о прекрасной, блестящей, доверчивой романтике. Народ, мол, стоит в общем на слишком еще низкой ступени политического развития, чтобы уразуметь систему христианского государства. Между тем ненависть к привилегиям дворянства, к притязаниям духовенства всех вероисповеданий укоренились слишком глубоко, чтобы Фридрих-Вильгельм, действуя совершенно открыто, не потерпел бы здесь неудачу. Вот чем объясняется применявшаяся им до сих пор система нащупывания, при помощи которой он сначала выведывал общественное мнение и затем все еще оставлял за собой достаточно времени, чтобы взять назад слишком крутое мероприятие. (И такое было!)……Отсюда и прием – выдвигать вперед министров и, при их слишком насильственных действиях, дезавуировать их. Удивительно только, что прусские министры мирятся с этим, не подавая в отставку…..»
И не подадут! Они четко понимают свою роль и безошибочно играют по правилам «короля».
Иногда кажется, что все выше сказанное написано только сегодня и про события в России. Этим и сильны классики общественно-политической мысли, ибо с их наблюдениями, анализами и выводами можно без труда идти по прямой линии исторических событий и сравнивать с действительностью. В дороге так иногда нужны своевременные «советы и подсказки» истории. Особенно, когда это касается общественного устройства. Я предлагаю продолжить путешествие по лабиринтам «королевской души».
«Он, разумеется (Фридрих Вильгельм - прим. авт), остерегается также выдвигать на первый план слишком неприглядные или – более того – безусловно порочные стороны своей системы; он, напротив, говорит о ней так, как если бы она была воплощением всякого великолепия, величия и свободы, и выступает открыто только в тех случаях, когда его система кажется более либеральной…., а в тех случаях, где он показался бы нелиберальным, он благоразумно держится в тени».
Есть, над чем поразмышлять! Уж не строим ли мы сегодня «холодное прусское чиновническое государство», похожее на «интегральную» демократию, где целое расчленено на самостоятельные корпоративные субъекты, не влияющие и независящие друг от друга, но все вместе подчиненные воле одной доминанты ???
В свое время генерал Де Голль говорил, что уже почти век республиканская Франция является «телом без головы». Генералу мешал французский парламент, который часто путал ему карты в политической игре. Что касается России, то у нас все наоборот. Сегодняшняя Россия – это «голова без тела», так как гражданское общество сегодня парализовано, если не считать действие отдельных корпоративных субъектов в системе «интегральной» демократии вроде Общественной Палаты. Но российский парламент в основе своей – это устраивает. Все в итоге все решает одна «голова» и власть чиновников. А по сути - мы все живем в системе «интегральной» демократии, это куда круче, чем демократия «суверенная».