В 1993 году Самюэль Хандинктон впервые озвучил теорию «столкновения цивилизаций». Все эти годы мир жил ожиданием широкомасштабного конфликта Запада и Мира ислама. Однако, несмотря на растущее напряжение полномасштабной войны цивилизаций не случилось. Слишком уж различными были потенциалы сторон. Запад абсолютно доминировал в экономике, идеологии, военной сфере; он по произволу приводил к власти, удерживал или устранял режимы в исламских странах, которые жестко контролировали подданное население… 2011 год в этом смысле стал переломным. Впервые стали очевидны конкуры будущего глобального конфликта. Изгнание мигрантов, искусственно организованный голод, распад государств и, наконец, утрата Западом влияния на мусульманском Востоке – такой будет первая мировая война XXI века.
Нынешний, 2011 год – особенный. Он полон важнейших событий, которые пока воспринимаются нами изолированно. Эти события, однако, есть звенья единой цепи. Все в комплексе они определят ход человеческой истории, как минимум, на десятилетие вперед.
Во-первых, начался длительный период снижения уровня жизни на Западе, что создает условия для выдавливания мигрантов. До недавних пор приток рабочих рук считался полезными для поддержания экономического роста. Но в 2011 году Запад, в частности - США окончательно отказался от иллюзии бесконечно жить взаймы. Теперь странам Запада предстоит длительный период политики снижения оплаты труда до уровня, который обеспечит конкурентоспособность западной экономики. Бедолаг, готовых работать за гроши, будет становиться все больше и среди коренного населения.
В итоге десятки миллионов мусульман, проживающих в странах Запада, окажутся перед трудным выбором: либо уехать на бедную и нестабильную родину, где их не ждут, либо пойти под жернова ускоренной ассимиляции.
Во-вторых, возникли условия для резкого ухудшения ситуации в странах Мира ислама. Цены на продукты питания уже выросли до исторического максимума и, несомненно, будут быстро расти. Рост цен на продовольствие наиболее чувствителен для мусульманских стран, так как демографический взрыв увеличил численность населения в несколько раз при отсутствии реального прогресса в развитии сельского хозяйства. Миллионы могут погибнуть либо от голода или вследствие спровоцированных кризисом войн.
И в-третьих «арабская весна» стала началом полномасштабного кризиса государственности западного типа, которая так и не прижилась на мусульманском Востоке. Сегодня государственность, лишенная легитимности в глазах населения, уничтожается. Не важно, поддерживает ли Запад лидера исламской страны, как в Египте, или охотится на него, как в Ливии, - повсюду население отказывает в легитимности и поддержке государству. На фоне делигитимизации государства повсюду растет популярность и сила исламистов.
Поле битвы - Европа
Запад значительно проигрывает в конкурентной борьбе странам Азии, прежде всего Китаю и Индии, что означает неизбежность выравнивания уровня: рост его в Азии и снижение в Европе и США. Европейцы к таким переменам морально не готовы: в потребительском обществе материальные блага – это, все ради чего живет человек. В 2011 году в Европе на начавшееся поголовное обеднение население уже отреагировало массовыми протестами – в Греции, Испании, Италии…
В политическом смысле начался поиск «лишних», тех кого можно выбросить за борт. Происходит резкое поправение общественных настроений, в том числе - отмечается рост национализма и экстремизма. В Европе проживает свыше двадцати миллионов мусульман. Двадцать лет назад, на фоне экономического роста эти мигранты были нужны Западу чтобы делать неквалифицированную и низко оплачиваемую работу. Сегодня в Европе они все чаще встречают взгляды исподлобья.
В одной лишь Германии проживает почти четыре миллиона мусульман. И даже умеренные политики уже заявили - мультиукультурного общества в Германии не получилось. С Ангелой Меркель вполне согласен норвежский террорист Брейвик.
Голод как оружие
Сегодня налицо системный кризис всей западной цивилизации. И, как обычно, кризис в первую очередь коснется периферии Запада, которой собственно и был мусульманский Восток.
В XX веке западная цивилизация дала миру относительно дешевое продовольствие, что вызвало демографический взрыв. Население исламских стран с 50 гг. увеличилось почти в 4 раза, – при гораздо более скромном росте на том же Западе.
Но возможности Востока обеспечить всю эту массу населения продовольствием весьма скромны. Бездумная ориентация на участие в международной торговле привела к тому, что продовольственной безопасностью в исламском мире обладают лишь очень немногие страны.
И без тогочисло недоедающих людей в мире составляет порядка миллиарда человек. В итоге в ходе углубления мирового кризиса еще сотни миллионов людей могут пострадать от голода. Кризисы всегда дорого обходятся беднейшим. Так, по данным ООН за время экономического кризиса 1970-х годов в мире умерло примерно 5 миллионов человек.
Сегодня цены на продукты вновь рекордные. Мир стоит на пороге продовольственного коллапса, предупреждает ФАО – Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН. Рост цен на продовольствие в 2011 году стал детонатором политических потрясений в Тунисе, Египте, Иордании, Йемене. Из-за проста цен их жители были вынуждены как минимум вдвое увеличить расходы на питание. Цена на пшеницу в 280 евро за тонну нанесла удар по мировой стабильности. И сегодня она продолжают расти. В январе 2011 продовольственный индекс цен ФАО, равнялся 231 пункту - это самый высокий показатель с момента создания организации.
Одна из причин ухудшения ситуации с продовольствием в мире в том, что США и Европа во все большем объеме перерабатывают продовольствие на биотопливо. Считается, что для производства 50 литров биотоплива требуется израсходовать 352 кг кукурузы. Это пропитание одного человека «третьего мира» в течение почти года. Ожидается, что к 2017 г. только для американских автомобилей будет перерабатываться на биотопливо количество продуктов, достаточное для пропитания более чем миллиарду людей.
Кроме того, продукты дорожают из-за роста цен на нефть и газ; из-за роста потребления в Китае и Индии; из-за глобального изменения климата… Для стран Персидского Залива, которые импортируют 90% продовольствия, пока есть нефть и газ это не проблема. Но для наиболее бедных стран и густонаселенных стран «Третьего мира» это означает перспективу массового голода, болезней, социальной и политической нестабильности. Сегодня, к примеру, голодает ровно половина сомалийцев.
Без государства – нет экономики
2011 год начался под знаком «арабской весны» - серии революций, поколебавших устоявшиеся режимы. Трудно сказать, чем закончится эта «весна», но уже сегодня ясно, что она существенно ослабила эффективность светского государства в каждой из охваченных революцией стран.
Крушение колониальной системы сопровождалось формированием в странах Мира Ислама национального государства, которое создавало новую национальную экономику.
Сегодня мы наблюдаем ослабление национальных государств, уменьшение привлекательности для масс национальной или социалистической идеи, под знаменами которых создавались национальные государства не территории бывших колоний. Рано или поздно снижение роли государства должно привести к развалу национального государства и создании на его руинах целого ряда квазиобразований криминального, кланового и др. типов.
Национальное государство в мире является основным инициатором развития экономики и движущей силой ее прогресса. Соответственно, слабость национального государства означает слабость экономики. А распад национального государства будет означать и крах национальных экономик большинства стран исламского мира.
С другой стороны, национальное государство в странах Востока – порождение, копия западного устройства. И чтобы избавиться от поклонения Западу, исламскому Востоку придется разрушить государство.
Итак, три титанические перемены перевернут исламский мир: снижение стоимости труда на Западе, которое потребует бегства миллионов мигрантов; рост цен на продовольствие, который приведет к голоду на Востоке и отмирание светского государства в Мире ислама, которое станет символом истинной независимости от Запада.
Это будет настоящая мировая война, «война цивилизаций»: с победами и многочисленными жертвами, с тотальным противостоянием противоборствующих систем, со своими героями и предателями… Писать историю, как обычно, будет победитель. Мы же сегодня стоим на грани великих перемен.