Регионалы, после местных выборов осени 2010года, распростерли крыла своей власти практически над всеми районами Украины. И начались «времена перемен». Те самые времена, в которые желают жить своим недругам китайцы.
Региональная власть начала реформы – налоговую, жилищную, пенсионную, земельную, конституционную... Население Украины обалдело от этих реформ. Именно так, «население», поскольку свой статус «народа» как верховного суверена страны оно потеряло.
Вполне естественно, что рейтинг популярности регионалов покатился вниз и уже к весне текущего года на Украине сложилась абсолютно новая реальность.
Грянуло 9 мая и эта новая реальность просто плюнула нам в глаза. Сразу оговоримся: мы не собираемся описывать «львовские события». Хотя нам, побывавшим не в одной горячей точке и видевшим реальное лицо войны , очень не понравилось соотношение сил на Холме Славы. 80 ветеранов и 40 человек молодняка с «георгиевскими ленточками» против 5 000 хлопцев (данные МВД) в масках и под националистическими лозунгами – это правильно с точки зрения военной тактики: обеспечить подавляющий перевес сил на направлении главного удара. Но подловато с точки зрения моральной чистоплотности.
Да и глупо с точки зрения историка. Украина должна гордиться георгиевской ленточкой. Потому что за историю его существования только четыре человека были награждены всеми четырьмя степенями ордена Святого Георгия: силезец Иван Иванович Дибич, русский Михаил Илларионович Кутузов, шотландец Михаил Богданович Барклайц-де-Толли. И «украинец», уроженец Полтавы, Иван Федорович Паскевич. Рвать с груди ветеранов и топтать георгиевские ленточки – это означает отказываться от героического наследия и украинских предков. Потому что «Георгия» давали не за шарканье по дворцовому паркету, а за реальные заслуги на поле боя.
Но сейчас – не о том, какое право имели ветераны ходить в георгиевских ленточках и под красным знаменем. Они имели безусловное право, поскольку пронесли это знамя от Волги до Эльбы и были награждены медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», которые носились на колодке, украшенной Георгиевской лентой. И не национально возбужденному молодняку указывать боевым старикам.
Дело в другом. Уже сейчас в медиасети слово «Львов» употребляется в одном ряду с «Сараево» и «Гляйвиц» - названиями тех городов, с инцидентов в которых начались Первая и Вторая мировые войны. Это, конечно, преувеличение, но сигнал отчетливый и тревожный. Мировая война, конечно, не начнется, но вот для внутригражданского конфликта – повод «в самый раз».
Потому что в таком конфликте заинтересованы практически все политические силы современной Украины. В первую очередь сами националисты из основной политической силы праворадикального направления – из Всеукраинского объединения «Свобода», руководимого Олегом Тягнибоком.
2009-2010 годы были «праздником души» свободовцев. На внеочередных выборах в Тернопольскую областную раду они набрали 34,69% голосов и взяли под контроль область. На последних выборах президента сам Тягнибок набрал 1,43%, или 352 282 голоса. Это почти в два раза больше, чем количество голосов за «Свободу» на внеочередных парламентских выборах 2007 года (тогда их было 0,76% или 178 660). На местных выборах зимой 2010 года «Свобода» провела 41 своего депутата во Львовскую облраду и образовала там самую большую фракцию (35,3%). В Ивано-Франковской областной Раде тягнибоковцев тоже больше всего – 15,8%.
В общем, Тягнибок очень быстро подмял под себя то, что в истории украинского суверенитета получило название «Галицкой ассамблеи». Так называется попытка создания регионального координационного совета Львовского, Тернопольского и Ивано-Франковского облсоветов, предпринятая в 1991 году. Именно тогда были заложены основы «галичанства» в общественно-политической жизни Украины, характеризующиеся воинствующим национализмом, русофобией и отказом от сопряженной русско-украинской истории (и имперской, и советской). Так уж исторически сложилось, что подобные настроения получили наибольшее распространение именно на территории «галицкой ассамблеи». Агрессивная терминология Тягнибока и «птенцов его гнезда», радикально-экстремистский характер его программ и неплохое финансирование позволили маргинальному политическому движению превратиться в то, что можно назвать «феноменом Тягнибока» в современной украинской истории.
Однако местные выборы имели для «Свободы» огромную ложку дегтя в бочке меда. Под ее флагами в местные советы всех уровней прошло только 2280 депутатов, или 1.01%. По сравнению президентскими выборами начала года – это провал.
С другой стороны, радикальные настроения, охватывающие население Украины в результате непопулярных реформ регионалов, создают более чем благоприятную электоральную среду для Тягнибока. И его расчеты на успех своего политического дела имеют под собой твердые основания.
Чем более, что впереди, ярким пятном в темном коридоре, светят парламентские выборы 2012 года. Любые выборы – это всегда «революция в миниатюре». Поэтому Тягнибок не может не пользоваться тактикой революционной борьбы, предложенным еще В.И.Лениным – достигать ежедневных и ежечасных, пусть и мелких, но побед. В наших условиях, пока, слово победы можно заменить на слово «акции». Те, которые не позволяют электорату позабыть о политической силе и которые гораздо менее трудоемки и затратны, чем, например, вывоз мусора в «свободовском» Тернополе этой зимой.
Так что возможность посрывать георгиевские ленточки с лацканов ветеранов, да под телекамерами, да с широкой прессой – это просто подарок к праздничному дню для «Свободы».
Во «львовском инциденте» отчетливо просматривается заинтересованность и двух других парламентских политических сил – коммунистов и Блока Литвина.
Коммунисты внесли в Раду законопроект об использовании красного флага во время празднования 9 мая. Того, который и привел к конфликту во Львове. Их можно понять: как бы они не критиковали «на камеру» действия новой власти, они являются верными парламентскими союзниками Януковича. И такую резонансную инициативу и следовало проводить именно от них, миноритарной парламентской фракции. Которая, в силу своей малочисленности, не несет особой ответственности за свои идеи: всегда есть «отмазка»: «Мы только предложили, приняло большинство». И которые, будем честными, имеет право на такую инициативу. Все-таки, Победа является самым ярким эпизодом их 73-летнего управления страной. И которые имели право это сделать: коммунизм (в отличие от национал-социализма) не осужден никаким правовым решением, а отбирать Победу у стареньких ветеранов – подло. Особенно если эти старенькие ветераны являются основным электоральным полем коммунистов.
Литвин же, с какой-то удивительной быстротой, провел это решение через Раду. И его тоже можно понять: шансы его Блока на прохождение в следующий состав Рады минимальны. А прощаться с депутатским креслом не хочется. А за такую услугу, как срочное принятие закона, можно попросить и плату. Место в региональном списке, например. Или помощь при подсчете голосов, гарантирующую прохождение парламентского барьера.
Но и первый, и второй случай – это примеры служения властной вертикали. Но надо отдавать себе отчет, что строить властную вертикаль на постимперском пространстве, в многонациональной стране, невозможно без использования националистических лозунгов. Даже если и не хочется их использовать, они вырвутся сами. Как в России: от Кондопоги до Манежной площади. Поэтому добившийся власти популист (а все нынешние лидеры таковыми и являются) неизбежно и осознанно будет использовать националистические силы. Отсюда вопрос: Является ли Янукович украинским националистом?
Да, безусловно. Об этом свидетельствует развитие политической ситуации на Украине. В канун местных выборов 2010 все украинские сетевые ресурсы были забиты информацией о том, что Партия Регионов является одним из основных финансистов Всеукраинского Объединения «Свобода», как самой мощной радикально-националистической политсилы Украины. Тягнибок и свободовцы вяло опровергали эту информацию, используя ее в качестве дополнительного пиара.
Но ведь, теоретически, по другому и быть не могло. Янукович не мог не использовать основной принцип внешней политики, пришедший еще от Римской империи: «когда сражаются противники – помогай слабому». Естественно: сильный после победы только усилится, а слабый – изнеможет и станет естественной жертвой доброхота. Поэтому регионалы просто обязаны были содействовать, особенно на Западной Украине, именно «Свободе». Ведь тягнибоковцы очень эффективно топтались на электоральном поле «Блока Юлии Тимошенко», основного противника Януковича и его партии.
Кроме того, тандем регионалов и свободовцев изначально имел логическую перспективу, которая отчетливо нарисовалась именно 9 Мая.
Янукович прекрасно понимает, что на будущих выборах лозунги типа «уже завтра будет лучше» не пройдут. Ведь премьер Азаров может сколько угодно вычислять (на базе 296 товарных позиций) минимизирующийся уровень инфляции и роста цен. Но ведь «пересичного» (простого) украинца, по жизни, не интересует стоимость иголок или, даже, телевизоров. Уровень роста цен он определяет для себя на основании очень ограниченного количества позиций: продукты питания, лекарства, коммунальные тарифы, газ, бензин.
А те же коммунальные тарифы в этом году вырастут на 62% - это по данным проекта Меморандума об экономической и финансовой политике, согласованного украинской стороной и миссией МВФ по результатам ее работы в Киеве с 1 по 14 февраля 2011 года.
Что же касается бензина, то только за три месяца этого года средняя цена 92-го бензина увеличилась на 21,6%, от 7,77 до 9,45 гривен за литр. В апреле она перепрыгнула психологическую планку в 10 гривен. Водители кто в ярости, кто в отчаянии: но все клянут власть.
Можно себе только представить ощущения людей, когда с экрана телевизора им заявляют (кто бы то ни было: хоть премьер Азаров, хоть вице-премьер Тигипко, хоть Госкомстат), что годовая инфляция в стране составит от 8,9% до 10,5-11,5%!
В общем, в таких условиях рассчитывать на голоса проживающих, питающихся, лечащихся и ездящих людей нечего. Если не предпринять срочных мер. И такой мерой может быть создание себе удобного противника на будущих парламентских и президентских выборах. Которым можно напугать обывателя, но который является не более, чем «мальчиком для битья»: радикальным, но СЛАБЫМ.
Ничего нового! В свое время в 1996 году Борис Ельцин выиграл президентские выборы под лозунгом «либо МЫ, либо коммунисты». Очевидно, Янукович рассчитывает, что и в 2012 и в 2015 годах он сможет выдвинуть лозунг: «либо Я, либо радикальные националисты». Для Центральной и Юго-Восточной Украины ответ должен быть в пользу «Я». Особенно если учесть, с каким удовольствием «звериный оскал национализма» тиражируется в «балаган-шоу» украинских телеканалов.
Тем более, что сам-то Янукович к конфликту, вроде бы и не причастен: не его партия выдвинула законопроект о красных флагах, да и сам закон он не подписал.
Янукович - не первый лидер, который уверен, что он в состоянии справиться с националистическим джином, им же самим выпущенным из бутылки. Видимо Янукович в канун выборов планирует раздавить Тягнибока и его «Свободу» под предлогом борьбы с экстремальным террористическим национализмом. Однако всегда надо помнить, что главный герой из сказки Шахерезады об Аладдине – не Аладдин, а джин. И весь и исторический и современный опыт доказывает, что побороть национализм «малой кровью» или грозным Президентским Рыком невозможно.