Очередная акция протеста против ограничения льготного проезда в общественном транспорте для пенсионеров состоялась в Новосибирске 1 апреля. Несмотря на то, что накануне «Единая Россия» и губернатор приняли решение о расширении льгот, число протестующих не уменьшилось. В этот раз их колонна прошла от здания правительства Новосибирской области до приемной Путина на улице Ленина.
Людей к зданию правительства пришло больше, чем в предыдущие разы. Хотя уже стаяли сугробы, пенсионеры не помещались на площадке перед крыльцом и отчасти выходили на проезжую часть. В этот раз милиция не стала выставлять ограждение вдоль дороги.
Настроение у пенсионеров было боевое. Чувствовалось, что они уже вошли во вкус мероприятий, которые проходят каждые две недели.
Как всегда, поражало обилие политических направлений, решивших то ли поддержать пенсионеров, то ли просто влиться в массовый протест хоть кого против хоть чего. Красные стяги разных направлений и российские имперские флаги - рядом с флагами АКМ и анархистов. Из партийных знамен были представлены «Патриоты России», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия», «Яблоко».
Впрочем, если власть демонстрирует одновременно приверженность к Солженицыну и к сталинскому гимну, а красные звёзды на башнях Кремля соседствуют с триколором, то чего требовать от оппозиции?
Пенсионеры же и вовсе были рады всем, кроме «Единой России», как выяснилось позже.
В этот раз на мероприятии присутствовала звукоусиливающая аппаратура. На небольшой тележке стоял большой динамик советского еще производства, к которому какой-то умелец приделал аккумулятор, микрофон и преобразователь тока. Сзади была табличка: «Выпуск 1988, 12, цена 550 рублей». Спустя 23 года после своего выпуска динамик вышел на улицу послужить людям. Чем-то он очень соответствовал собравшимся вокруг него.
Подошли ведущие митинга - Алексей Денисюк и Игорь Лобарев. Потом появились представители мэрии и милиции. «Мэрия предлагала вам другие, альтернативные места проведения митинга и шествия, в соответствие с законодательством», - сказали они организаторам.
«Ну всё, - думаю, - сейчас будут „винтить"». И пенсионеры, стоявшие позади представителей власти, как и я, почувствовали что-то неладное и начали роптать, а наиболее активные - подступать к людям из мэрии. Вид у них был явно недобрый. Но никто, к счастью, никого «винтить» не собирался: «Ведите митинг здесь, но мы считаем его несанкционированным».
Митинг начался. Игорь Лобарев задавался вопросом, почему губернатор не искореняет коррупцию в транспортной сфере, а экономит на пенсионерах. Алексей Денисюк сказал, что «Единая Россия» была вынуждена пойти на уступки. Евгений Логинов, который уже представлял не какую-то партию, а собственную организацию «Русский прорыв», был в ударе и обращался к милиционерам. По поводу принятых «ЕР» мер по расширению льгот толпе предложили проскандировать «Первое апреля - власти не верим!»
Вблизи от эпицентра митинга создавалось полное ощущение, что протестом охвачена вся площадь, весь город, а то и страна. Пенсионеры кричали в сторону здания правительства «Долой!» и «Позор!», когда из его дверей вышла к народу группа представителей власти и её партии.
Сквозь толпу к ведущим митинга стали пробираться старейший депутат заксобрания Новосибирской области Борис Прилепский, министр транспорта Николай Симонов и заместитель председателя новосибирского горсовета Дмитрий Асанцев. «Смелые люди, - подумал я, - но зря они идут, диалога не получится».
У меня их готовность выступить перед разъяренными пенсионерами действительно вызвала уважение. Впрочем, возможно, министра послали объясняться в директивном порядке, а Асанцев мог и не помнить, что такое массовые оппозиционные митинги. А вот Прилепский хорошо помнил и девяностые, когда тоже был депутатом, и оппозиционные митинги. И пошёл, тем не менее, объяснять позицию партии. К сожалению, это не очень удалось.
Услышав слова «Единая Россия», пенсионеры начали кричать «Долой! Позор! Не надо!». Шум стоял такой, что советский динамик не справлялся. Стоя в пяти метрах от Бориса Прилепского, я не смог разобрать ни слова из того, что он говорил.
После этого вышел Николай Симонов. Толпа уже «выкричалась» на Прилепском, и я смог услышать, как он зачитывает те решения, которые были приняты накануне губернатором. Но собравшиеся снова закричали: «Мы уже слышали! Позор! Долой!».
К счастью, никто не стал объяснять присутствующим, что именно ведомство Симонова отвечало за подготовку решения по ограничению льготного проезда.
Дмитрий Асанцев, посмотрев на происходящее, выступать не стал.
Отмитинговав у здания правительства, протестующие начали выстраиваться для марша к приемной Путина. У организаторов снова возникла дискуссия с представителями власти: оргкомитет подавал заявку на шествие по проезжей части Красного проспекта, а милиция предлагала им идти по тротуару и отказывалась перекрывать движение.
В конце концов, протестующие пошли по тротуару. Я насчитал 950 человек. Во время предыдущего шествия от правительства к полпредству было около 500 участников.
Видимо, протест начал развиваться по своей логике, став способом общения, досуга и привнеся смысл в сумрачное существование многих пожилых людей. Весеннее тепло и распространяющаяся молва привлекают всё новых участников.
Колонна растянулась по тротуару на полкилометра. Когда проходили мимо здания мэрии, шедший впереди Евгений Логинов в камуфляже и папахе кричал: «Трепещи чиновний сброд, мимо Логинов идёт!».
У памятника Ленина - снова митинг. «Мы хотим идти к приёмной Путина, а милиция не желает перекрывать дорогу! Нас толкают под колёса автомобилей!» - рассказал ведущий собравшимся о жестоком произволе власти. Приёмная Путина находилась в начале улицы Ленина - на противоположной стороне площади Ленина. Немного помитинговав, участники шествия пошли всё же в обход - по пешеходным переходам. Я воспользовался подземным и пришёл раньше.
Рядом со входом в подъезд с надписями «Единая Россия» и «Приемная Путина» расположен ресторан быстрого питания с большими стеклянными витринами. Сквозь стекло было видно, как посетители ресторана начинают медленнее жевать и смотреть широко открытыми глазами на нахлынувшую толпу.
Тем, кто припарковался около ресторана, можно было посочувствовать - в ближайшие полчаса шансов уехать у них не было. Толпа заняла тротуар и улицу. Умысла перекрыть дорогу не было - просто мало места. Впрочем, милиция, видимо, оперативно перенаправила поток транспорта: скопления автомобилей на въезде с площади Ленина на улицу Ленина не случилось.
Вход в приемную перекрыл десяток милиционеров. Протестующие подкатили свой боевой динамик и продолжили митинг. «Единую Россию» поминали неоднократно и ни одного доброго слова не сказали. Сотрудники приемной - в основном, молодые люди, - смотрели на митингующих из окон третьего этажа. Внутрь приемной решили запустить делегацию из пяти человек, которые понесли резолюцию митинга.
Впрочем, совсем без эксцессов не обошлось. Кто-то из толпы бросил в стену приемной три яйца. Учитывая количество сотрудников милиции вокруг и внутри толпы, а также постоянно ведущуюся съёмку, это довольно рискованный способ выражения протеста.
Одного из молодых активистов задержала милиция. По словам очевидцев, он отказывался снимать маску с прорезями и был задержан для выяснения личности.
Делегация из пяти человек вышла из приёмной и сообщила, что резолюция принята и будет передана руководителю приёмной Путина - председателю горсовета Надежде Болтенко. Прежде чем митинг закончился, всех призвали прийти на следующий - 15 апреля. К тому времени станет понятно, удалось ли принятым губернатором и «Единой Россией» мерам снизить накал протеста.