Согласно данным общественной организации Ассоциация Менеджеров, генеральный директор ОАО «Аэрофлот» Виталий Геннадьевич Савельев получил почетное второе место в рейтинге топ-менеджеров от транспорта за 2009 год. Чем обусловлены позиции Виталия Геннадьевича, только в марте этого же года пришедший в авиационный бизнес, в рейтинге ассоциации трудно объяснить. Вероятнее всего, причиной послужило авансирование его будущих свершений на новой должности, потому как до конца 2009 года новый генеральный директор национального авиаперевозчика ничем не отличился на своем посту, кроме заявлений о массовых увольнениях персонала компании, которое привело к беспрецедентной для Аэрофлота на конец 2009 года задержке более 100 рейсов и тотальной смены команды своих заместителей.
Тем не менее, от Савельева ждали славных дел в грядущем 2010 году. Вот лишь небольшой список достижений топ-менеджера №2 от авиации на втором году его управления крупнейшей авиакомпании в России, которые стоили ему одной позиции уже в рейтинге «Коммерсанта» за 2010 год (итоги конкурса опубликованы 23.09.2010):
1) Создание нового сайта за 20 млн. рублей.
История с созданием нового «лица» компании, которое Савельев лично и прилюдно с экранов ТВ демонстрировали практически всем высшим руководителям России весьма занятна, а начинать ее изложение следовало бы с назначения на место заместителя В.Г. Савельева по IT-технологиям его давнего коллегу Кирилла Богданова.
По сведениям издания CNEWS, договор на разработку сайта авиакомпания заключила с петербургским системным интегратором Ramax International (ОАО «Рамакс Интернейшнл»). В 2004-2007 гг. исполнительным директором этой компании был Кирилл Богданов, ныне - заместитель генерального директора «Аэрофлота» по информационным технологиям. Ramax не выдержала сроки выполнения проекта, и он был передан на доработку веб-студии 7Tag, что подтвердил CNews генеральный директор этой компании Дмитрий Киреев. Он рассказал, что 7Tag делала часть дизайна, а также интегрировала систему онлайн-бронирования «Аэрофлота» Sabre с новыми шаблонами страниц.
Интересно, что собственного сайта у 7Tag пока нет: есть только главная страница с логотипом, кратким описанием деятельности компании и мобильным телефоном руководителя. Если уважаемый читатель обратиться с запросом к специалистам по разработке сайтов, то он без труда выяснит, что самые дорогостоящие проекты не превышают сумму в 30 тыс. долларов (900 тыс. рублей). Сколько составил «бонус» руководителей авиакомпании, считайте сами.
2) Падение он-лайн продаж на сайте в июле 2010 года (ориентировочные потери - 8 млн. евро).
В июле 2010 года неустановленная группа лиц организовала атаку на платежную страницу Аэрофлота, в результате которой он-лайн продажи авиаперевозчика были заблокированы более, чем на неделю. При этом оказалось, что система приёма платежей Аэрофлот не обладает резервированием. Не работает единственный поставщик услуги – и все, дорогостоящий сайт Аэрофлота тоже не работает на приём денег, висит в Интернете бесполезной игрушкой.
Убытки по приблизительным подсчетам специалистов компании составили 8 млн. евро. И снова всплывают гениальные схемы бизнес-процессов, организованных В.Г. Савельевым и его коллегой К. Богдановым. У Аэрофлота даже не было договора с компанией которая фактически обслуживала платежную страницу Assist – работавшей через банк-посредник. Т.е. даже предъявить претензии непосредственным было довольно сложно – судебные разбирательства по данному вопросу продолжаются до сих пор и будут продолжаться, судя по всему, ещё долго. Однако финансовые потери Аэрофлота стали не единственным результатом этой довольно странной и запутанной истории с DDOS-атакой. Сервисная компания Assist была… заменена на Альфа-Банк. Без тендеров и конкурсов, волевым решением руководства компании. Вопрос об организации резервного канала приема платежей так и не встал.
3) Скандал вокруг VIP-календаря компании с обнаженными стюардессами.
Скандал разразился в мае 2010 года, когда на форуме бортпроводников Аэрофлота появились фотографии стюардессы, позирующей в новеньком А-330 в обновленной униформе. Однако из экипировки на девушке оказалась только пилотка да туфельки. И все бы ничего – малопосещаемый специализированный сайт не предвещал большого резонанса, да только неуклюжая реакция менеджеров компании, которые не могли определиться в своей реакции на происходящее – то ли отрицать причастность с скандальным фото, то ли потребовать снять их за незаконную публикацию собственности Аэрофлота.
В результате получился широкий резонанс, прокатившийся вплоть до Австралии. Что и говорить информационная политика авиакомпании была поставлена топ-менеджером №2 на весьма высокий уровень, что наиболее отчетливо проявилось в конце 2010 года.
4) Авиаколлапс в Шереметьево в конце декабря 2010 года (компенсации пассажирам составят 20 млн. долларов США).
Думаю, что дополнительные комментарии к этому тезису будут излишними. Благодаря телевизионным новостям и электронным СМИ вся страна стала свидетелем того, как из-за «четко» отлаженных Савельевым бизнес-процессов в ведомой им авиакомпании, Аэрофлот единственный из всех авиаперевозчиков нашей бескрайней Родины оказался без антиобледенительной жидкости и ввергнул в панику своих пассажиров, собиравшихся отмечать новогодние праздники. В результате топ-менеджер пообещал компенсировать стоимость билетов пассажирам задержанных и отмененных рейсов, что выльется в дополнительные расходы в размере 20 млн. долл.
5) Создание нового слогана компании – ПРОСТО ЛЕТАЕМ. ТОЛЬКО ЛУЧШЕ.
Великое изречение обошлось акционерам ОАО «Аэрофлот» и его пассажирам в 1 млн. долларов.
6) Спонсорство ПФК ЦСКА – 10 млн. долларов США.
Согласно комментариев представителей Аэрофлота решение о спонсорстве футбольного ЦСКА, было решением вызвавшим, мягко выражаясь, недоумение. Надо принимать во внимание, что принималось оно в кризисном 2009 году на фоне планировавшегося беспрецедентного сокращения персонала компании и объявленного курса на сокращение издержек. Возможно для Виталия Геннадьевича 10 млн. долларов не являлись большой издержкой и стоили гораздо дороже, чем высококвалифицированные пилоты создававшие годами лицо компании и уволенные им в одночасье.
7) Увеличение цен на билеты.
По словам представителей компании, рост цен на авиабилеты компании обусловлены улучшением качества обслуживания пассажиров. Однако недавние события конца декабря 2010 года отчетливо продемонстрировали истинное положение дел и отношении Аэрофлота к пассажирам – это полное безразличие. Даже VIP-пассажиры столкнулись с «улучшенным» сервисом от Савельева. Что же говорить о простых гражданах, которые коротали предпраздничные дни и ночи на полу новейшего в России терминала D Шереметьево, которым так гордится Виталий Геннадьевич.
Итого, уважаемые читатели, акционеры и пассажиры национального авиаперевозчика, подведем предварительное резюме под стоимостью топ-менеджера №2 в России – по всем выше приведенным пунктам, которые стали известны из открытых источников сумма получается весьма внушительная – более 40 млн. долларов, это не считая его зарплаты, бонусов и других решений, о которых нам пока еще не известно.
Вы по-прежнему думаете, что увеличение стоимости билетов связано с улучшением качества обслуживания?