Сегодня в Тверском суде Москвы, где рассматривается дело о волнениях на Манеженой площади 11 декабря 2010 года, заслушали показания свидетелей защиты.
Для начала к делу была приобщена характеристика на одного из обвиняемых - Леонида Панина. Он работал с подростками в детско-юношеском центре Медведково, занимался с ними славяно-горицкой борьбой, многократно принимал участие в городских мероприятиях - и относился к своему делу с душой. В общем, характеристику ему дали блестящую.
Потом выступили две непосредственных начальницы Панина - Ускова и Лабутина. Они так же охарактеризовали Панина с самой лучшей стороны.
Далее свидетелем по "Манежному делу" выступил глава незарегистрированной партии "Другая Россия" Эдуард Лимонов. Как отметил политик, двое из подсудимых - Березюк и Унчук - выступали в футбольной команде "Другой России", и на Манежной площади, как и другие "другороссы", оказались в качестве футбольных болельщиков, возмущенных убийством Егора Свиридова, фаната "Спартака".
Как пояснил Агентству политических новостей Лимонов, он не сомневается, что "Манежное дело" - это первый этап на пути запрета "Другой России". Если сначала были основания считать, что глава МВД Нургалиев оговорился, назвав виновными в выступлениях на "Манежке" левых радикалов, то потом ситуация стала ясна - власть отождествила футбольных болельщиков, вышедших выразить свой гнев 11 декабря, с теми, кто привык протестовать по 31-м числам на Триумфальной площади.
Вслед за Эдуардом Лимоновым судом был допрошен другой свидетель - член Политсовета Русского Общественного Движения Владимир Тор. Он подробно рассказал суду о том, что видел на Манежной площади. Тор подчеркнул, что не собравшиеся вели себя агрессивно по отношению к ОМОНу - напротив, ОМОН, взяв в кольцо несколько тысяч человек, начав их избивать и не дав им коридора для вывода людей сам спровоцировал беспорядки. Лишь переговоры с представителями правоохранителей позволили уговорить пропустить людей для того, чтобы дать им возможность выйти из ловушки - а обещание, что убийцы Свиридова будут пойманы и наказаны, успокоило фанатов.
Тор указал на то, что никаких прорывов, попыток прорыва или призывов к прорыву в сторону Моховой улицы он не видел и не слышал - первыми ее блокировали сами милиционеры.
Главный редактор Агентства политических новостей, глава РОД Константин Крылов также присутствовал в качестве свидетеля защиты на судебном заседании. Он рассказал о том, что люди, собравшиеся на Кронштадтском бульваре 11 декабря 2010 года были настроены мирно - они не выкрикивали агрессивные лозунги и никого не призывали громить. Не было никаких признаков и того, что они намереваются направиться куда-либо с целью погрома. Появление болельщиков на Манежной площади стало неожиданностью - и неожиданным даже для самих болельщиков было их число. На Манежной площади собравшиеся также не вели себя агрессивно. Когда фанаты были взяты в оцепление ОМОНом, некоторые пытались уговорить милиционеров дать им выйти. Кто-то пытался увещевать стражей порядка.
Журналист "Граней-ТВ" Дмитрий Борко, который в тот день вел репортаж с Манежной площади, давно знал некоторых из подсудимых в лицо по акциям "Стратегии-31"- и удивился, увидев их у стен Кремля. По словам Борко, никаких агрессивных действий фанаты не предпринимали, журналист видел лишь ряд провокаторов значительно старше основного контингента, собравшегося на площади - и они, по его мнению, больше всего напоминали сотрудников "органов".
Тор, Крылов и Борко узнали часть подсудимых - Березюка, Хубаева и Унчука. Борко и Тор показали на заседании, что Хубаев, когда они его видели, искал, видимо, потерянные очки. Березюк, по свидетельству Борко, разговаривал с представителем ГУВД Москвы Виктором Бирюковым, перед которым в тот момент лежало тело одного из фанатов, оглушенного дубинкой ОМОНовца. Молодой человек возмущался и требовал вызвать "скорую".
После того, как были выслушаны показания свидетелей, адвокаты представили ходатайства. Адвокат Хубаева Евгений Архипов потребовал вызвать в суд в качестве свидетелей Путина и Медведева. Например, первый, по свидетельствам, лично дал приказ о разгоне демонстрантов (по крайней мере, на него ссылались высокие чины, дававшие команды отрядам ОМОНа) - а позже он встречался с главами футбольных "фирм" и лично посетил могилу Егора Свиридова. Также Архипов потребовал вызвать в суд Бирюкова, главу столичного ГУВД Колокольцева и командира московского ОМОНа Хаустова - все трое лично принимали участие в подавлении волнений на Манежной площади. На свои ходатайства адвокат получил отказ. Его подзащитный Хубаев захотел увидеть в зале суда замглавы Администрации Президента Суркова, главу МВД Нургалиева и главу Следственного Комитета РФ Бастрыкина - этими людьми его пугал следователь во время допросов, говоря, что дело находится на личном контроле у высокопоставленных лиц. Он также получил отказ судьи.
Отказ последовал и на просьбу привести в суд авторов экспертизы, которые обнаружили, что в лозунге "Русские, вперед!" содержался скрытый призыв к беспорядкам в контексте ситуации, разворачивавшейся на Манежной площади. К слову сказать, ни один из свидетелей, выступивших на суде, не заметил, что этот лозунг носил агрессивный характер и призывал к чему-то иному, чем консолидация и солидарность.
Адвокат Березюка Дмитрий Аграновский потребовал признать недействительными показания Ильи Кубракова - этого 15-летнего подростка, ранее представленного нашими силовиками в роли организатора беспорядков, следователи, по словам мальчика, силой вынудили подписать протокол показаний против подсудимых. От этом Кубраков рассказал на предыдущем заседании суда. Еще одно ходатайство касалось показаний потерпевшего ОМОНовца Наумова - якобы ему Березюк кулаком нанес такой удар, что страж порядка получил сотрясение мозга. Адвокат настаивал на комплексной экспертизе - его заинтересовал тот факт, что диагноз Наумову был поставлен со слов потерпевшего, и сотрясение мозга тот получил, будучи защищенным шлемом. Но оба эти ходатайства также были отклонены.
Следующее заседание суда будет посвящено допросу подсудимых. Оно начнется в 14-00 18 октября.