Выборы в Турции: исламизация как залог демократии

Выборы в Великое Национальное Собрание Турции, прошедшие 12 июня 2011 года, дают неожиданные результаты, хотя вопрос «кто победит на выборах» даже не стоял.

49.91% голосов избирателей у Партии Справедливости и Развития, премьера Реджепа Тайипа Эрдогана это победа, но не та на которую, возможно, рассчитывало нынешнее руководство страны.

Недобор до конституционного большинства в 2/3 из 550 мест, т.е. 367 мест, не позволит правящей партии принять изменения Конституции без референдума. Все это создает предпосылки для затяжной политической игры и повышении роли независимых кандидатов. Из «независимых» не менее 27 – члены курдской «Партии мира и демократии». Всего независимые кандидаты набрали 6,3% голосов, что приносит им 35 мандатов.

Таким образом, «независимые» становятся «золотой акцией» нового состава Великого национального собрания Турции. Их поддержка может обеспечить Эрдогану проведение необходимой конституционной реформы.

Но если «независимые» окажутся слишком независимыми и не согласятся с внесением изменений в конституцию? Необходимо будет провести референдум. Не смотря на то, что правительство Эрдогана пользуется поддержкой значительной части населения, проведение референдума может стать для ПСР значительной проблемой.

На нынешнюю политическую ситуацию в Турецкой Республике серьёзно влияют три момента: экономический рост, всё более независимая от Вашингтона внешняя политика и борьба с военными за ограничение их влияния.

Поддержка населением ПСР, объясняется, прежде всего, экономическими успехами политики Эрдогана. С точки зрения выхода из экономического кризиса, и усиления Турции, умеренная исламизация с опорой на собственные силы оказалась намного эффективней, чем военное управление страной под эгидой НАТО или следования принципам «Вашингтонского консенсуса» Международного валютного фонда. За девять лет исламизации, Турции годовой доход на душу населения повысился с $3 тыс. до $10 тыс. Рост ВВП Турции в первом квартале 2010 г. составил 11,7% (Китай - 11,9%), во втором –10,3%, а в целом за 2010 год —8,9%. Уровень безработицы снизился с 13 до 10,5%. Согласно прогнозам Всемирного банка, рост турецкой экономики в 2011 году составит 4,1%, а в 2012 – 4,3%. Для стран еврозоны данный отчет прогнозирует рост производства на 1,4% и 2% соответственно.

Разногласия с Вашингтоном, довольно успешные попытки вести самостоятельную игру в Средиземноморском регионе и обострение отношений с Израилем серьёзно укрепили и без того прочные позиции Эрдогана в борьбе за голоса турецких избирателей.

Исламизация Турции под лозунгами «политического ислама», сопровождается кампаниями по ограничению влияния военных. ПСР 8 лет своего нахождения у власти активно боролась с военными. Для организации наиболее ярких кампаний против военных использовались, например, «дело Бальоз» и «дело Эргенекон». Первое из них - план свержения правительства ПСР в 2003 году, обнаруженный в тайниках армейского штаба в Эскишехире. Стамбульский суд вынес решение об аресте 163 из 196 проходящих по «делу Бальоз» действующих и отставных военных, в том числе и одного генерала армии. Следующую серию арестов военных вызвала информация о существовании «Эргенекона», тайной организации, членами которой являются некоторые высокопоставленные руководители внутри вооружённых сил и органов безопасности Турции.

Ограничение власти военных дало неожиданный результат. Не светское государство под управлением военных, а именно исламизация Турции привела к демократизации законодательства, судебной системы, обеспечению прав национальных и религиозных меньшинств. Хотя этот процесс, сопровождающийся острой политической борьбой, нельзя назвать полностью законченным.

Учитывая вышесказанное можно сделать некоторые прогнозы относительно развития политической ситуации в Турции после выборов:

1. На малоазийском полуострове формируется геополитическая сила, демонстрирующая потенциал для собственной политической игры. В условиях радикализации исламского Востока в результате «магрибских революций» и упрочнения власти исламистских сил в Турции, идея «Мирового Халифата» может обрести очень сильного лидера.

2. Основной задачей, которую Эрдоган ставит перед собой, являются изменения в конституции страны, превращающие Турции в президентскую республику. Эрдоган вступает в третью, последнюю каденцию своего премьерства (четвертое запрещено Конституцией). Для сохранения своей реальной власти ему придется либо идти на нарушение Основного Закона, либо в регламентном порядке изменить этот закон. Эрдоган на выборах одержал убедительную победу, но возможен сценарий консолидации оппозиционных сил, который не позволит премьеру провести задуманную им конституционную реформу. В таких условиях новая власть будет вынуждена вернуться к традиционному методу решения проблем – репрессиям, особенно в отношении курдов. В таком случае следует ожидать ренессанса «горячей точки» южнее Армянского нагорья на юго-востоке Турции.

3. В условиях репрессий по делам «Бальоз» и «Эргенекон», успехи кемалистской Республиканской Народной Партии и почти 13% Партии национального действиясвидетельствует, что националистический потенциал Турции далеко не исчерпан. И если возникнет необходимость мобилизации общества, то принцип создания образа иноплеменного врага может представлять опасность для соседей Турецкой республики.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram