Ледокольный флот стал эффективнее в структуре "Росатома"

 

В начале октября в арктических льдах атомный ледокол «Россия» произвел замену дрейфующих станций Арктического и антарктического научно-исследовательского института Росгидромета. Вчера на пресс-конференции в Санкт-Петербурге подвели итоги экспедиции и в очередной раз обозначили роль "Росатома" в отечественной арктической экспансии. Дело в том, что сегодняшняя эффективность ледокольного флота определяется именно его нахождением в структуре госкорпорации "Росатом".

«Флот стал более управляем, лучше обслуживается, заметно, что у него появился мощный руководитель с сильными связями. Кроме того, корпорация идет навстречу партнерам — помогла нам с блоком ядерной установки, улучшили поток ядерного топлива», - заявил начальник высокоширотной арктической экспедиции института Арктики и Антарктики Владимир Соколов, и добавил, что программа арктических исследований набирает обороты, становится конструктивной, и это оценивает руководство страны и международное сообщество. Получение конкретных полезных результатов связано с новыми техническими и технологическими возможностями. Сейчас на планете происходят климатические изменения и возрастает значимость исследований именно в Арктике.

В свою очередь, заместитель генерального директора «Росатомфлота» Андрей Смирнов сообщил, что к 2012 году планируется построить три новых атомных ледокола типа «ЛК-60». Они будут мощнее и массивнее существующих кораблей. При этом на сегодня атомный ледокольный флот России — самый мощный в мире. В него входит шесть атомных ледоколов, один контейнеровоз и пять судов технологического обслуживания. В том числе, четыре двухреакторных ледокола («Россия», «Советский Союз», «Ямал», «50 лет Победы») и два однореакторных мелкоосадочных ледокола «Таймыр» и «Вайгач». Так что новые суда требуются вовсе не для нормализации положения вещей - оно уже пришло в норму благодаря "Росатому", а для организации масштабного прорыва страны в Арктику.

Но до недавнего времени флот пребывал в плачевном состоянии. После кризиса в начале 90-х годов грузоперевозки возобновились только в 2000 году. Но только с 2008 года, с переходом по крыло «Росатома», стали решаться экономические и социальные проблемы. Предприятие расплатилось с долгами, произошли серьезные изменения в социальной защищенности работников. Это дало возможность задуматься о масштабных проектах. Все это стало возможным только благодаря эффективному управлению в рамках структуры госкорпорации.

Перед российской атомной отраслью в целом сегодня стоят задачи по сложности и масштабности сопоставимые с теми, которые страна решала в 40-е и 50-е годы. Поэтому сегодняшний этап развития атомной отрасли в «Росатоме» называют «Атомный проект-2». И для «Росатомфлота» главный вызов в рамках этого этапа — транспортный прорыв.

Для эталонного маршрута Роттердам — Йокогама при следовании через Индийский океан расстояние составляет 11 200 морских миль. При следовании по Северному морскому пути, через Арктику, расстояние сокращается на 3900 морских миль, или на 34%, сокращая времени в пути с 33 суток до 20. Короткий путь — не единственное преимущество. Идущие через Арктику суда не рискуют подвергнуться нападению пиратов, активных в южных морях.
Закон, регулирующий судоходство по Северному морскому пути, уже внесен в Госдуму и может быть принят до конца 2011 года. Премьер-министр Владимир Путин в сентябре заявил, что Северный морской путь — из Европы в Азию — станет одним ключевых торговых маршрутов глобального значения и масштаба. Потенциальный грузопоток маршрута — 50 млн тонн в год.

По оценкам «Росатомфлота», в 2012 году транзит только навалочных грузов прогнозируется в объеме 1,8 млн. тонн, с учетом планов по перевозке нефти и СПГ транзит составит 2,5 млн. тонн — общий грузопоток по СМП достигнет 5 млн. тонн. В 2010 году объем перевозок удалось увеличить до более чем 3 млн тонн. В текущем году уже осуществлено несколько крупных транзитных проводок по Севморпути. С февраля по апрель, например, в акватории Финского залива в тяжелых ледовых условиях обеспечивал проход судов ледокол «Вайгач». За время работы ледоколом было проведено 258 судов. По состоянию на начало октября по Северному морскому пути было проведено 18 транзитных  судов, в том числе, крупнотоннажных. Общий объем транзитных грузов составил 685 000 тонн.

Эти достижения укрепляет репутацию «Росатомфлота» среди крупных транспортных компаний, позволяет рассчитывать на дальнейшую коммерциализацию работы компании. Результаты уже есть. В 2011 году субсидии из федерального бюджета составляют 1400 млн рублей тогда как выручка «Росатомфлота» за счет коммерческой деятельности – 1521,5 млн рублей. А в 2009 году картина была иной: субсидии федерального бюджета составляли 1800 млн рублей, выручка – только 985 млн рублей.

Работать над повышением эффективности и, тем более, решать вопрос развития Северного морского пути невозможно без усиления флота новыми судами и трудовыми ресурсами. За три года в составе «Росатома» серьезно вырос уровень заработной платы на флоте. В 2011 году средняя заработная плата в «Росатомфлоте» увеличилась на 26% к уровню 2010 года и составила 64 500 рублей по сравнению с 37 300 рублей в других транспортных предприятиях Мурманской области. При этом по сравнению с сентябрем 2008 года средняя заработная плата одного работника предприятия увеличилась в два раза. Следует ожидать, что будущее акционирование "Росатомфлота", при котором он останется в 100-процентной собственности государства, позволит еще более увеличить эффективность деятельности предприятия.

За счет бюджета запланировано строительство трех дизельных ледоколов с малой осадкой общей стоимостью 25 млрд рублей и нового атомного ледокола стоимостью 20 млрд рублей. В России можно обеспечить полный цикл строительства атомных ледоколов. Это особенно актуально в свете перспектив добычи углеводородов на арктическом шельфе, дополняющих транспортную миссию ледокольного флота. Атомоходы позволяют проводить в Арктике операции любой технической сложности, в том числе, осуществлять проводку супертанкеров, геологоразведку дна Арктики, обеспечение нефте- и газодобычи.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram