Ваххабизм в Татарстане: попытка взять реванш?

Прошедший 13 апреля 2011 года V Внеочередной съезд мусульман Татарстана, на котором подавляющим большинством голосов на альтернативной основе муфтием республики был выбран Ильдус Фаизов, стал переломным для новейшей истории мусульманской уммы Татарстана. Избрание человека с твердо антиваххабитскими убеждениями на пост главы мусульман региона внушало большую надежду, что отныне проникновению в Татарстан нетрадиционных для татарского народа течений зарубежного ислама фундаменталистского толка будет поставлен железный заслон, а всех их адептов будут отстранять от руководящих постов в системе районных мухтасибатов Духовного управления мусульман РТ. Провозглашаемый Ильдусом Фаизовым антиваххабитский курс его политики еще в период исполнения им обязанностей муфтия до избрания на этот пост уже тогда начал вызывать резкое неприятие у сторонников салафизма. Их буквально истеричное поведение в СМИ, особенно в Интернете, организация шумных уличных демонстраций (пикетов, митингов и др.) против якобы «преследований мусульман» свидетельствовало только о том, что будущий муфтий ведет работу на правильном пути по сохранению и развитию традиционного для татар ислама ханафитского мазхаба и искоренению ваххабизма в республике.

Не помогло его сторонникам и желание сорвать сами выборы муфтия путем выкриков из разных углов зала театра им. Г.Камала, в котором проходил V съезд мусульман Татарстана, которое логично завершилось полным фиаско. Муфтием Татарстана был избранный ненавистный для ваххабитов Ильдус Фаизов. Впрочем, и после съезда была совершена попытка со стороны противников нового муфтия переломить ситуацию в свою сторону: в Альметьевске, городе на юго-востоке Татарстане, районный мухтасиб Наиль Сахибзянов решает организовать «параллельный» муфтият, для чего проводит своеобразный «съезд» имамов района. К счастью, расколоть организационное единство мусульманской уммы Татарстана противникам Фаизова не удается: Наиль Сахибзянов уходит в отставку с поста альметьевского мухтасиба, а на его место приходит Рафик Минниахметов, преподаватель набережночелнинского медресе «Ак мечеть» - единственного пока что в Татарстане учебного заведения, занимающегося повышением квалификации и переаттестацией мусульманского духовенства (на очереди Российский исламский университет, где скоро начнет работу Центр переаттестации и повышения квалификации имамов).

Подавление безрезультатной попытки организационного раскола мусульманской уммы в Альметьевске заставило многих противников муфтия-антиваххабита избрать иные способы сохранения себя на своих постах. Одним из таких способов стало проведение самовольного переизбрания мухтасибов или имамов, являющихся приверженцами нетрадиционных для татарского народа форм зарубежного ислама радикального толка. Схема весьма проста: якобы приход мечети или целый мухтасибат проводит переизбрание своего имама или мухтасиба на этом посту. Все делается также якобы демократично: дескать, махалля (приход мечети) сама избирает себе своего религиозного руководителя. Соответственно, для переизбранного руководителя (будь он только лишь имамом мечети или мухтасибом целого района Татарстана) это дает в руки козырь, чтобы в дальнейшем смело утверждать: не меня назначили, а вот сам народ меня избрал. Не важно, что в качестве «народа-избирателя» выступают исключительно только сторонники данных имамов, почему-то, с чего-то, возомнивших, что та мечеть, в котором они работают в качестве духовного лица, является их личной вотчиной. Однако такая процедура позволяет демонстрировать свою легитимность нахождения на руководящем посту, опираясь на фиктивную демократичность процедуры избрания.

Поэтому в случае попытки осуществления со стороны муфтията ротации кадров в мухтасибатах, которое возможно по новому Уставу Духовного управления мусульман Татарстана, самопереизбранным имамам можно будет заявить о том, что новый муфтий гонит их с должности из-за того, что они «не угодны» Фаизову, хотя сам «народ» желает их видеть в качестве своего духовного руководителя прихода. Стоит отметить, что самопереизбранием на руководящую должность в мечетях Татарстана не занимается ни одно духовное лицо из числа сторонников традиционного для татар ислама ханафитского мазхаба. Оно и понятно: ведь им-то бояться лишиться должности при новом муфтии-ханафите не приходится. Уйти «по собственному желанию» могут как раз те, кто не является приверженцем ханафитского мазхаба, в соответствии с которым и осуществляет свою деятельность Духовное управление мусульман Татарстана согласно своему Уставу.

Известно, что самопереизбрание пока произошло в Набережных Челнах и Нижнекамске. В последнем случае весьма любопытно, что информационное агентство «Татар-информ», информируя об этом событии, в новостном сообщении от 19 мая 2011 года даже указало причины такого переизбрания: «В связи со сменой главного муфтия Татарстана», т.е. как бы давая понять, к чему это вдруг такая процедура состоялась в этом городе Закамья. Здесь стоит добавить, что на самом крупном публичном выступлении татарстанских фундаменталистов - митинге исламистов в международный день дураков (1 апреля 2011 года) – многие из плакатов с лозунгами, направленными на разжигание антифаизовской истерии в массах, изготавливались именно в Нижнекамске, откуда и прибыла часть религиозных радикалов на эту весьма показательную демонстрацию. Многие из них в возрасте до 35 лет, т.е. люди молодого возраста, что неудивительно и весьма симптоматично. 18 мая 2011 года информационное агентство «Интерфакс» опубликовало заявление Национального антитеррористического комитета России (НАК), что деятельность по вербовке молодых людей религиозные экстремисты ведут не только на Северном Кавказе, но и в других регионах России. «Идейная обработка молодежи ведется не только, как это иногда представляется, на территории республик Северного Кавказа. Эмиссары зарубежных террористических и религиозных экстремистских организаций стремятся активизировать свою деятельность и в Поволжье, и на Урале», - сказал первый заместитель председателя НАК Евгений Ильин.

Сегодня уже известно, что без согласия и даже без элементарного уведомления Духовного управления мусульман Татарстана в Саудовскую Аравию на учебу отправилось 10 человек из закамского региона республики, который, по мнению экспертов, за последние годы превратился в зону наибольшего влияния радикального исламизма, самым убедительным доказательством присутствием которого стали события в Нурлатском районе Татарстана 25 ноября 2010 года, в ходе которых была обнаружена и ликвидирована силами МВД и ОМОНа банда вооруженных боевиков-фундаменталистов.

Избрание муфтием Татарстана Ильдуса Фаизова привело к тому, что многие салафиты, осознав, что новый глава мусульман республики не намерен закрывать глаза на ваххабизацию региона, спешно пытаются изобразить из себя приверженцами традиционного для татар ислама ханафитского мазхаба. Причем, начинают они с сугубо внешних атрибутов. Так, к примеру, в одной из мечетей Казани, славившейся всегда присутствием среди прихожан значительного числа ваххабитов, носящих большие косматые бороды, произошли кардинальные изменения во внешнем облике: волосяной покров с лица сбрит, на смену бриджам или подогнутым штанам пришли длинные штаны, босиком они больше не молятся, сами себя они теперь публично называют приверженцами традиционного ислама.

Удивительная трансформация за последний месяц говорит только о том, что ваххабизм в Татарстане перешел в крипто-фазу. Именно об этом и говорил Валиулла Якупов, начальник отдела образования ДУМ РТ, в своем докладе «Салафитизация татар: вопросы сохранения языка религиозной проповеди, национальной культуры и этнической идентичности» на II международном симпозиуме «Исламоведческие исследования в современной России и СНГ: достижения, проблемы, перспективы» (15-16 марта 2011 года), проходившем в Казанском университете. «Ничего не стоит убрать бороду, изменить амплитуду движений рук на намазе, - рассуждает он. - Проблема в том, что, восприняв салафитскую акыду (вероубеждение), мусульманин воспринимает и их идею насильственных действий. По крайней мере, такой человек будет помогать джихадистам материально». К этому стоит добавить, что такыя – скрывание своих истинных религиозных убеждений при необходимости – важная составляющая идеологии ваххабизма.

Кадровая ротация в системе Духовного управления мусульман Татарстана начала давать свои положительные плоды. После ухода из казанской мечети «Эниляр» прежнего имама, Шавката Абубекерова, как заметили наблюдатели, ситуация изменилась в лучшую сторону: как отмечает Ислам-портал.ру, на намазы стали приходить и старики-бабаи – редкие для этой мечети посетители в прежние времена. В Буинском и Альметьевском районах Татарстана, после отставки Линура Сабирзянова и Наиля Сахибзянова соответственно, ситуация также начала меняться в лучшую сторону.

Однако не всё еще позволяет смотреть однозначно оптимистично. Мусульманскую умму Татарстана в последние недели потрясло известие об издании в Нижнекамске на русском языке книги «Комментарии к вероучению имама Ат-Тахави» Али бин Мухаммада бин Аби аль-Изза аль-Ханафи (кто переводил и кто редактировал это сочинение, в книге не указано, но положительный отзыв на нее дал имам казанской мечети «Кул Шариф» Рамиль Юнусов). Для неразбирающегося в тонкостях исламской теологии выход подобной 504-страничной книги может ничего и не говорить, тем более, что можно «купиться» на аннотацию к книге («Данная книга является упорядоченным изложением свода мусульманского вероучения, написанного известным правоведом ханафитского мазхаба, кадия Ибн Аби  аль-Изза аль-Ханафи») и на тахаллус (псевдоним) комментатора - аль-Ханафи. Председатель Совета улемов Духовного управления мусульман Татарстана Рустам Батров немедленно отреагировал в своем интернет-блоге на выход в открытую продажу данной книги: «Да, слова настоящего имама ат-Тахави (843-933) действительно представляют вероучение ханафитов, чего нельзя сказать о его толкователе Ибн Аби аль-Иззе, который в своем шархе (комментарии) перемешал ханафитские воззрения с таймитскими (от имени Таки ад-Дина ибн-Таймии (1263-1328) – основоположника салафизма. – прим. авт.)». Татарский теолог, детально разобрав изданное в Нижнекамске сочинение, резонно вопрошает: «С какой целью издали книгу? И зачем ее выдавать за ханафитскую?!»

«Ничего удивительного в том, что Рамиль Юнусов дал положительную рекомендацию изданию этой книги», - прокомментировал эту ситуацию председатель Совета улемов Российской ассоциации исламского согласия, директор Центра изучения Благородного Корана и Пречистой Сунны Фарид Салман. «Нынешний имам главной казанской мечети «Кул Шариф» в свое время учился в Саудовской Аравии (1992-1997), и, похоже, что, рекомендуя эту книгу к изданию, Рамиль Юнусов просто советует российским мусульман читать и постигать мусульманскую акыду (вероубеждение) по тем учебникам, по которым учатся в Саудовской Аравии», - высказал предположение татарский богослов. По мнению Фарида Салмана, «такую книгу необходимо немедленно изымать из продажи, поскольку «Комментарии» Ибн Аби  аль-Изза аль-Ханафи - это одно из базовых салафитских сочинений».

Почему данную книгу издают в Татарстане и при этом еще имам главной мечети его столицы дает на нее положительный отзыв, несмотря на решительный протест руководителей Совета улемов двух централизованных мусульманских организаций, наверное, стоит спросить у тех, кто отвечает за внутреннюю политику в республике. Как и вообще не ясно, что делают на руководящих постах в мечетях этого поволжского региона люди, которые даже на открытии этих самых мечетей читали намаз по салафитскому канону. И почему некоторые чиновники столь активно желают сохранить салафитов в структуре мусульманской уммы Татарстана и даже тех, кто уже покинул свои посты мухтасибов и имамов мечетей за свою приверженность нетрадиционным для татарского народа течениям зарубежного ислама радикального толка, пытаются вернуть обратно на работу на те же должности? Что это как не начало коллаборационизма отдельных госчиновников с ваххабизмом?

По мнению экспертов, нельзя исключать того, что некоторые бюрократы польстились на щедрые пожертвования саудовских шейхов, которые вдруг изъявили желание начать спонсировать ряд проектов в регионе, которые сегодня активно реализуются. Ведь если саудиты дают деньги, причем не малые, то деваххабизировать Татарстан вроде как быть неблагодарными по отношению к меценатам с Аравийского полуострова. Возможно, именно поэтому многих ваххабитов упорно и вот уже много лет держат на постах имамов мечетей, чтобы в случае приезда очередного арабского спонсора демонстрировать ему своего салафитского единомышленника: глядишь и благодетель из стран Персидского Залива проявит излишнюю щедрость и выпишет чек на солидную сумму.

Если это действительно так на самом деле, то на лицо сговор между некоторыми чиновниками и ваххабитами, о котором открыто предупреждал татарский теолог Валиулла Якупов на научной конференции «Ислам в Татарстане: два десятилетия ревайвализации» (29 ноября 2010 года): «В результате многолетнего присутствия ваххабитских имамов в ключевых мечетях республики им удалось привлечь к деятельности ваххабитского холдинга многих представителей элиты Татарстана. К сегодняшнему дню ряд чиновников высокого ранга, представители банковского и бизнес-сообщества сознательно осуществляют финансирование ваххабитской проповеднической машины, выступая фактическими соучастниками терроризма. В этой связи для достижения мира в республике необходим учет наличия сложившейся лоббистской, финансовой и административной группировки, инкорпорированной в состав ваххабитского холдинга».

Хочется искренне надеяться, что реваххабизации Татарстана (т.е. восстановления прежнего влияния салафитов на мусульманскую умму республики), которую пытаются осуществить ваххабиты через ряд представителей государственной власти, лоббирующих их интересы, не произойдет, а, значит, твердый курс Ильдуса Фаизова на сохранение и развитие традиционного для татар ислама ханафитского мазхаба будет и дальше реализоваться, ведь если этому начать пытаться мешать, препятствовать, саботировать, то это, значит, целенаправленно создавать угрозу национальной безопасности страны.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram