В наступившем 2011 году наша страна и наш народ будут “отмечать” одну скорбную дату: 20 лет с момента развала Советского Союза.
Впрочем, кое для кого она отнюдь не скорбная, а очень даже светлая, ибо тогда, двадцать лет назад был дан “зелёный свет” той категории людей, которая готова строить своё личное процветание в буквальном смысле на костях соотечественников. Людьми именно такого сорта укомплектована современная правящая “элита”, поэтому стоит ли удивляться тому, что она целенаправленно и упорно тащит остаток некогда великой страны в историческое небытие. Ведь только таким способом она может обеспечить себе личное благоденствие - растаскивая и проедая поистине необъятное наследие тех, кто своим потом и кровью десятилетиями ковал мощь России как мировой сверхдержавы, цинично избавляясь от их потомков как от “непрофильного актива”. Который, к тому же, время от времени беспокоит “элиту” - то политических и гражданских прав требует, то защиты от преступного произвола. Нашу страну низвели до уровня Африки XVIII-XIX века, где местные царьки охотно продавали своих соотечественников белым работорговцам за ружья и порох.
При этом людей, обречённых при этом строе на медленное, но верное вымирание, ещё и регулярно подвергают моральным пыткам. В 90-е годы пропагандистская машина “новой России” как только не изгалялась, чтобы не просто облить грязью павшего титана (СССР), но растоптать саму душу, саму суть русско-советского человека. Например, та вакханалия, которая творилась на наших телеэкранах во время первой чеченской войны или президентских выборов 96-го года вряд ли имеет какие-либо аналоги в современной мировой истории. В случае же с Чечнёй вообще складывалось полное впечатление, что вещание ведёт не телевидение страны, которая вроде как пытается подавить мятеж, а пропагандистская служба глубоко враждебной державы. Даже сложно сказать, кто в те годы выглядел большим врагом России: “чеченский Геббельс“ Мовлади Удугов или какая-нибудь Светлана Сорокина с РТР.
В первые годы после воцарения Путина эта свистопляска чуть поутихла, делались даже некоторые попытки взглянуть на советское историческое наследие объективно, без либерально-обличительного пафоса. Однако вскоре кампания разгорелась с новой силой, и в уши наших соотечественников опять начали тоннами закачивать дерьмо. На помощь к телеведущим наподобие В.Познера и Н.Сванидзе пришли кинорежиссёры, которым чуть очухавшееся от экономических катастроф 90-х государство начало подкидывать денег на съёмки выдержанных в “идеологически верном ключе” псевдоисторических фильмов. И понеслись все эти “Штрафбаты” вперемешку с “Девятыми рвотами” (пардон, “ротами”!), имеющие к исторической правде примерно такое же отношение, как выступления “правозащитника” С.Ковалёва – к реальному положению с правами человека в дудаевской Чечне.
Казалось бы, при такой долговременной и массированной обработке общественного сознания оно должно было оказаться изменённым окончательно, а два десятилетия подряд усиленно вбиваемые в наши головы постулаты превратиться уже в некие аксиомы, принимаемые на веру.
Однако не тут-то было. Я и раньше догадывался, что интуитивно, на подсознательном уровне наша народ очень многое из того, что происходит в стране, понимает и оценивает верно. Просто в условиях навязанной общественно-политической модели у него фактически отсутствует возможность громогласно заявить об этом.
Стартовавший прошлым летом на пятом канале телепроект “Суд времени”, в котором отстаивавшему традиционные русско-советские ценности Сергею Кургиняну противостоял либерал Леонид Млечин, подтвердил эту мысль уже наглядно, конкретными цифрами. К ним, как и к самой передаче, следует отнестись со всей серьёзностью, ибо она даёт вполне определённую информацию о настроениях нашего общества, его понимании исторической справедливости, о его чаяниях и надеждах.
То, что в ходе острой дискуссии по животрепещущим вопросам нашего недавнего прошлого (роль Сталина в Великой Отечественной войне, распад СССР, гайдаровские реформы и т.д.) по результатам голосования телезрителей (а именно они определяют подлинного победителя) Млечин не просто проигрывал, но терпел поистине сокрушительное фиаско – это результат знаковый. Ведь Млечин, которому, кстати, практически всегда откровенно подыгрывал так называемый “независимый арбитр” Н.Сванидзе, отстаивал в “Суде времени” не просто либеральную историческую концепцию. Он там отстаивал фактически официозную точку зрения на события нашей новейшей истории. Ведь здесь кремлёвские псевдопатриоты мгновенно смыкаются с либералами и дуют с ними в одну дуду: “Распад СССР был предопределён заранее”, “Гайдар хотел как лучше”, “у Ельцины в 93-м году не было другого выхода” и т.д. Знаем, слышали многократно. Так что это не личная позиция либерала-западника Леонида Млечина – это де-факто официальная государственная трактовка событий, коренным образом повлиявших на исторический путь страны. И вот она-то, судя по результатам телеголосований, вызывает стойкое отторжение порядка 75-80% процентов наших сограждан.
Конечно, можно сослаться на то, что эти данные во многом условны, что “Суд времени” интересен только соответствующей аудитории, что у подлинной “социальной базы” режима нет ни времени, ни желания смотреть по телевизору политическую передачу вместо ментовско-бандитских сериалов или реалити-шоу. Либералы, собственно, так и говорят: мол, эта дискуссия представляет интерес только для ностальгирующих по советским временам пенсионеров, молодёжь всё равно “наша”, у неё “наши” ценности, ну и так далее.
Но это всё отговорки. Подобные теледебаты интересны, в первую очередь тем, кого интересует политика. А она, особенно в протестном её аспекте, представляет интерес отнюдь не только для пенсионеров. Скорее, даже наоборот.
Вот взять, например, вышедший на экраны 10 февраля соловьёвский “Поединок”, тема дискуссии которого напрямую перекликалась с “Судом времени”: был ли развал СССР исторически неизбежен? На этот раз Сергею Кургиняну противостоял околокремлёвский либерал Алексей Венедиктов со стандартными аргументами. Пересказывать я их не буду – они практически ничем не отличались от типичного набора штампов современного антисоветчика. Всё тоже, всё о том же: был нежизнеспособен, исторически обречён, несвобода, дефицит, ля-ля-ля и так далее. В качестве полемиста главный редактор “Эха Москвы” смотрелся ещё слабее Млечина, хоть и использовал те же знакомые приёмчики: передёргивания, подтасовки, подмену понятий. Но по результатам голосования телезрителей он проиграл вдрызг взвешенному, убедительному, логически безупречному Кургиняну не только поэтому. А, главным образом, потому, что среди нашего народа мысль о том, что СССР представлял из себя химеру и потому рухнул ожидаемо и закономерно, мягко говоря, непопулярна. И в свете этого обстоятельства война против советского наследия представляется занятием бесперспективным, уделом маргиналов и отщепенцев. Хотя бы даже потому, что по сравнению с тем социальным адом, в который нас погрузил 91-й год, бледнеют все эти страшилки о репрессиях и ГУЛАГах, которыми вот уже двадцать лет усердно пичкают всю страну. А рассказы про очереди и дефицит – вообще детский лепет.
Ведь что происходит на практике? Образно говоря, у людей спалили дом, в котором они жили на протяжении нескольких поколений, но при этом, оправдывая себя, рассказывают, что дом тот был-де изначально дефективным, не так построенным, и поэтому жалеть о нём не зачем.
Но люди-то продолжают оставаться на пепелище! И никакого нового мало-мальски комфортабельного жилья им взамен никто не предлагает.
Я не утверждаю, что советское общество было идеальным и не имело изъянов. Разумеется, это не так, определённые изъяны были, и даже существенные изъяны. Но дело в том, что советский социальный строй был объективно лучшим по сравнению с тем, что русский народ имел на протяжении предшествующих нескольких веков своей истории и с тем, что он имеет сейчас.
В общем, из полугодичных теледебатов Кургиняна с либералами следует вполне определённый вывод: мыслить здраво наш народ не разучился. И когда кому-то как Кургиняну удаётся прорваться к микрофону, получить возможность свободно высказаться и публично назвать вещи своими именами, он живо откликается.
Поэтому насущная задача тех, кто причисляет себя к интеллектуальному ядру оппозиции – это сформулировать адекватный дискурс, соответствующий времени и аудитории. Системе, построенной на тотальной лжи, ответить на это будет нечего. Потому она так и боится любого проявления гражданской активности. Но то, что вызревает в душах многих миллионов, не задавить никакими ОМОНами и центрами “Э”. А оно вызревает, вне всякого сомнения. И этому факту есть много различных подтверждений. Успех Сергея Кургиняна – это лишь одно из них.
Впрочем, стоит ли удивляться? Ведь как сказано в одном хорошо известном источнике: стучите – и вам откроют!