Является ли Аэрофлот национальным авиаперевозчиком?

Является ли ОАО Аэрофлот национальным авиаперевозчиком? Парадоксальный вопрос, ответ на который, тем не менее, остается открытым.

Номинально — числится, присутствует в соответствующих межгосударственных соглашениях и, даже, собирает с иностранных перевозчиков деятельность за пролет над территорией нашей страны.

Но вопрос, вынесенный в заголовок статьи, не случаен.

Тем, кто следит за развитием событий в этой компании, очевидно, что нацеленность ее менеджмента, ведомого Виталием Савельевым, на решение решение частных финансовых вопросов бизнеса слабо связана с интересами государства как такового.

Недавние скандалы, связанные с деятельностью самого Савельева и его верного помощника на ниве информационных технологий Кирилла Богданова, привлекли внимание общественности к проблеме, но так и не получили разумного разрешения и какого-либо внятного ответа со стороны руководства компании.

Напомню, что летом 2010 года мы наблюдали параллельно два замечательных сюжета в области информационной политики Аэрофлота.

Первый был связан с отвратительным исполнением нового сайта этой компании, тендер, на разработку которого, по сообщениям в блогах, был замечательным образом организован для передачи заказа структурам, напрямую аффилированным с менеджментом ОАО Аэрофлот. Как утверждали комментаторы в Интернет, по запредельно высокой цене. Формально, конечно, Аэрофлот, имея статус ОАО, а не госучреждения, имел полное право купить свой новый сайт хоть за миллион евро, и заказать его хоть теще Савельева. Но от открытого акционерного общества с преимущественно государственным участием, да еще и специальным статусом национального авиаперевозчика следовало бы ожидать большей открытости. Чтоб не возникало у граждан России сомнений о том, куда уходят деньги за пролет, ради которых наши дипломаты бьются на переговорах о вступлении в ВТО. Однако, по всей видимости, прозрачность бизнеса не является приоритетной задачей господина Савельева и его команды.

Второй сюжет был органически связан с первым — замечательный сайт компании Аэрофлот не смог обеспечить продажу авиабилетов через Интернет. На протяжении нескольких дней эта функция была недоступна под смехотворным предлогом “хакерской атаки” на компанию ASSIST, обеспечивавшую обработку платежей через сеть Интернет. Кто его знает, может атака и была, конечно, но у граждан нашей страны, опять-таки, возникает закономерный вопрос: Неужели национальному авиаперевозчику было так сложно обеспечить связь с процессинговой компанией не по сети Интернет, подверженной атакам, а по выделенному каналу? Атаковали то хакеры не Аэрофлот, а ASSIST, атаковали по официальной версии через Интернет, от чего пострадали все клиенты ASSISTа сразу.

Но что мешало выделить для национального перевозчика отдельный сервер, отдельную выделенную линию и обрабатывать его запросы отдельно от остальных коммерческих клиентов, обеспечив, тем самым, устойчивость функционирования национальной инфраструктуры перевозок? У национального перевозчика ОАО Аэрофлот не нашлось 100 тысяч рублей на покупку сервера? Национальный перевозчик ОАО Аэрофлот был не в состоянии сертифицировать свой новый замечательный сайт на прием платежей по картам, без того, чтобы перенаправлять пассажиров на чужие Интернет-страницы? А на что тогда были потрачены деньги, щедрой рукой выделенные господином Богдановым на разработку нового сайта? На дизайн? Но вот, например, ведущий веб-дизайнер нашей страны Артемий Лебедев утверждает, что на этом сайте нет дизайна.

Впрочем, эти два сюжета затушевали намного более серьезную и острую проблему, скандал вокруг которой начал разгораться совсем недавно. Ни для кого не секрет, что вопрос о создании инфраструктуры национальной платежной системы, заменяющей, во многом, американские компании VISA и MasterCard был поднят во многом из соображений информационной безопасности. Озаботилось наше государство, наконец, что персональные данные многочисленных сотрудников госучреждений, включая силовые структуры, утекают во время каждой транзакции на расположенные в США сервера.

Озаботилось и решило создать собственную инфраструктуру платежей в России — просто, чтобы информация, куда не надо не ходила.

Казалось бы, позиция государства по данным вопросам очевидна и донесена до общественности. НПС еще не сделана, но политическая линия на ее запуск принята на высшем уровне, бизнес-сообщество и чиновники совместно работают, воплощая запущенную идею в жизнь. Благо, что разоблачения Wikileaks помогли сориентироваться, насколько сильна озабоченность американского госдепа возможной утратой мировых платежных систем своих позиций в России.

Руководителю национального авиаперевозчика сделать бы какой-то вывод о том, что в нашей стране понемногу проходит период разгильдяйства и головотяпства, а не фокусироваться на своих узких бизнес-интересах… Но нет. Не далее как в мае месяце было объявлено, что крупнейшая в России система бронирования авиабилетов Сирена-Трэвел будет осуществлять бронирование авиабилетов Аэрофлот.... через международную систему резервирования авиабилетов Sabre. Никто не против, заметим, чтобы Аэрофлот самостоятельно выбирал, через какую международную систему бронирования авиабилетов ему работать. Интеграция в мировые рынки дело благое, если не принимать во внимание, что Sabre далеко не единственная и не самая массовая система в авиации.

Но организовывать систему так, чтобы данные о внутренних перевозках автоматом выливались на международные серверы — это ход настолько гениален, что вызывает серьезные сомнения в мотивах организаторов.

Неужели господам Савельеву и Богданову, в чьей непосредственной компетенции находится решение этого вопроса, не приходило в голову, что вовсе не обязательно сообщать заокеанским хозяевам Sabre о каждой служебной поездке сотрудников, например, подмосковного ОМОНа в Хабаровск? Тем более, что для резервирования билетов используются находящиеся на территории России пульты, которые прекрасно работают и без зарубежных посредников? Неужели вопрос для них стоял только в оптимизации финансовых потоков и концептуальное решение о том, что российская система резервирования авиабилетов должна работать через иностранную прокладку была принята ими чисто из соображений ведения бизнеса? А, кстати, какие могут быть соображения? В чем вообще состоит целесообразность подобных бизнес-конструкций?

Аэрофлот хочет платить Sabre как посреднику лишние деньги? Нет ответа… Да и вопрос о том, насколько подобная практика проброса персональных данных российских граждан через зарубежную систему соответствует законодательству РФ — вообще, похоже, в Аэрофлоте не обсуждался.

Увы, похоже, что пока у руководства компанией находятся те люди, которые там находятся — статус Аэрофлота как национального оператора авиаперевозок, чем дальше, тем сильнее будет подвергаться сомнению. К сожалению, закрытая политика пресс-службы этой компании не позволяет нам надеяться на то, чтобы получить от нее официальные ответы на заданные вопросы. Об этом мы можем судить хотя бы по предыдущему опыту: по вопросам сайта Аэрофлот комментариев компании так и не воспоследовало.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram