О кадрах для высоких технологий и инноваций

В последние годы прослеживается тенденция наращивания экономического потенциала высокоразвитых стран за счет научно-технических и технологических инноваций, причем в этом активную роль играет государство. Современные высокотехнологичные программы демонстрируют увеличение наукоемкости современных изделий. Их разработка и производство требуют национальной инновационной экономики, роста расходов на НИОКР и соответствующих кадров. Система НИОКР в развитых странах стала значительной и динамичной частью экономической деятельности. Так, в американской компании Lockheed Martin из 125 тыс. сотрудников более 70 тыс. ученых и инженеров, в том числе 20 тыс. специалистов по электронным системам и программному обеспечению. Обнаружив пробелы в подготовке системных инженеров, в США решили увеличить сроки обучения магистров инженерных наук до восьми лет.

Промышленное развитие нашей страны тоже вступило в новую, инновационную, фазу. Развитие инновационной экономики страны, национальной технологической базы и наукоемких производств требует решения проблемы кадрового обеспечения, которое зависит от системы подготовки кадров – от рабочих до руководителей промышленных холдингов и научно-исследовательских центров. Сегодня стратегии развития высокотехнологичных отраслей являются приоритетами промышленной политики. В связи с этим государство должно определить долгосрочные перспективы подготовки руководителей, научных кадров, специалистов и рабочих кадров для этих отраслей. Модернизация промышленности и развитие наукоемких технологий двойного применения вызывают не только значительные изменения в структуре занятости. Они требуют иного понимания проблем подготовки конкурентоспособных специалистов для высокотехнологичных предприятий, обладающих необходимым производственным и личностным потенциалом, современными знаниями и навыками. Поэтому нашей стране необходима национальная стратегия подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей, включающая переподготовку кадров для модернизации предприятий, подготовку научно-педагогических кадров мирового класса, и подготовку конкурентоспособных рабочих кадров, специалистов и научных работников для модернизированных организаций.

Эти задачи должны выполняться силами высшей школы, учреждений дополнительного профессионального образования, научных организаций РАН и отраслевой науки, а также промышленных структур. Решать их надо одновременно с увязкой индикаторов и регуляторов в системе планирования, в соответствии с которыми должны выделяться целевые бюджетные средства. Наивно полагать, что рынок труда самостоятельно отрегулирует кадровые проблемы высокотехнологичных отраслей. Однако и система профессионального образования пока не смогла решить проблему дефицита квалифицированных специалистов, рабочих и научных кадров. О необходимости решения наболевшей проблемы подготовки рабочих и инженерных кадров недавно говорил Президент России.

Корпоративно-образовательная и межвузовская интеграция ресурсов

По мнению работников ряда ведущих машиностроительных предприятий многие выпускники инженерных вузов недостаточно подготовлены к работе на высокотехнологичных предприятиях, в частности, плохо владеют современными методами проектирования, не чувствуют полезность той или иной информации, необходимой для развития производства. Их переход на инженерные и управленческие должности возможен только после адаптации к производству. Для этого большая часть молодых специалистов с высшим образованием, не имеющих практического опыта, должна сначала потрудиться на рабочих должностях. На инженерно-технические должности сразу могут претендовать не более половины вчерашних студентов, зарекомендовавших себя во время учебы и производственных практик, а на управленческие должности - не более 5%.

Сложность «вхождения» выпускников вузов на предприятия во многом обусловлена и тем, что их представления о перспективах трудоустройства и будущей трудовой деятельности не совпадают с реальной обстановкой и соотношением спроса и предложения на них. Недостаточная социальная адаптация молодых специалистов, их психологическая неподготовленность к работе на предприятии нередко приводят к негативному восприятию выпускников вузов работодателями. Понимание этой ситуации привело к реформированию российской высшей школы путем создания федеральных и исследовательских университетов, инновационных компаний при вузах и научных организациях.

Но вместе с тем улучшение подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей неразрывно связано с повышением эффективности их использования. Иначе хорошо подготовленные молодые люди найдут способы избежать соприкосновения с отсталой технико-технологической производственной базой и косным менеджментом некомпетентных, но зато «своих» управляющих. То же самое случится и с повышением квалификации профессорско-преподавательских и научных кадров, заинтересованных во взаимодействии с передовыми предприятиями.

К сожалению, многие ФГУП’ы и ОАО не смогли перестроиться в соответствии достижениями научно-технического прогресса и рыночными условиями, что привело некоторые из них к тяжелым последствиям, включая деградацию кадрового состава. Оснащение предприятий импортируемым современным технологическим оборудованием за средства госбюджета не ведет к бурному росту эффективности производства, в том числе из-за бездарного руководства. Проблема это не техническая и даже не экономическая, а политическая.

В первую очередь необходимо прекратить бесперспективное вливание огромных ресурсов во все ОАО и ФГУП’ы, сосредоточив усилия на селективной поддержке лишь тех предприятий, которые доказали свою живучесть в жестком соревновании с мировыми лидерами. Для них надо обеспечить опережающую подготовку и закрепление конкурентоспособных кадров. Без взаимодействия с промышленным сообществом вуз не в состоянии адекватно оценить и спрогнозировать изменения конъюнктуры рынков труда.

Поэтому ведущие технические университеты в последние годы разработали программы партнерства с предприятиями, ориентированные на совместную подготовку специалистов, проведение исследований и разработок. Создаются корпоративные образовательно-производственные структуры, позволяющие погружать студентов в профессиональную среду будущей производственной деятельности на ранних стадиях обучения, тем самым усиливая ориентированную на практику подготовку.

Функционирование на рынке порождает не только конкуренцию, но и партнерские отношения, обмен информацией между вузами методической и научно-технической информацией. Опыт взаимодействия вузов и предприятий показывает, что даже крупный ведущий вуз, как правило, не может обеспечить формирование у студентов всего комплекса необходимых профессиональных знаний и навыков. Поэтому одновременно с корпоративным взаимодействием с предприятиями-партнерами нужна межвузовская интеграция. Ее главная цель - координация усилий образовательных учреждений в сфере подготовки конкурентоспособных специалистов путем внедрения инновационных образовательных технологий. Некоторые вузы, обеспечивая усиление конкурентных позиций, пошли по пути объединения своих материально-технических, информационных и кадровых ресурсов. Организационно межвузовские объединения сейчас реализуются в формах ассоциаций, ресурсных центров коллективного пользования, корпоративных университетов и т.д. Совместная разработка, апробация и внедрение в учебный процесс информационно-коммуникационных и педагогических технологий снизит финансовую нагрузку на каждый вуз, приведет к формированию унифицированной корпоративной информационно-образовательной среды, повысит качество и доступность образования.

Общегосударственная система подготовки кадров

Для активизации подготовки конкурентоспособных кадров, научно-технических разработок, создания инновационных структур предлагается интенсифицировать развитие межвузовских связей и интеграционных процессов между техническими университетами и предприятиями путем создания горизонтально-сетевых структур их организации. Для этого необходимо сформировать общегосударственную систему подготовки кадров для высокотехнологичных предприятий и объединений. Ее можно организовать в составе следующих подсистем:

1) подсистема отраслевых корпоративных вузов, создаваемая путем интеграции национальных исследовательских университетов и других ведущих инженерных вузов с профильными промышленными предприятиями, например, по схеме консорциума. Цель - подготовка проектировщиков, разработчиков сложных систем, специалистов по их стоимостному анализу, руководителей высокотехнологичных предприятий и научных кадров, проведения научных исследований и инновационной деятельности с использованием промышленной, научной и методической базы организаций. Срок обучения специалистов и магистров в таких вузах не менее 6-7 лет, соотношение преподаватель студент 1:4, объем выполняемых научных и инновационных работ не менее объема финансирования образовательной деятельности. Число вузов, входящих в подсистему – не более 50. Подсистему уже можно организовать на основе национальных исследовательских университетов и части ведущих вузов, участвующих в выполнении Государственного плана подготовки кадров для оборонных предприятий. Они станут основными «узлами» сетевой структуры, распределив между собой обязанности и ответственность за положение дел в отраслях и регионах.

2) подсистема внутрифирменных вузов, создаваемая путем передачи технических вузов в состав крупных промышленных объединений. Цель - организация практико-ориентированной подготовки рабочих и инженерных кадров с включенными в нее программами начального и среднего профессионального образования и проведение оптимизации содержания, структуры и технологии подготовки рабочих кадров, мастеров и технологов цехового и заводского уровней, в том числе, используя опыт советской схемы «завод-втуз». Число передаваемых технических вузов по нашим оценкам может составить до 30-40, если сформировать внутрифирменные вузы в крупных промышленных концернах и холдингах. Подготовка по программам начального и среднего профессионального образования возможна либо путем включения в структуру вузов образовательных центров предприятий и учреждений начального и среднего профессионального образования, либо организацией такой подготовки в самом вузе.

3) подсистема региональных научно-образовательных промышленных кластеров, ядро которых составляют технические вузы, объединенные с профильными учреждениями начального и среднего профессионального образования. Интеграция профильных ПТУ и техникумов с вузом поднимет их престижность. Такие вузы взаимодействуют по схеме консорциума с промышленными предприятиями в регионах и центрами дополнительного профессионального образования, оперативно реагируя не только на потребности рынка труда, но быстро обеспечивая кадровые потребности при создании перспективных разработок и тиражировании новых изделий.

4) подсистема в виде федеральных научно-образовательных центров высоких технологий, создаваемых на базе ведущих институтов РАН и государственных научных центров с главной целью подготовки научных кадров: магистров, кандидатов и докторов наук, проведения научных исследований и инновационной деятельности. Такие центры вместе с высокотехнологичными предприятиями могут организовать межотраслевые консорциумы. Это активизирует работу конструкторско-технологических и научных организаций РАН, государственных научных центров.

Для прогнозирования, планирования и мониторинга, координации регионального, отраслевого и межотраслевого сотрудничества в системе должно быть создано кадровое агентство. Оно обеспечит и изменение отношений в системе подготовки кадров между государством, вузами, предприятиями и студентами, проходящими подготовку за счет бюджетных средств. Каждая из сторон должна выполнять свои обязательства в полном объеме, невыполнение должно предусматривать возмещение ущерба. Это изменит психологический настрой студента, его понимание своей востребованности, перспектив роста, ответственности и т.д.

Ведущие технические вузы и региональные власти уже осознали необходимость практико-ориентированной подготовки специалистов. Например, национальный исследовательский университет МАИ при поддержке департамента промышленности Москвы организовал в вузе программы обучения своих студентов рабочим профессиям, которые пользуются большим спросом. Такое взаимодействие усиливает участие, роль и ответственность региональных властей за кадровое обеспечение специалистами предприятий, работающих в регионе.

Остановимся подробнее на организации обучения во внутрифирменных вузах высокотехнологичных предприятий. Нужно разработать систему «составных» государственных образовательных стандартов, в которой стандарт начального профессионального образования станет обязательной частью стандарта среднего профессионального образования, а тот, в свою очередь, станет частью стандарта высшего профессионально образования. Такие технические вузы смогут принимать на обучение практически всех желающих, сдавших ЕГЭ. Студент обучается по следующему алгоритму: после окончания первого курса он получает документ о рабочей профессии и проводится отбор на следующий образовательный уровень. После окончания второго (третьего) курса ему выдается диплом техника и проводится отбор на право получения инженерного образования. Те, кто не прошли отбор на очередной уровень, будут работать на предприятии в должностях, соответствующих освоенной профессиональной образовательной программе. Они могут реализовать право на продолжение обучения по очной (после двух лет работы), очно-заочной или заочной форме обучения. Полный срок получения высшего профессионального образования по такой схеме 4,5 – 5 лет.

В таком варианте внутрифирменные вузы обеспечат для профильных предприятий, концернов и холдингов практико-ориентированными кадрами всех уровней квалификации, а обеспечивая дополнительное профессиональное образование, реализуют право каждого на «непрерывное образование через всю жизнь». Высокотехнологичные предприятия решат полностью и в долговременном плане кадровую проблему, по сути, восстановив механизм распределения выпускников на работу внутри холдинга или концерна.

Каждая подсистема формирует координационный Совет, единая система создает федеральный координационный Совет и кадровое агентство. В системе происходит взаимодействие всех уровней профессионального образования, в ней становится главным не наличие традиционных ресурсов, но возможность открытого и эффективного доступа (к идеям, информации, знаниям, программам, методикам и технологиям обучения), ориентированного на увеличение своих нематериальных активов, повышение качества образования и конкурентоспособности. Сетевое взаимодействие и открытые инновации приведут к мультипликативному эффекту, увеличат возможности комбинирования кадровыми и инновационными ресурсами, усилят эффект интеграции, сформируют новое качественное состояние как самой системы, так и ее элементов.

В горизонтально-сетевой схеме организации системы будут переплетаться интересы предприятий, вузов и учреждений ДПО, их групп, стимулы и ограничения, жесткая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы. Задачи развития инновационного потенциала, обновления технического образования будут решаться совместно, т.к. при сетевом взаимодействии достижение единых представлений о проблемах не является определяющим. Участники сети за счет перетоков информации, знаний, опыта получат возможность подтягиваться к более эффективным из них и друг к другу, переформатироваться и интегрироваться с более эффективными субъектами, в том числе, в результате вхождения в их состав. Сетевое взаимодействие с предприятиями и научными учреждениями превратит высшую школу и ДПО в субъекты реального сектора экономики, партнеров высокотехнологичных предприятий. Единая система сможет осуществлять поддержку развития отраслей и предприятий.

Федеральные университеты в округах и национальные исследовательские университеты, вместе с федеральными научно-образовательными центрами высоких технологий, учреждениями ДПО и кадровым агентством, возьмут на себя основную часть функций органов межрегиональной и межотраслевой координации. Должно быть предусмотрено участие вузов системы в формировании и выполнении федеральных целевых и научно-технических программ и НИОКР в размере не менее 5% от общего объема их финансирования. Это позволит создать организационно-технологические основы для роста инноваций и аутсорсинга. Результативность системы можно будет оценить показателями:

уровень обеспеченности предприятий и конкурентоспособность работающих кадров всех уровней квалификации;

объем НИОКР, количество инновационных компаний и объем наукоемкой продукции для предприятий-партнеров;

финансово-экономические показатели предприятий-партнеров и вузов.

Многое зависит от того, как будет развиваться единая система, насколько обоснованной будет выбранная стратегия ее развития, как будут формироваться культура взаимодействия и традиции. Если она перестанет отвечать выбранным целям, то она перестроится, если окажется неспособной выполнять свои задачи, то перестанет существовать. Главное условие – нацеленность на перспективу, а не устранение текущих проблем и несоответствий.

Эффективное управление системой потребует совершенствования организационно-правовых форм и механизмов государственной поддержки подготовки кадров.

Требуют отдельного рассмотрения правовые, финансовые и экономические вопросы создания и развития внутрифирменных вузов. Предлагаемый вариант передачи профильных технических вузов в состав ведущих промышленных объединений может сопровождаться соответствующим увеличением в них доли государственной собственности, равной стоимости имущественного и нематериальных активов вуза либо оформлением режима доверительного управления. Вопросы формирования имущественного комплекса и финансирования входящих в состав объединений внутрифирменных вузов должны определяться в рамках разработки соответствующих системных проектов.

Увеличению ресурсного обеспечения и привлекательности таких вузов будет способствовать принятие нормативных правовых актов в сфере налогообложения и ценообразования, например, о включении затрат организаций на обучение в структуру цены изделий, производимых в рамках государственного оборонного заказа и поставляемых на экспорт, а также увеличения доли таких затрат, учитываемых в целях налогообложения; об установлении льготного налогообложения имущественного комплекса организаций в части дорогостоящего производственно-технологического оборудования, используемого в образовательном процессе.

Дополнительный доход вуз может получить в качестве дивидендов от переданной в траст государственной доли собственности. Таким образом, внутрифирменный вуз и предприятия будут экономически заинтересованы в подготовке конкурентоспособных специалистов и проведении активной инновационной и научной работы. Вуз фактически станет активным субъектом рыночных отношений, равноправным партнером предприятий.

Многоконтурная горизонтально-сетевая схема организации образовательной, научно-технической и инновационной деятельности системы дополнит традиционные вертикально-иерархические схемы российских предприятий.

Во-первых, она предоставит возможность распространения открытых инноваций в специфических для многих высокотехнологичных предприятий условиях ограниченного информационного обмена.

Во-вторых, развитие горизонтально–сетевой структуры приведет к ускорению образовательных, научно-технических и производственных инноваций, генерации мультипликативных эффектов.

В-третьих, эффекты сетевой кооперации за счет комбинирования разнородных ресурсов, совместной работы над проблемами, создания «двойных» технологий и их реализации в других областях, получения новых инновационных результатов будут важным стимулом для предприятий.

Целесообразно провести функционально-целевые изменения в структуре государственного управления, в частности:

реорганизовать Министерство образования и науки, создав при Правительстве России Федеральное агентство высоких технологий и инноваций, сочетающее в себе функции отечественного миноборонпрома и американской «DARPA», с широкими полномочиями для организации разработки и реализации инноваций, серийного производства в высокотехнологичных отраслях экономики с целью ликвидации отставания от ведущих экономик мира;

передать в управление создаваемому федеральному агентству технические национальные исследовательские университеты и вузы, осуществляющие подготовку кадров для оборонной промышленности;

передать в управление государственные пакеты акций высокотехнологичных предприятий из Федерального агентства по управлению государственным имуществом;

передать ряд профильных технических вузов в структуры высокотехнологичных предприятий и объединений для организации внутрифирменных вузов.

Это поможет модернизации и повышению конкурентоспособности предприятий,восстановит тесное их взаимодействие с вузами.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram