От редакции АПН
В преддверии нового учебного года и в связи с подготовкой нового образовательного раздела «Стратегии 2020» (см. например статью «Образование принуждают к самостоятельности» на сайте «Газета.ру» от 19.08.2011) мы обратились к нашему постоянному автору Б.А. Виноградову с предложением высказать свое мнение о модернизации образования в широком контексте
(Продолжение. Начало см.)
Они сойдут с российской исторической сцены!
Почему же так и не прижилась в российских условиях западная социальная система, навязанная российскому обществу в 2000 году нашими «либеральными реформаторами» в пресловутом «центре Грефа»? Не открою секрета, если напомню, что истинная цель намеченных в Центре реформ всей социальной сферы тоже была предельно ясна. Как завещал либеральным реформаторам-рыночникам их товарищ - генерал Пиночет, надо отучить население страны от «халявы» в виде бесплатного образования и здравоохранения, и тогда все пойдет как по маслу. Поэтому вскоре появились публикации, настойчиво убеждавшие нас в том, что в стране существует и быстро нарастает средний слой достаточно обеспеченных людей, вполне способных оплачивать предоставляемые социальные услуги. Однако к 2011 году средний слой куда-то испарился и превратился в малозначимую величину, зато значительно выросло число работающих бедных. В результате налицо крупные проблемы с провозглашенными реформами в образовании, здравоохранении, социальном обеспечении и т.д. Полностью провалена пенсионная реформа, накопить деньги на достойную старость оказалось просто невозможно. Даже нынешние нищенские пенсии выплачиваются не за счет прежних накоплений, а фактически за счет налога на всех работающих.
Тем не менее, они продолжают целенаправленно переводить образование в сферу услуг, организуя фактический уход федеральной власти от ответственности. Копировщики чужих заморских идей и разработок, они не хотят видеть, что для развития рыночных отношений в образовании спрос должен быть платежеспособным, а услуги доступными. Это означает, что страна и ее граждане должны быть реально богатыми, причем устойчиво, в течение многих лет. И даже при этом условии, далеко не факт, что «образовательный рынок» нужен России.
И все-таки дело не только в этом. Они обязательно сойдут с российской исторической сцены и понесут ответственность, «ибо ведают они, что творят». Так называемая «революция 1991 года» не выдвинула людей разумной и сильной государственной воли, к власти пришли копировщики, не способные совершить национальные прорывы, выводя страну в лидеры, причем, не только в образовании. Ведь главным фактором реализации любых крупных проектов являются три «К»: крупные идеи, проекты и личности. В российском либеральном лагере их нет, нет среди них Курчатовых, Королевых и Келдышей, а русский народ хорошо чувствует обманку, история это показывала неоднократно. Поэтому и не приживаются их проекты на русской земле. Да, они – серьезный противник, достаточно прагматично, а нередко и весьма цинично относящийся к жизненным явлениям, недооценивать которого, как минимум, недальновидно. В нужный момент они меняют свой окрас, называя себя патриотами и государственниками. Но в их душах есть слабое место, стержневой дефект - у большинства из них нет чувства Родины, именно поэтому они слабы и легки – нет корневой системы, а, следовательно, нет опоры. Именно поэтому живут за рубежом их тещи, жены, дети и прочая родня. Там же они держат свои счета. Ветер перемен сдует их с нашей земли.
Космополиты по духу, воспитанию и убеждениям они готовы жить в любой удобной и комфортной стране, а в России работать вахтовым методом, делая свой бизнес на всем, что попадается под руку. Они прекрасно осознают, что провалившись, они понесут наказание, поэтому жестко цепляются за власть. Но они обречены и обязательно провалятся. Это глубинно осознает русский народ, понимая их легковесность, не доверяя им, чувствуя, что полный переход к их модели развития страны изменит не только материальную, но исказит главное - духовную суть русского человека.
Конечно, система российского образования, в которой работает и учится около 40 миллионов человек, обеспечивает долгосрочные стратегические интересы страны. Даже небольшие изменения в ней требует тщательной подготовки, а непродуманные, поспешные реформы несут серьезные опасности. Модернизация её должна осуществляться в конституционном поле, наращивая правовой потенциал системы образования. Такова объективная реальность, и никакие пламенные революционеры не изменят ее.
Но при всей своей значимости система образования - это лишь часть страны. Невозможно предложить модернизацию образования, без решительных изменений во власти и стране, не внеся необходимого здравого смысла в нынешний реформаторский задор.
В свое время министр народного просвещения эпохи Николая I граф С.С. Уваров изложил государственную идеологию России в триаде: «Православие, Самодержавие, Народность» и сформулировал четкую позицию по модернизации образования: «Во всем пространстве государственного хозяйства и сельского домоводства, - заявлял он, - необходимы: русская система и европейское образование; система русская – ибо то только полезно и плодовито, что согласно с настоящим положением вещей, с духом народа, с его нуждами, с его политическим правом; образование европейское, ибо больше, как когда-нибудь мы обязаны вглядываться не для слепого подражания или безрассудной зависти, но для исцеления собственных предрассудков и для узнания лучшего».
Нужна модернизация власти, страны и образования
Модернизация власти. В первую очередь мы должны честно разобраться в причинах и следствиях системного кризиса идеологии и морали, воспитания и передачи традиций. Уже много лет действия «власть имущих» ведут к закреплению власти и национальных богатств в руках узкого круга лиц; сокращению народонаселения и территориальным потерям; самоустранению власти от решения каких-либо проблем и перекладывание их на плечи народа. Политика нынешних властей выражает убожество их прагматизма, направленного на господство рыночного механизма во всех сферах общественного бытия. Они внушают нам, что глобализация – «объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества».
Такая полуправда хуже лжи. Глобализация – это, прежде всего, искусственное формирование и регулирование общественно-экономических отношений, включая общепринятую идеологию, спрос на товары и услуги и уровень оплаты труда по отраслям и странам. Подобное регулирование стало возможным за счет создания единого мирового информационно-медийного пространства и достижения в нем подавляющего преимущества модераторами ведущих стран Запада, использующих полученные возможности в интересах своих стран. Подчеркнем, именно стран, а не корпораций, что было характерно для предыдущей стадии развития капитализма. При существующем порядке Запад не оставил никаких шансов для основной массы населения России. Каким же образом к концу ХХ века идеологам «глобализма» удалось создать в мире устойчивую систему, целью которой является обеспечение преференций народов «развитых стран Запада» перед другими?
Всему миру был навязан миф о том, что в странах «золотого миллиарда» экономика организована чрезвычайно эффективно, а производительность труда – просто «зашкаливает». Против нас действует второй миф о том, что русские все поголовно бездельники, воры и пьяницы. И третий миф - о «свободном рынке», хотя он жестко регулируется, прежде всего, через информационно-медийное пространство, которое стало в эпоху глобализации общим для всего мира.
Реальным действием развитых стран Запада стало активное привлечение (точнее – покупка) специалистов из других стран. Причем членство в «золотом миллиарде» может быть получено этими специалистами и без отъезда из родной страны. Фактически, во всех странах мира сформирован филиал Запада - прослойка, где действуют политические и экономические нормы развитых стран, хотя и содержится она, как правило, на деньги местных стран. Это – государственные чиновники, менеджеры крупных компаний и банков (включая государственные), работники значимых средств масс-медиа. То есть те, кто формирует политику, контролирует основные финансовые потоки в стране и определяет ее идеологию. Почувствовав на себе всю прелесть принадлежности к «золотому миллиарду», эта прослойка, стала активным проводником его идеологии, не считая себя предателями интересов собственной страны, и веря, что делает все для ее процветания (фамилии не называю, их много).
Именно поэтому в нашей стране молодежи не прививаются традиционные для России нормы жизни общества – неприятие абсолютной власти денег, эгоизма, осуждение кичливого богатства на общем фоне бедности, стремление помочь людям, сострадание, порядочность, честь, чувство долга. Огородившись заборами везде, где только можно, даже на своих шести сотках, мы «скисли душами», потеряли природу русского динамизма и русской экспансии, стали толерантными и стали жить по принципу: «Каждый за себя», а не «Вместе за одно!». Мы бездумно захотели скопировать их жизнь, зажить «как там», слепо перенимая продукт чужой цивилизации, подзабыв свою русскую самость. Мы допустили, чтобы в наших городах стали править чуждые нравы, а русский язык сжался, как шагреневая кожа, не только во всем мире, но и в собственной стране.
Но именно сейчас у России появился шанс на успех. Несмотря на то, что «отцы ели зеленый виноград, а у детей – оскомина», сегодня уже подросла и заявила о себе русская молодежь, для которой успешность – в преданности и служении Родине, а не в деньгах, айфонах, английском языке, «гламурности» и преклонении перед Западом.
Мы найдем выход из этого положения, когда окончательно и бесповоротно поймем, что копирование западничества, стихийного рынка и эгоизма не приведет к благосостоянию русских людей и величию России, что нам необходимо движение к лучшим русским традициям, нормам жизни человека нравственного, ответственного, знающего, умелого и трудолюбивого. Для этого необходимо совмещение политических и экономических вопросов с русской мировоззренческой и нравственной позицией. Русский мир – это целостный организм, здесь язык, культура, экономика выражают внутренний смысл – саморазвитие и поиск истины в течение многих веков в православной России. Просветление сознания необходимо именно сейчас, ибо в массовом сознании отсутствует понимание смысла происходящих событий. Основа нашего образования - четкая национально-ориентированная мировоззренческая позиция.
Сегодня главная проблема – низкое качество власти.
Как решить эту главную проблему? Только модернизация власти и элиты позволит совершить рывок страны вперед в ближайшие годы. Нам надо создать правящий класс, который будет считать важнейшей добродетелью служение нации и государству. Оптимальный вариант для России – национально-консервативная власть и элита, имеющая почвенную природу и сильную корневую систему. Каким критериям она должен отвечать?
Первый – моральная и деловая репутация суверенной власти и элиты, наличие в ней крепкого русского национально-консервативного ядра. Народ, лишенный национальных вождей – государственных мужей и национально-консервативной сильной элиты, обречен. Высокий уровень репутации лидеров, которые подтянут к себе силы лучшей части народа всегда был, есть и будет важнейшим фактором развития страны. Тяжелая ситуация складывается тогда, когда лидеры не являются таковыми по сути. “Нет более тяжкого несчастья во всех человеческих судьбах, как если сильные мира не суть также и первые люди. Тогда все становится лживым, кривым и чудовищным”. Так говорил Заратустра.
Второй – способность сплотить население страны, в первую очередь, русский народ вокруг лидеров, которым верят и активно участвуют в разработке и реализации национальных проектов развития страны. В этом случае в стране формируется требовательная, высоконравственная обстановка, не доминируют коррупция, интриги, слухи и сплетни, страна становится сильной и монолитной.
Третье – умение предвидеть возможность негативного разворота событий в мире и при необходимости быстро перестроиться на ходу.
Тогда мы построим сильную страну, способную нести бремя мирового лидерства, открытую для честного сотрудничества, привлекательную для наших соотечественников за рубежом, не замкнутую только на себя и свои проблемы.
Целью деятельности ответственной власти является величие страны и достижение ситуации, когда большинство граждан страны довольны своей жизнью. Не могут быть довольны жизнью люди, живущие в условиях постоянной инфляции, даже при индексации зарплат и пенсий: «революцию делают не голодные люди, а сытые, которых три дня не кормили».
Человек должен видеть перспективы улучшения своей жизни и карьерного роста. Не могут быть в принципе счастливы люди, которые в старости не нужны обществу, которых не ждет ничего, кроме нищенской пенсии. Перспектива человеку необходима как для себя, так и для своих детей. Что должна делать ответственная власть России?
Во-первых, отказаться от любых проявлений интернационализма, типа списания долгов, и проводить политику жесткого национального эгоизма с целью повышения уровня жизни в своей стране. Прикрываться эта политика может любой риторикой, но эта цель должна преследоваться четко и достигаться любыми средствами. Так сегодня действуют все развитые страны Запада.
Во-вторых, не «мериться уровнем жизни» с развитыми странами Запада, к чему подталкивают весь мир лозунги глобализации. Они наиболее прижились в странах «золотого миллиарда», давая его жителям ощущение своей успешности и почетного места в мировой человеческой иерархии. Мы должны сравнивать себя с соседями по СНГ.
В-третьих, активно проводить политику создания осмысленных рабочих мест, на которых граждане чувствовали бы себя нужными государству и обществу. Это возможно только при осознании гражданами страны своих национальных интересов и наличии у власти реальной программы их защиты и продвижения, подкрепленной материальными и моральными стимулами и пропагандой. Призывы «пойти в рабочие и инженеры» не дадут эффекта, если уровень жизни и собственной значимости человека в этих профессиях не будут признаны обществом как перспективные и достойные уважения.
Модернизация страны. Экономическая модель России должна основываться на конкуренции и кооперации, сочетании всех форм собственности и активном участии государства в экономике. Малый и средний бизнес не подлежат государственному регулированию, крупный бизнес, стратегические отрасли и предприятия предполагают ведущую роль государства. Стратегии развития высокотехнологичных отраслей должны стать приоритетом государственной промышленной политики. В России должно быть все свое. Никто не отдаст нам самое лучшее, а худшее нам не нужно. Следует уменьшить разговоры и спекуляции на тему малого предпринимательства. Оно, безусловно, важно, но основа экономики нашей страны – крупная промышленность, которая и создаст вокруг себя малые предприятия. Госзаказ должен стать двигателем отечественной крупной промышленности, а не иностранных фирм, служить национальному развитию, даже, если это будет несколько дороже.
Наша позиция должна заключаться в том, что сегодня следует направить силы на активизацию роли государства в реальном секторе экономики. Нам необходимо резкое повышение эффективности труда во всех сферах деятельности: в промышленности и сельском хозяйстве, в образовании и науке, в социальной жизни и в быту. Россия обязана перейти к инновационному этапу развития, но нельзя строить программы стратегий-2020, 2030 по принципу «все про все». Рыночная экономика не может быть целью, это всего лишь один из возможных технологических методов достижения цели. Следует четко произнести и дать количественные характеристики цели: «величие России и создание достойного качества жизни каждого», а «не страны господ, страны рабов». Определить реальные пути и сроки ее достижения и честно об этом сказать, чтобы не вносить поправки в стратегии каждые два-три года.
Государство должно определить долгосрочные перспективы подготовки руководителей, научных кадров, специалистов и рабочих кадров для высокотехнологичных отраслей. Модернизация промышленности, развитие наукоемких технологий двойного применения вызовут не только значительные изменения в структуре занятости. Они потребуют конкурентоспособных специалистов, обладающих производственным и личностным потенциалом для высокотехнологичных организаций (предприятий). Сейчас складывается новая реальность, которая потребует от кадров знаний и умений, опережающих современное содержание профессионального образования.
Нам необходима национальная кадровая политика и система взаимосвязанных мер в решении задач развития высокотехнологичных отраслей. Ведущая роль в системе образования и подготовке кадров сегодня должна принадлежать специалистам по естественным и техническим наукам и высоким технологиям, время экономистов и юристов закончилось. Тем более что мы умеем готовить необходимые кадры, у нас до сих пор хорошее инженерное образование. Надо консолидировать общество на решение данной задачи.
В исследовательских университетах нам необходимо сегодня создать образование, которое надолго определитвектор развития страны. Если нам удастся это сделать, мы создадим новую национальную промышленность на основе высоких технологий. Для этого нужно новое содержание образования на всех уровнях, учебники, коллективы, которые их могли бы написать и многое другое. Это сложнее, чем изобретать образовательные ваучеры и ЕГЭ.
Следует опережающим образом развивать базу ведущих технических университетов, концентрируя вокруг них научные центры, лаборатории промышленности, присоединяя к ним другие вузы. Организовать эту работу должно Правительство РФ, провести ее может РАН, реформированный Союз ректоров, министерства и ведомства.
Модернизация образования. Для преумножения высокого уровня отечественного, в первую очередь, школьного образования, а он всегда отличал нашу страну, надо прекратить популистские реформы и решить три ключевые проблемы. Первая из них — современная материально–техническая база, решение ее мы предлагаем созданием федеральной целевой программы «Индустрия образования», концепция которой была разработана еще в 2000-м году. Вторая — это достойная зарплата и социальный статус учителя. Для этого нужно принять федеральный закон, разговоры о котором идут уже много лет. Третья – современное содержание образования, траектории и технологии обучения. Для этого надо подключить интеллектуальную мощь страны, в первую очередь, Российскую академию наук. Вспомним, что проблемами образования предметно занимались Д.И. Менделеев, В.И. Вернадский, П.Л. Капица, А.Н. Колмогоров, И.К. Кикоин и многие другие выдающиеся русские ученые.
Надо последовательно перейти к построению общественно-государственной системы управления образованием как области солидарной ответственности государства, общества и личности. Становление ответственных профессиональных общественных структур, законодательное закрепление их роли, функций, прав и ответственности – важнейшее условие не только демократизации и снижения роли бюрократии, но и построения гражданского общества. Необходимо восстановить российское Министерство народного просвещения, не только реорганизовав существующее Минобрнауки, но и перераспределив функции Минкультуры, Минздравсоцразвития, Минспорта и других ведомств, так или иначе связанных со сферой просвещения.
Вопросы вузовской науки, исследовательские технические университеты, ведущие вузы, обеспечивающие кадрами высокотехнологичный, в первую очередь, оборонный сектор экономики и инновационный путь развития страны надо передать в Министерство науки, промышленности и высшей школы, которое необходимо создать. Это обеспечит тесную связь вузовской науки и высшей школы с реальным сектором экономики. В ведущих технических вузах и исследовательских университетах непрофильную подготовку проводить на платной основе и ограниченных объемах.
На наш взгляд, в целом по стране искусственно сокращается потребность в специалистах квалификации «техник». Зачастую должности мастеров, технологов, других линейных руководителей на предприятиях, в строительно-монтажных, финансово-экономических и других структурах, ранее занимавшиеся техниками, сейчас занимают выпускники вузов. В промышленности доля рабочих со средним профессиональным образованием составляет около 23-25%. В связи с модернизацией производства и развитием наукоемких промышленных технологий может произойти ее увеличение до 45%. Не следует заниматься кампанейщиной массового присоединения техникумов к вузам, этот процесс требует четкой логики, структуры и осторожности. Подобно исследовательским университетам среди техникумов должна быть определена группа лучших, которые по статусу могут быть подобны Fachhochschule в Германии. За редким исключением среднее профессиональное образование нужно передать в регионы, где в основном регулируется рынок труда их выпускников. Вузы, замкнутые на региональные рынки труда, также должны быть реструктурированы и в течение пяти лет переданы в ведение субъектов федерации.
Такой подход даст возможность сформировать в каждом регионе учебно-научный комплекс. С одной стороны, это повысит ответственность системы образования и ее заинтересованность в кадровом развитии региона. С другой - заинтересованность региона в развитии и тесной увязке системы образования с промышленной, аграрной и социальной сферами региона. Изменение функций и структуры управления необходимо для освобождения центральных ведомств от дележа финансовых, материально-технических и иных благ, сосредоточения их на аналитической, нормативно-методической и правовой, а не распределительной работе. Это и будут те необходимые реформы управления образованием, которые позволят четко закрепить компетентность и персональную ответственность за результат.
Необходимо кардинально перераспределить бюджетные места в вузах, аспирантуре и докторантуре, их количество и направления подготовки должны соответствовать реальным потребностям страны в среднесрочном и долгосрочном периодах. Необходимо снижение объемов платного высшего образования в федеральных и исследовательских университетах, либо его полное прекращение. Государству следует четко провести последовательную реструктуризацию своих вузов. Предлагаю, в связи с долговременной перенасыщенностью рынка труда выпускниками экономических и юридических вузов прекратить в них набор бюджетных студентов, они должны изменить свой правовой статус.
Нужно начать этот процесс с вуза, инициатора реформ – Высшей Школы Экономики. Этот вуз уже много лет призывает к активной работе по смене организационно-правовой формы образовательных учреждений и созданию полноценного субъекта рыночных отношений со всеми вытекающими последствиями.
Поэтому именно ВШЭ обязана личным примером доказать возможность саморазвития такого субъекта без бюджетного финансирования. Не докажет – реорганизовать ВШЭ путем ликвидации.
Первоочередные шаги:
Признать в целом неудовлетворительными для развития системы образования и страны итоги реализации Концепции модернизации образования до 2010 года;
Провести всестороннюю проверку эффективности и целевом использовании всех, в том числе, зарубежных средств, направленных на выполнение Концепции
Принять нормативные правовые акты «О дополнительном образовании детей и подростков», «О дошкольном образовании детей», «О дополнительном образовании взрослых», устанавливающие гарантированные объемы и направления их бюджетного финансирования, четкую ответственность и компетенции федеральных властей;
Принять федеральный закон «О социальном статусе учителя», приравняв учителей к государственным служащим с соответствующей оплатой труда и пенсионного обеспечения;
Принять государственные стандарты школьного образования федеральным законом;
Сохранить ЕГЭ в форме единого выпускного контроля в школах, либо в форме добровольного тестирования (например, при проведении олимпиад), предоставив вузам право самостоятельно решать вопрос учета его результатов при поступлении и традиционных в России вступительных экзаменов в вузы. Создать в федеральных округах (регионах) выездные объединенные пункты приема вступительных экзаменов в ведущие вузы страны (в первую очередь, национальные исследовательские и федеральные университеты) под эгидой Российского Союза ректоров;
Прекратить закрытие малокомплектных сельских школ до реорганизации структуры Правительства РФ и утверждения нового функционала министерств;
Реорганизовать структуру Правительства и путем ликвидации Минобрнауки создать Министерство народного просвещения Российской Федерации, сформировать Министерство науки, промышленности и высшей школы;
Ввести систему государственного распределения выпускников вузов, обучающихся за счет средств федерального бюджета;
Прекратить бюджетный набор в экономических и юридических вузах;
Забыть о ГИФО, как об очередной бредовой идее реформаторов.
Отстранить реформаторов-грантоедов зарубежных грантов от работы по программам модернизации образования, разработке Стратегии 2020, других концепций и стратегий развития страны. Им заказывает музыку тот, кто платит. В делах государственной важности нельзя опираться на их рекомендации.
Не вошедшие в данную статью меры по развитию системы образования изложены в моих предыдущих публикациях на сайте АПН.
Рассказывают, что в конце 1812 года, когда Наполеон был выброшен с территории России, Император Александр I вызвал к себе М.И. Кутузова и сказал, что русским армиям пора переходить границу и идти в Европу до Парижа. «Зачем нам идти в Европу» — возразил Кутузов, — «Нам, Ваше Величество, в Европе делать нечего». «Но разве мы — не Европа?» — спрашивает царь. «Нет, не Европа», — отвечает Кутузов. «А кто же мы? Может — Азия?» — горячится император. «Нет, мы и не Азия», — заявляет старый фельдмаршал. «Так кто же мы все-таки?»
«Мы, Ваше Величество, — Россия».
Вот в чем корень модернизации власти, страны и образования.
Поздравляю всех своих коллег, всех учителей России, от школы до вуза с началом нового учебного года – Днем знаний!