Россия намерена превратить Северный морской путь в один из ключевых российских путей перевозки, заявил премьер-министр Владимир Путин, выступая на Международном Арктическом форуме в Архангельске. В результате, в мире должен появиться третий в истории крупнейший международный транспортный коридор (МТК), наравне с Суэцким и Панамским каналами.
«Мы намерены превратить Северный морской путь в один из ключевых торговых маршрутов, причем глобального значения и глобального масштаба», - заявил премьер Владимир Путин. По его словам, Северный морской путь вполне способен составить конкуренцию традиционным морским линиям как по стоимости услуг, так и по безопасности и качеству.
«Через Арктику лежит кратчайший путь между крупнейшими рынками Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона, этот путь практически на треть короче традиционного южного маршрута, это отличная возможность оптимизировать транспортные расходы, поэтому государства, частные компании, которые выберут арктические перевозки, вне всякого сомнения, получат весомые экономические преимущества и дивиденды», - пояснил Владимир Путин.
Как показал визит премьера в Архангельск, для реализации этого проекта у нас есть все необходимое. Россия имеет самый мощный в мире ледокольный флот и уникальный опыт конструирования, постройки и эксплуатации таких судов. Сейчас «Росатомфлот» входит в Госкорпорацию «Росатом» и насчитывает 6 атомных ледоколов, 1 контейнеровоз и 5 судов технологического обслуживания, что позволяет ему быть мировым лидером по ледовым проводкам. Причем возможности в проводке судов практически не ограничены. Так 10 сентября атомный ледокол «Ямал» Росатомфлота за 8 суток завершил проводку по трассе Северного морского пути крупнотоннажного сухогруза-балкера Sanko Odyssey, принадлежащего японской компании Sanko Line. Для сравнения средняя скорость подобной проводки через Суэцкий канал составляет две недели, что почти в два раза дольше, чем через Северный морской. В планах «Росатомфлота» до десятка аналогичных проводок до конца года.
По словам Министра транспорта России Игоря Левитина, в трехлетнем федеральном бюджете уже заложено 20 млрд рублей на строительство ледоколов, а на судостроительных заводах страны будут построены три атомных и три дизель-электрических ледокола. Первый ледокол, нового типа, будет заложен уже в следующем году. По словам министра, в ближайшие годы также необходимо будет решить вопрос обеспечения связи вдоль Северного морского пути, поэтому уже сейчас там идет работа по устанавке вышек и ретрансляторов.
Заявление Владимира Путина в Архангельске а также закладка нового атомного ледокола могут послужить толчком не только к более масштабному развитию северного морского пути, но и расширению присутствия России в арктическом регионе, успешному завершению борьбы за арктический шельф, где по оценкам специалистов сосредоточены самые перспективные мировые запасы углеводородов.