Чтобы начать разговор о Христианских ценностях и Европейской идее, следует определить культурно-исторические категории обсуждаемых вопросов.
В свое время Бисмарк достаточно четко установил рамки того, как следует воспринимать красноречивые призывы к европейскому идеализму. «Я постоянно слышал слово "Европа" от тех политиков, которые хотели добиться от других держав того, чего не осмеливались потребовать от своего собственного имени»[1], - говорил железный канцлер. Это утверждение со всей определенностью следует отнести не только к прошлому, но и к настоящему, особенно, когда заходит разговор о Европейской идее и России.
Нынешняя модель европейской интеграции, основанная на откровенно секулярных принципах, не способна сформировать устойчивую и долговечную Европейскую идею. И сегодня, спустя столетие, процитированные выше рассуждения железного Канцлера продолжает железная леди Маргарет Тетчер: «Идея Европы, я подозреваю, в немалой мере использовалась для надувательства. Не просто национальные интересы, а огромное множество групповых и классовых интересов (особенно сейчас) успешно скрываются под мантией синтетического европейского идеализма. Почти религиозное благоговение перед словом "Европа" идет рука об руку с явно материалистическим крючкотворством и коррупцией»[2].
Эти откровенные слова бывшего британского премьера красноречиво свидетельствуют о том, что при разговоре о Европейской идее следует отказаться от чисто материалистических, экономических категорий и определить, что же является подлинным основанием Европейской идеи.
Возьмем Россию и Европу: что нас объединяло во все времена истории? Как ни покажется это странным, Россию и Европу объединяет общая культура и Христианские ценности. Это объясняется очень просто – культура Запада, основанная на Христианстве, является и русской культурой. Исторически конфессиональные различия русского Православия и европейского Католичества нисколько не разрывают общие религиозные и культурные ценности. Ибо в век великого церковного раскола Рима с Византией Киевская Русь наращивает династические связи с Европейскими королевскими домами. Во второй половине XI - начале XII в. брачные связи рода Рюриковичей с княжескими династиями Польши, Венгрии, Германии, государств Скандинавии были делом обычным. Именно в это время внучка Ярослава Мудрого Евпраксия стала женой императора Генриха IV, главы Священной Римской империи.Различия между конфессиями в княжеской среде явно не рассматривались как серьезный барьер на пути взаимного общения. Подобные тенденции сохранялись и в более поздние времена. Вполне очевидно, что встречающиеся попытки противопоставить Россию и Европу по конфессиональному признаку спекулятивны и лежат на совести нечистоплотных политиков и одиозных религиозных деятелей.
Исходя из вышесказанного, следует, что подлинная Европейская идея, как и идея России, заключатся не в секуляризации и материализме, а в возврате к традиционным Христианским ценностям. Сегодня, несмотря на высокий уровень жизни и достижения научно-технического прогресса, европейские народы вымирают, сокращается численность населения, разрушается институт семьи. С этими неблагоприятными процессами столкнулась и Россия, переживающая сейчас форменный демографический кризис. В сложившихся условиях Европе и России необходимо объединить усилия перед лицом воинствующего секуляризма.
В этом направлении следует отметить усилия митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, который предлагает создать стратегический альянс между Православной и Католической Церквами: «Православные и католики встречаются с одними и теми же вызовами, которые современная эпоха бросает традиционному жизненному укладу. В данном случае речь идет не о богословских вопросах, а о настоящем и будущем человеческого сообщества. Это именно та сфера, в которой православные и католики могут взаимодействовать без какого-либо ущерба для своей церковной идентичности. Иными словами, не будучи единой Церковью, будучи разделены по различным богословским и экклезиологическим вопросам, мы можем найти такие формы взаимодействия, которые позволяли бы нам совместно отвечать на вызовы современности»[3].
Следует откровенно сказать, что Европейская идея сегодня, это решение вопроса о будущем Христианской цивилизации и ее выживании завтра. Поэтому необходимо объединить усилия христиан Европы – прежде всего, православных и католиков.
Для достижения этих целей в Европе у нас есть неожиданный союзник – Польша – наиболее моноэтническая и религиозная страна ЕС. Характерно, что сегодня две самые христианские страны Европы – Католическая Польша и Православная Россия встали на путь примирения и возвращения к братским истокам славянства – к тем основам, на которых зиждется историческое бытие наших народов. И если нашим государствам и нашим народам удастся объединить усилия в борьбе за подлинные Христианские Европейские ценности, то мы сможем положительно решить вопрос о Европейской идее и месте России в общем культурно-религиозном измерении Старого света, сможем успешно противостоять либеральной идеологии и секулярному гуманизму.
В сложившихся исторических и политических условиях разговор о Христианских ценностях в контексте Европейской идеи должен звучать громко и твердо, для этого сегодня есть все предпосылки и имеются довольно весомые основания.
[1] Цит. по: Маргарет Тэтчер. Искусство управления государством. Стратегии для меняющегося мира / Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2003. // http://society.polbu.ru/thatcher_government/ch69_i.html
[2] Маргарет Тэтчер. Искусство управления государством. Стратегии для меняющегося мира/Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2003. // http://society.polbu.ru/thatcher_government/ch69_i.html
[3]Иларион (Алфеев), митр. Православно-католические отношения на современном этапе // http://www.patriarchia.ru/db/text/1319482.html