Сагра и проблема азербайджанской диаспоры

«У следствия нет оснований говорить, что массовая драка в селе Сагра Свердловской области произошла на национальной почве». Так заявил сегодня официальный представитель Следственного Комитета Владимир Маркин. Напомним, что первого июля село Сагра подверглось вооруженному нападению со стороны кавказцев.

Местные жители сумели защитить свои дома. Теперь они возмущаются позицией властей. Как можно говорить, что вражеское вторжение не носило национального характера? Рассказывают, что все началось с того, как местные жители выдворили чужака, торговавшего наркотиками. Вполне вероятно, что тот обратился к своей кавказской «крыше» просто с целью защитить свой криминальный бизнес. Однако факт вторжения моноэтнической кавказской группы в русское село очень трудно называть преступлением, не имевшим никакой национальной почвы.

Любую стычку между представителями разных народов можно объяснить экономическими или криминальными мотивами. Однако сам факт вооруженного столкновения между русскими и азербайджанцами (как в нашем случае) носит национальный характер по определению. Даже если первоначальным мотивам не была террористическая или националистическая задумка, то сам факт побоища, когда одна нация идет на другую, не может не повлиять на межнациональные отношения в стране. В нашем же случае удары и выстрелы сопровождались выкриками ненависти чисто национального характера. Поэтому можно понять недовольство жителей села позицией Следственного Комитета.

Попытка списать все столкновения в России на криминал оказывается вопиюще нецелесообразной, исходя из задач самих усыпителей и успокоителей. Их стремление не способствовать еще большему накалу страстей на национальной почве приветственно. Однако опыт показывает, что при совершении преступления славянской группировкой против выходцев из Кавказа или Средней Азии власти склонны говорить о «преступлении на национальной почве». А вот если жертвой нападения становятся представители титульной нации, то это списывается на обычный криминал. Такой подход вызывает раздражение и приводит к выплескам недовольства, как беспорядки на Манеже. Поэтому лучше называть вещи своими именами и начать поиски решения проблем.

Побоище в Сагре должно заставить задуматься о том, что делать с межэтническими конфликтами в России. Ведь уровень накала страстей достиг тревожных отметок, за которыми пожар может распространиться по всей стране.

События в Сагре тревожны вдвойне, поскольку азербайджанская диаспора определенно не подвержена влиянию исламистской русофобии: азербайджанцы не были причастны ни к одному теракту, в отличие от некоторых других нацменьшинств. У азербайджанцев по сей день отсутствует идея вытеснения русского населения и превращения России в халифат. Этой диаспоре чужды призывы такого рода Гейдара Джемаля и других апологетов террора и исламизма. Тем не менее, во многих конфликтах замешаны также они, невзирая на отсутствие террористической исламистской базы.

Присутствие на территории России трех миллионов азербайджанцев представляет собой взрывоопасное явление в нынешних условиях. Этот трудолюбивый и гостеприимный народ не знал таких понятий, как криминал у себя на Родине. В своих селах азербайджанцы хранят традиции, умело обрабатывают землю. При распаде СССР беженцы – жертвы войны – хлынули в Россию. Там они оказались оторванными от всего, что было им дорого. Оторвавшись от земли, от традиции и культуры, они не нашли себя на новом месте. Конечно, есть исключения. Но в целом абсорбция азербайджанцев в России не удалась.

Власти в России обязаны серьезно заняться проблемами этой диаспоры и других некоренных жителей. Лучшим решением для всех будет постепенное возвращение азербайджанцев к себе на Родину. Такое предложение служит интересам обоих народов. Прецедентом может служить открытая деятельность израильских организаций в России, открыто ратующих за возвращение евреев на Святую Землю. Такой подход приемлем как для Израиля, так и для Кремля. Не менее 75 процентов евреев покинуло Россию за последние четверть века.

Репатриация азербайджанцев соответствует интересам Азербайджана и России. Более того, сам процесс репатриации способствует резкому снижению ненависти на национальной почве. Мы видели, как в начале перестройки на территории СССР велась беспрецедентная юдофобская пропаганда. Но все это были выстрелы холостыми патронами, поскольку массовый отъезд евреев опровергал самым решительным образом мифы юдофобов.

Властям России следует разработать план поощрения репатриации азербайджанцев вместе с правительством Азербайджана. Параллельно необходимо оказать помощь организациям азербайджанской диаспоры в привлечении молодежи к традиционным национальным и религиозным ценностям. В данном случае укрепление религиозной базы общины может принести только пользу, учитывая растущую угрозу люмпенизации и криминализации. В отличие от некоторых других этнических групп азербайджанцы не представляют никакой угрозы для России своей религиозной и этнической идеологией. Опасность - в отторжении корней и криминализации, как мы сказали.

Можно предположить, что кто-то ответит на последние более удачным и креативным планом на последние события. Пусть так, как в стародавней передаче «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас». Главное - не надеяться на чудо, сидя на месте. Главное – начать выстраивать реальную политику укрепления статуса титульной нации и решения межэтнических проблем. Разговоры о толерантности здесь не помогут, ибо проблемы реальные и жгучие. Мы указали на некоторые возможные аспекты их решения. Теперь стоит приступить к работе.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram