Нефть - оружие

Арабы жили на своих песках, не зная, что живут также на нефти, лежащей под песками, а если бы знали, не могли бы дать этой нефти употребления. Пришли европейцы и американцы, обнаружили нефть и стали ее добывать. Чья, в сущности, нефть? Того ли, у кого под песками лежала нефть? Или того, кто дал этой нефти жизнь, извлекши ее на поверхность? Белка считает своими орешки, произрастающие на дереве, на котором она живет, хотя ничего не делает, чтобы от корней по стволу поднялись соки к ветвям, плодоносящим орешки.

Добыватели нефти не стали спорить с арабской белкой и за добытую нефть решили платить арабам. Арабы благоденствовали и богатели неимоверно.

Нет никаких оснований уважать арабов: они — не воины, защищающие оружием свою землю (во всех вспышках Палестинской войны: 1948, 1967 и 1973 гг. — они терпели поражения; зато искусны оказались в бомботерроре и аэропиратстве; но это — не война, а разбой). Но к разбою их принудили Великие державы, 27 лет не заставившие Израиль выполнить постановление некогда существовавшей Лиги Наций о разделе Палестины на арабское и израильское государства и 6 лет не решившиеся побудить Израиль подчиниться постановлению ООН об отводе войск на линию, существовавшую до «шестидневной войны» 1967 г., арабов — начать мирные переговоры. Доведенных до отчаяния арабов кто-то надоумил, что нефть — не только дурно пахнущая и хорошо оплачиваемая жидкость, но и оружие против промышленных, нуждающихся в нефти государств. Нефти добывается много (цифры после названия государства означают миллионы тонн добываемой нефти: Саудовская Аравия 222, Кувейт 145, Ирак 33, Абу-Даби 44, Катар 20, Мускат и Оман 14, Дубай 6, Бахрейн 4). Вывозилась эта нефть в Европу, США и Японию, как и в малых количествах в иные страны Азии и Австралию.

Объявив свою нефть оружием, арабы сделали всемирный «шурум-бурум»: в Европе воспретили воскресные автомобильные поездки и государства Бенилюкса запретили вообще автомобилям развивать скорость свыше 100 км/ч, а Германия — свыше 80 км/ч. Испания, живущая в мире с арабами, не пострадала от нефтебойкота, и поэтому в этом году, как и минувшем, на испанские пляжи могут приехать 22 миллиона туристов; а Италия, тоже подрабатывающая на туристах, останется в этом году без иностранных гостей и доходов.

Особенно туго пришлось Голландии: арабы совершенно прекратили снабжение ее нефтью потому, что это государство по какой-то причине проявляло симпатии к Израилю; попытка Западной Европы снабдить Голландию из своего импорта или из своих запасов нефтью, вызывала угрозу арабов подвергнуть западноевропейские страны такому же режиму, как Нидерланды. Тут запротестовали и еврогруппа НАТО, и ЕЭС; торопливо объединяющуюся Европу нельзя делить на государства двух категорий. К нефтеэкспортерам помчались переговорщики; но переговоры затруднены не единодушием арабов: в то время как султанаты и эмираты хотят усиливать нефтебойкот, как реальное оружие войны, ливийский мин. президент А. Джалуд и правитель Ливии Каддафи готовы в обмен на европейское оружие поставлять Западной Европе нефть. (Каддафи хочет купить в Париже 50 боевых чудо-самолетов «Мираж». Он считает, что Палестинская война может быть выиграна только оружием.)

Нельзя не отметить два курьеза: первый — наиболее покровительствующее Израилю государство, США, наименее страдает от нефтебойкота, так как с Ближнего Востока ввозило не много нефти. Второй курьез — наиболее покровительствующее арабам государство, СССР, намеревается сорвать арабский нефтебойкот, передавая Западной Европе советскую нефть.

Вашингтон попытался контрмерами (не объяснив, какими именно) воспротивиться нефтебойкоту; Генеральный секретарь ООН был откровеннее, сказав, что арабов можно лишить необходимого им сырья всякого рода. Угрозы не подействовали и, во-первых, Бахрейн потребовал, чтобы США ликвидировали свою военно-морскую базу у бахрейнского берега; во-вторых, король Фейсал требовательно пожелал, чтобы Япония заняла антиизраильскую позицию. Япония не смогла себе позволить поссориться с США, но она вышла из положения образцово дипломатично: объявила, что требует от Израиля выполнения постановления ООН об отводе войск из оккупированных арабских земель.

О том, каково действие арабской нефти-оружия, говорит факт, что во Франции на военном параде, по случаю национального торжества отсутствовали (ради экономии бензина) танки и бронеавтомобили.

Теперь появилась новая угроза мировой экономике: арабы угрожают бросить на рынки Европы и Америки те 20 миллиардов долларов, которые они копили в годы своего благоденствия.

Что станет с долларом?

Наши Вести. - 1974. - № 331.

Евгений Месснер (1891-1974), выдающийся русский военный мыслитель

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram