Мой собеседник – Марат К., один из ЛКН, понаехавших в «Москву для москвичей».
Авраам Шмулевич – Кто ты? Как себя охарактеризуешь?
Марат К. – Я черкес из Кабардино-Балкарии, работал в Москве, месяц назад вернулся в Нальчик, образование высшее. В каких-либо черкесских организациях я не состою, но сочувствую черкесскому национальному движению.
Авраам Шмулевич – Как ты видишь сложившуюся ситуацию? Что именно произошло?
Марат К. - Как говорил русский философ П.Чаадаев - «Россия, находясь на стыке Европы и Азии, показывает всему миру как не надо жить». Вместо того, чтобы признать Кавказ и другие национальные регионы страны колониями и освободить их, Россия вела активную агитацию и пропаганду «вечного единства» с захваченными народами, фальсифицировалась история в плане того, что якобы эти народы добровольно вошли в состав России и являются полноценными и равноправными гражданами одной многонациональной страны. Имперская политика рано или поздно приводит к тому, что захватываемый народ в последствии захватывает своих колонизаторов. Так мы можем видеть, что такие страны как Германия, Франция, Англия, Голландия и многие другие испытывают наплыв иммигрантов со стран бывших колоний. Нельзя задним числом осуждать эти страны и говорить, что, мол, они сами виноваты, не надо было завоевывать колонии. Было время, когда колонии иметь было выгодно, и как передовые и сильные страны, они захватывали колонии и получали с этого экономический и политический эффект. Но с середины 20-го века по миру прокатилась волна деколонизаций.
В настоящее время стал очевидным негативный эффект от обладания колониями – источники нестабильности, терроризм, нежелательная миграция и т.д. Это стало очевидным для простого народа, для здоровых демократических сил, для русских националистов, но не очевидно для нынешнего руководства России. Для последних не важен ни экономический эффект, ни стабильность в стране. Намного важнее имперские амбиции, за которые они готовы расплачиваться миллиардами бюджетных рублей ежегодно, жизнями милиционеров и солдат, погибающих от рук так называемых «бандитов». Это привело к тому, что убийство одного русского парня стало последней каплей, и возмущение достигло пиковой точки. Конечно, организаторами беспорядков в Москве являются именно русские националисты, стремящиеся получить свободную Русскую страну, но к этой акции подключились многие, кто испытал на себе негативную сторону наплыва представителей чужой культуры и ментальности.
То что произошло и продолжает происходить в Москве – безусловно, срежессировано влиятельными людьми, но простой народ выходит на улицы не по приказу, а за идею – идею свободы русского народа и создание русского государства.
Я считаю, что эти проблемы – результат политики российских властей, похоронивших демократию, построивших коррупционную вертикаль власти, и стимулирующих шовинистические настроения в обществе.
Поэтому очевидно, что будет попытка перевести всю проблему на «кавказцев», что собственно, мы и наблюдаем в последнее время. Так В.В.Путин заявил об ужесточении порядка регистрации в крупных городах, о том, что приезжие обязаны соблюдать законы и т.п., иначе не исключены и действия, при которых «за безопасность таких людей сложно дать и 10 копеек». Похоже, В.В.Путин забыл, что в России должны действовать Конституция и законы, а не воинствующие молодчики. И это неудивительно, учитывая коррупционность и неэффективность выстроенной им «вертикали власти».
Авраам Шмулевич – Кто виноват в этих столкновениях?
Марат К., - Если оценивать бытовую и поверхностную сторону, то можно сказать, что виноваты русские националисты. С другой же стороны, любой русский человек скажет, что виноваты «понаехавшие» кавказцы. На самом же деле, глубинная причина в непродуманной политике нынешнего руководства страны.
После того как Россия пережила диктат и тоталитаризм в, пожалуй самой извращенной и жесткой форме, в форме коммунистического строя, вместо движения к демократизации и либерализации, Путин выбрал курс на так называемое «укрепление вертикали власти», что по сути являлось унитаризацией страны, централизацией власти и возвращением к тоталитарному режиму. Народ, испытавший всю «прелесть» диктатуры, реагирует резким отторжением этого. Существует три формы государства – унитарные, федерации и конфедерации. Из федерации Путин превратил страну в унитарное. А необходимо было двигаться в другом направлении – к конфедерации. Каждый народ должен был обретать максимальную свободу, с сохранением единой экономической и таможенной зоны.
Авраам Шмулевич – Но ведь все кавказские субъекты Федерации – дотационные.
Марат К. - Во многих странах территории отдают центру 50% всех налоговых поступлений. А в Российской «Федерации»? Забирается более 90%, фактически все, кроме какой-то мелочи в виде транспортного налога и т.п., из которых формируется региональные бюджеты. А потом федеральный центр распределяет деньги, попрекая регионы в «дотационности». Давайте все налоги делить по 50% хотя бы. И тогда увидим, что только 2-3 региона во всей России останутся дотационными. И уровень жизни во всех субъектах возрастет. Почему мы так не делаем? Потому что ослабеет федеральный центр. Потому что рухнет тоталитарная вертикаль власти. Потому что не будет больше «доброго» богатого царя, который с барского плеча одаривает верных региональных лидеров, в том числе и на Кавказе, а затем они совместно «пилят» деньги.
В-общем, вся система власти нуждается в реформе, иначе государство обречено.
Почувствовав свободу, кавказские регионы не стремились бы выйти из состава России, но и обязанной ее выплачивать дотации не считали бы. Самостоятельность вынудила бы дотационные регионы научиться самим формировать свой бюджет, развивать бизнес. России нужно было выступать исключительно как связующий фактор, а, по сути, получилось бы что-то на подобие Евросоюза. В этом случае не было бы почвы ни у кавказских сепаратистов, ни у русских националистов.
Авраам Шмулевич – В чем причина перманентной нестабильности на Кавказе?
Марат К. - Причиной является стремление к свободе. Даже если каждый кавказец будет миллионером, они будут стрелять из окон джипов и мерседесов, и Кавказ не будет спокоен. Вся нестабильность Кавказа – результат того, что ему нужна независимость. Если бы Кавказские регионы получили максимальную свободу и независимость, при этом не предоставленные полностью себе самим, а входя в единую экономическую зону с Россией и другими странами, «освободительный пыл» остыл бы, стереотип «кавказца-бандита» был бы сломан. Нестабильность на Кавказе создает стереотип кавказца как дикого бандита. Кремль думает, что причиной нестабильности является экономический фактор. Однако нет. Пока Россия не начнет относиться к кавказским народам как к равным партнерам, а не как к порабощенным народам, стабильности в России не будет.
Авраам Шмулевич – Как ты относишься к лозунгу «Россия – для русских»?
Марат К. - Я представляю черкесскую нацию. Сегодня 9/10 нашего народа живет в изгнании, оказавшись на чужбине в результате геноцида, совершенного российским государством при завоевании Черкесии. Территория исторической Черкесии – это, как минимум, Краснодарский край, Ставропольский край, Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия. И когда говорят «Россия для русских», то можно ответить: «Хорошо. Тогда «Черкесия – для черкесов». На территории исторической Черкесии сегодня живет 6 млн. русских, и 8 млн. черкесов живет в изгнании за пределами России. Устроим бартер?
Когда говорят: «надо отделить кавказские республики», то давайте вспомним, что Адыгея, Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария – это что-то типа резерваций для уцелевшего от геноцида черкесского населения. Если ставить вопрос об отделении – о деколонизации, то, в соответствии с международным правом, придется отделять не эти республики-лилипуты, а территорию черкесов на момент завоевания Черкесии российским государством, а именно на 1763 год. Если такое желание возникает у российских властей и русских шовинистов, то думаю, что черкесы возражать не будут.
Авраам Шмулевич – Про насилия со стороны кавказцев сейчас много говорят. А есть ли насилие по отношению к кавказцам?
Марат К. - В этом году в КБР привезли более 10 трупов, убитых наци в Москве.
Мне лично известны несколько случаев, когда кавказцы или другие представители нац.меньшинств были убиты скинхедами. В честности, несколько человек из Кабардино-Балкарии были убиты в Москве, в том числе врач-ординатор, и т.д. Скины нападают на беззащитных – это факт. Такие «герои», толпой убившие нерусского дворника. При этом менее всего в Москве нападают на чеченцев, поскольку бояться, что чеченцы будут мстить.
Совершаются убийства и жителей Адыгеи, Карачаево-Черкесии, других регионов Кавказа, и не только Кавказа. Сколько убивают узбеков, таджиков, вьетнамцев, студентов из Африки. И это не бытовые убийства, как в случае с Асланом Черкесовым. И, как правило, эти преступления остаются безнаказанными. Ни в какой цивилизованной стране мира нет таких дикостей. В той же Грузии, которую. сегодня так критикует российская власть, никто не убивает русских за цвет волос или глаз. А что будет дальше, трудно сказать. Тем более, фактически началась предвыборная компания 2012 года, и теперь возможно все. Мы помним, как после взрывов домов в Москве и Волгодонске, говорили о необходимости «твердой руки», помним и «учения» ФСБ, когда мешки с гексогеном заносили в подвал жилого дома, но были остановлены жильцами. В-общем, ничего хорошего для страны и для людей я не ожидаю.
А если говорить о насилии на государственном уровне, то тут все ещё хуже. Количество силовиков в кавказских регионах намного выше, чем в русских регионах. При каждом удобном случае, под различными предлогами (чаще всего это «борьба с терроризмом») в кавказские регионы вводятся вооруженные силы из других регионов – танки, БТРы, военные грузовики – это наша суровая обыденная реальность. Что это, если не насилие? Вечная демонстрация военной мощи. Девиз «мочить в сортире» реализуется с жестокостью, поражающей своими масштабами. Никаких попыток задержать, арестовать, судить «боевиков» нет. Только уничтожение. Для того чтобы уничтожить 2-3-х «боевиков», заблокированных в квартире, используют танки, гранатометы и другие средства, которые явно являются излишними. Я считаю это политическим насилием.
Авраам Шмулевич - Но на Кавказе, по сути, идет война.
Марат К. - При желании, с терроризмом можно покончить очень быстро. При желании. А пока есть финансовая заинтересованность, пока есть желание иметь рычаги управляемого обострения ситуации в нужные политические моменты, война никогда не закончится. Кроме этого, и сама эта война во многом спровоцирована Россией. Без первой чеченской не было бы никакого терроризма. Да и политика России на «возрождение духовности» (по-существу – религиозности в обществе) вместо повышения уровня образования – одна из причин того, что сегодня происходит на Кавказе и России в целом – российские власти сами проводят исламизацию Кавказа.
Авраам Шмулевич – А на Кавказе существует ли напряженность между кавказцами и русскими?
Марат К. - Характерно, что в России прошли насилия против кавказцев, а на Кавказе никаких «русских погромов» не было. Никому и в голову не пришло мстить русским за то, что произошло в Москве, за постоянные нападения на кавказцев со стороны скинхедов. Т.е. если в России ненависть к убийцам Свиридова спроецировалась на всех кавказцев, то здесь не произошло обратного эффекта. Русских по-прежнему много на Северо-Западном Кавказе, в КБР, КЧР, Адыгее.
На Северо-Восточном Кавказе, точнее в Ингушетии и Чечне, русских фактически нет.
В западно-кавказских республиках – в Осетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Адыгее - в целом нет напряженности между русскими и коренными народами – да и сами русские в этих регионах по менталитету больше кавказцы. Многие из русских, кто уехал в центральную Россию, из-за различия в менталитете с местными русскими, возвращаются обратно на Кавказ.
Что касается ситуации в русских областях, то там проблема существует.
Авраам Шмулевич – Может быть, потому, что в Ингушетии-Чечне эти погромы прошли давно, и русских там уже не осталось?
Марат К. - Из черкесских республик отток русских был сравнительно незначительным, и это именно экономическая миграция. В Дагестане тоже русских еще немало.
Чечня и Ингушетия были в состоянии войны, и погромы чеченцев и ингушей были намного больше. Войны в Чечне и послужили началом всего этого, с Чечни все началось. Выросло поколение чеченцев, не игравших в войну, потому что они на войне родились и выросли
вероятно, у них уровень ксенофобии зашкаливает.
сравните, молодое поколение чеченцев - дети войны, молодое поколение русских ничего толком не знает о том, что происходило в Чечне, пока они росли
знают только стереотип, шаблон - Чечня, зверьки, «е...ть Кавказ» и фильмы про Чечню , где чечены - духи, враги. иногда кажется, программу передачи российскому ТВ писал и пишут где-нибудь в Африке, но не в России. После войн в Чечне, в ближайшие 100 лет категорически нельзя было снимать и показывать фильмы о них, где одна сторона выставляется врагом, для государства это смерти подобно, а теперь пожинаем плоды. Русская молодежь, не разбирающая где чечен, а где адыг, и не особо обязанная это делать, воспринимает кавказцев по образу и подобию, которые слепили эти фильмы.
Авраам Шмулевич – Кто более виноват – кавказцы или русские?
Марат К. - Я думаю, виновата российская власть, при которой процветает коррупция, преступность, безнаказанность и вседозволенность. В этнической преступности, как и в любой другой преступности, виноваты на народы, а сама система власти, которая допускает существование и процветание преступных группировок. Станица Кущевская, Гусь-Хрустальный – наглядное подтверждение. Да и без этого, в любом регионе преступные группы существуют, и в основном в связке с властными структурами, и люди везде это знают.
В том, что Кавказ был колонизирован, виноват царский империализм. В том, что проблема все больше и больше усугубляется, вместо того чтобы решаться, виновата российская власть. Если милиция продажна, то причина этому - не кавказцы. Вменяемые русские должны это понимать.