Олега Дивова я знаю, пусть в основном и шапочно-интернетно, где-то лет десять.
Знаю как хорошего человека, чёткого пацана, талантливого автора и высокопрофессионального литератора. Последние две категории, следует отметить, не совпадают между собой — множество молодых талантливых авторов абсолютно непрофессиональны в плане литературной техники, множество техничных литераторов-профи нифига не талантливы. Олег, однако же, счастливым образом сочетает и талант и наработанное годами умение строить текст.
Про него можно сказать наилучшее, что вообще можно сказать о литераторе. Он оказал влияние на умы современников. Его «Выбраковка» стала предметом мечтаний поколения патриотов, несколько лет только и готовившихся к тому, что вот их сейчас вызовут и предложат записаться в выбраковщики. Не сложилось, но борозду на поверхности мозгов довольного широкого круга читателей сия книжка прочертила довольно глубоко.
Тем приятнее мне писать сейчас о новой, несомненной удаче Олега — вышедшем в конце 2010 года в издательстве «Эксмо» романе «Симбионты». Книга, на взгляд неискушённых литературных критиков в чём-то проходная и разочаровывающая, на самом деле открыла дарование автора с новой, доселе неведомой нам стороны.
Настоящей рецензией я прям таки вопию и взыскую всем читающим меня представителям Молодой Гвардии Единой России и прочих достопочтенных организаций, аналогичного направления, которые меня читают. А они меня читают, я знаю.
Возьмите Олега Дивова на работу! Дайте ему оклад, чёрт, возьми!
Более гениального пропагандистского текста, разъясняющего нашей молодёжи основные, правильные направления политики нашей Партии и Правительства просто представить себе невозможно.
Я искренне не верю, что Дивов мог с кого-то внешнего, по отношению к издательству, отдельно взять денег за работу спецпропагандиста, публикуя книгу в обычной фантастической литературной серии, но мастерство то не пропьёшь! Талант не спрячешь, он проявит себя, хочет его носитель того или нет. Так же как и не может оказаться забытым университетский спецкурс.
Следует сказать пару слов о генезисе произведения, как я его себе вижу.
По отношению к русским националистам и патриотам негосударственнического образца Олег в последние годы занимал подчёркнутую позицию фиги в кармане. Вроде по существу люди не плохие, но смешные и неправильные, с которыми — откровенно не по пути настоящим деревенским мужикам. Агитировать за государство и официальную партию власти, ему, однако же не менее впадлу, чем садиться в одну лодку с каким-нибудь Беловым-Поткиным.
Но моральный выбор надо было делать, так же как и высказать своё отношение к коренному вопросу современной российской истории, вопросу-2012.
И Олег высказался. Высказался, адресовав свои слова новому, молодому поколению читателей, с расчётом на то, что старые тупари всё равно уже ничего не поймут.
Сюжет романа, на первый взгляд прост и прям как полёт стрелы. Но это только на первый взгляд, для тех, кто ищет в фантастических романах приключения тела и духа, а не политический мессидж. Если же посмотреть внимательно, тонкие переливы смыслов выдают замысел и руку мастера. Там если не каждое, то каждое второе слово стоят не просто так, а фига, вытащенная, наконец из кармана, раскрывается соцветиями таланта.
Итак. Уже в возрасте, толстоватый и невысокий ростом олигарх, занимающийся распилом бюджета нацпроекта по вопросам нанотехнологий рвётся к власти в России, чей строй — государственно-монополистический капитализм, над которым привычно подтрунивают обыватели, но лучше которого всё равно ничего нет.
Олигарх, опираясь на фантастическую технологию репликаторов, запрещённую во всём мире и в России по инциативе цивилизованных государств, угробивших за компанию с реплицирующимися устройствами открытое программное обеспечение, пытается путём афёры прорваться к власти и стать Президентом России.
Афера состоит в вакцинации населения нанотехнологическими роботами, в результате чего оное население неизбежно впадёт эйфорию из-за того, что роботы зомбируют людей эндорфинами.
Олигарха зовут Михаил Борисович, и эйфории от населения он хочет добиться по его собственным утверждениям из национально-патриотических чувств, но, на самом-то деле — из карьеризма.
Разумеется, он — доктор наук, который давно уже не занимается наукой, а занимается PRом и махинациями.
Научный Институт, которым он руководит, он пытался перехватить у бывшего руководителя — Деда, но при жизни Деда не смог, а после смерти всё-таки дотянулся до заветного директорского кресла и уже готов зазомбировать Россию целиком.
Роли и символы не прочитываются тут совсем однозначно, потому что они комплексные и фрактальные, большое отражается в малом.
Разумеется, прозвище Дед, ассоциирующееся с Ельциным не случайно (тем более, что Деда обвиняют в семейственности-дедовщине, каковые обвинения он вальяжно игнорирует), так же как и описание подсиживавшего его Березовскоходорковского соратника-финансиста.
Не случайны и аллюзии на медийную деятельность олигархов, зомбировавших население страны эндорфинами телевизора, а так же делавших ставку на молодёжь.
Не случайна подчёркнуто русская фамилия олигарха, вопросам межнациональной дружбы в книге уделяется серьёзное внимание. Достаточно сказать, что один из главных героев — русский негр, потомок людоеда из Африки Иван, который такой русский, что многим русссским четыре форы в этом вопросе даст.
Еврей, конечно, в книге тоже есть, но в роли сугубо положительной и романтической — гениальный программист и генерал-лейтенант ФСБ в одном лице.
Думаю, вдумчивый читатель уже понял, что жульнические репликационные нанотехнологии, ещё в начале книги объявленые продуктом PRа, это — та самая неограниченная демократия, которую, совместно со всеми прогрессивными нациями запретила Россия, потому что человечество к ней ещё не готово. Но это только первый слой сюжета.
В дальнейшем-то мы обнаружим, что разрабатывавший эти самые не нужные человечеству репликаторы Дед, умерший от душевного надлома после их запрета, на самом то деле САМ понял, что это ошибочный путь и сам уничтожил все открытые обществу материалы. А закрытые, чтобы не потерять заложенное в них рациональное зерно, сохранило для народа мудрое ФСБ в своих тайных лабораториях, практикуя там управляемую и контролируемую специально назначенными ответственными специалистами репликацию, то есть демократию. Причём идея неограниченной репликации была ими же подсунута внешним врагам как приманка, чтобы зазря тратили свои силы на тупиковое направление. И в тот момент, когда олигарх и его подручные были уже готовы зазомбировать мирный русский народ (нельзя зомбировать русский народ, иронически думает кто-то из героев, кажется, тот самый негр Иван, лучше людоедов в Африке), ФСБ схватило злодея за руку и гуманно отправило в психбольницу, потому что он сам от своей зомбирующей технологии сошёл с ума и потерял разум.
Ну и дальше, просто некоторый обзор красивых фишек, деталюшек, присутствующих в книге и радующих взыскательный глаз:
— безусловно положительный региональный олигарх, бывший бандит, который легализовался, отмылся, стал благотворить, верно понял своё место в обществе и был поставлен на место зарвавшегося федерального олигарха, разумно пригласив для присмотра за собой сотрудника ФСБ;
— главная героиня №1, дочь положительного регионального олигарха, разоблачающая своим примером продажность pr-а и влюбляющаяся в русского негра Ивана;
— главная героиня №2, из семьи православнутого сумасшедшего, православие которого было вбито ему в голову упавшим тяжелым электромагнитом (по-другому оно не возникает, только ударом или индукцией от домашних);
— главный герой №1 — внук Деда, папа которого в конечном итоге уходит на работу секретным врачом в ФСБ;
— скромный русский трудяга-созидатель техник Семёнов, всю жизнь прослуживший личным техником Деда и отказавшимся уходить делать докторскую диссертацию — мастер на все руки, выпускник Высшей Школы КГБ СССР, филигранно (головой об дверь) вырубивший поклонника тэквондо шпиона Петю (очень тонкий выбор имени, куда там движению Сталь, дразнившим Немцова на половые темы);
— аморальный, забывший совесть из-за жажды науки, подручный олигарха и русский учёный Рыбников, разработки которого, в конечном итоге, попадают в хорошие руки еврейского программиста и ФСБшного руководителя Гуревича. Сам учёный, в конце сюжета полностью морально разоружается перед партией, всех сдаёт и, в очередной раз наплевав на принципы, отправляется не на зону строго режима, а куда ему и положено — в руководимую Гуревичем шарагу, к другим таким же преступным талантам. Их там много.
Ну и чисто литературные примочки. Тонкие стилистические пародии на Лукьяненко и женскую литературу, красивые морализационные рассуждения в прологе и эпилоге о том, что молодёжи надо дать перебеситься в безопасных формах, выразить свой протест в виде граффити и прыжков по заборам, а дальше она повзрослеет и сама поймёт, что репликаторы и демократия народу не нужны. (В финале книги репликаторы-нанороботы добровольно строят из себя антигравитационный трактор и улетают на нём в космос). И даже в аннотации книги на обложке — ироническое алаверды поцеротам-любителям танчиков…
Всё! Всё в этой книге удачно и прекрасно.
Я воздержусь от подробного разбора каждой детали, что привлекала моё внимание и радовала душу, не хочу лишать читателей удовольствия от чтения и прочитывания этого чудного произведения.
В конце могу только повторить то, что говорил в начале.
Дорогие политпиарщики ЕР и МГЕР. Возьмите Олега в команду. В 2012 он вам очччень не помешает, точно говорю.