Недавний визит в Чечню лидера Движения против нелегальной иммиграции Александра Белова и руководителя Славянского Союза Дмитрия Дёмушкина вызвал горячую дискуссию. Но тем, кто восторгаются их поездкой и считают, что остатки русского населения Чечни и беженцы оттуда что-то с этого выиграют, стоит вспомнить, что подобное уже было, и не раз.
Например, в марте 1993 года ездил в Грозный ныне подзабытый лидер развалившегося Русского Национального Единства Александр Баркашов и дарил президенту Ичкерии Джохару Дудаеву свою «Азбуку русского националиста». Тот гостя принял, книжечку взял, потом продолжил зачистку республики от лиц славянской национальности, а РНЕ только и осталось, что утереться.
Столь же отличился и совсем уже забытый лидер Русского Национально Собора, отставной генерал КГБ Александр Стерлигов, создавший с вице-президентом Ичкерии Зелимханом Яндарбиевым «Российско-чеченский координационный комитет». Никаких рычагов воздействия на Грозный этот комитет не имел, и толку жертвам дудаевского террора с него было, как с козла молока. Зато чеченцы без проблем сняли с проекта все, что только возможно. От восторженных речей Стерлигова, удивительно похожих на нынешние тирады Демушкина, до принятого в Грозном обращения «К народам Кавказа, русским и казакам, солдатам и офицерам русской армии!» Обращение начиналось со слов «Имперские круги России готовятся в очередной раз нанести удар по Кавказу...»
Отметились в налаживании дружеских контактов с дудаевской Ичкерией и казаки. В частности, Совет атаманов Донского войска 27 августа 1994 года заключил с Дудаевым вот такой договор. Предусматривающий, помимо прочего, «полное равноправие чеченского населения на территории Всевеликого Войска Донского и русского населения на территории Чеченской Республики-Ичкерия, а также других народов в соответствии с нормами международного права». Как раз в это время жители дудаевцы дочищали от русского населения город Серноводск и станицу Ассиновскую, но ни малейшего облегчения их жертвам писулька не принесла. Зато атаманы отрабатывали до конца, и после начала боевых действий в Чечне приняли трогательное обращение к армии «не вести войну с собственным народом».
Примеры можно приводить еще долго, но, думаю, и так понятно, что провалы националистов 90-х были обусловлены полнейшим отсутствием у них каких-либо средств воздействия на Дудаева. Ну, так у Белова с Дёмушкиным на Кадырова их больше, что ли? Да ни одного нет! Недаром, в отличие от Джохара Мусаевича, Рамзан Ахматович даже чисто формальной цидульки с ними не подписал, в том числе и насчет пресловутых компенсаций русским беженцам, которые вообще-то и так в некотором количестве выдаются за счет федерального бюджета.
Что изменилось сейчас? То, что теперь это будет выдаваться за результат визита? Не слишком ли дешевая плата за пиар-компанию со стороны людей, до сего момента считавшихся противниками паразитического режима Кадырова, и за очередную лужу, в которую сели лица, называющие себя русскими националистами?
Особенно смешно, что показания обоих визитеров решительно противоречат друг другу. Вот господин Демушкин в интервью, которое дал 2 июля информагентству «Чеченская республика сегодня» радостно сообщает, что «общаясь с русским населением здесь, я пытался найти что-то негативное. Спрашивал, может, вы боитесь и хотите уехать отсюда. Я понял, что эти люди отсюда уезжать не хотят и чувствуют себя здесь вполне нормально». А вот господин Белов, отвечая 3 июля на вопрос сайта ДПНИ «Удалось ли встретиться с русскими?» отвечает: «Нет, пока не удалось, если не считать одну русскую семью принявшую ислам. Сегодня только единицы русских вернулись в Чечню, боятся ехать».
Ну и решайте после этого, с кем и когда встречались дорогие гости Рамзана Ахмадовича, и какая от их поездки будет польза их подзащитным. Пока, мне почему-то кажется, что немногим большая, чем у Баркашова со Стерлиговым. Даже если нам в один прекрасный день нам и продемонстрируют по зомбоящику пару бабушек, которым за день до передачи вручили пачку мелких купюр, завернутых в специально напечатанную бумажку. На которой зубастый волк Ичкерии грызет корявую свастику Славянского Союза как вкусную косточку.
Разумеется, это не значит, что с чеченским руководством вообще нельзя договариваться. Анализируя итоги поездки Белова и Демушкина, член Политсовета Русского Общественного Движения Наталья Холмогорова, грамотно сформулировала условия таких переговоров. По ее словам, общение должно, во-первых, проходить на нейтральной территории, во-вторых, начинаться после того, как будет четко и официально определен статус русской стороны, в-третьих, результатом такого общения должны стать юридически корректные договоренности по конкретным вопросам. Очень здравая позиция, к которой можно добавить лишь рекомендацию воздержаться от хвалебных заявлений в адрес партнеров, до того, как они выполнят хоть часть взятых на себя обязательств. Потому что, частенько их не выполняют, и те кто рассказывал направо и налево, как велик Джохар Мусаевич и благороден Рамзан Ахмадович, выглядят очень глупо.
Общение лидеров националистов с чеченским руководством, после так называемого «раскадыривания» проходило именно по такой схеме, и завершилось именно конкретной договоренностью выполненной обеими сторонами. Русские националисты, прекратили сдирать таблички с домов, на столичной улице Ахмада Кадырова, а Рамзан Кадыров назвал одной из улиц Грозного именем погибших десантников 6-й роты Псковской воздушно-десантной дивизии. Впрочем, неизвестно, сохранилось ли это название сейчас...